Больше рецензий

Godefrua

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 августа 2014 г. 18:02

804

5

Перечитывать совсем не то, что читать. Что я помнила из прочитанного?

Негостеприимный дом с призраками на берегу своенравного холодного моря. Любовная одержимость зрелого, целиком сложенного из ума героя - убежденного холостяка. Одержимость то ли более чем зрелой женщиной, то ли несуществующей или существующей в ней девушкой. Много героев, они как звезды вокруг солнца, вокруг того самого, сложенного из ума.

Что я поняла теперь?

Автор вкладывает себя в каждого героя, так же как читатель способен увидеть себя в одном из них, или нескольких, или всех сразу.

Это история одного лета. История одного сумасшествия. Тем более интересная, если учесть, что с ума сходит образец разумности. История столкновений расчета с восставшей памятью и эмоциями. История столкновения раненного ослабленного манипулятора со своими пешками, фанатами, соперниками.
У образца разумности есть соперники? Да. Один - духовно и эмоционально развитый гуру, возвышеная во всех смыслах личность, другой - грубо действующий, следующим звериным инстинктам выживания мужлан.
Кто же его пешки-фанаты? Мужчины и женщины. У каждого своя причина тянуться. Кто-то хочет обогреть холодное сердце своей заботой, кто-то взять высоту, кто-то чему-то научиться, а для кого-то он идеальная мишень для ненависти.

В чем причина сумасшествия? Конечно, женщина. Та единственная в ореоле свечения нашего героя, которая не вступила ни в фанатский клуб, ни в соревновательный. Ни в юности, ни в зрелости. Разве не обидно? Обидно, до умопомрачения...

Что же с ней "не так"? Автор нам даст пищу довольно богатую, но сама от разъяснений воздержится. Может для того, что бы и мы умопомрачились, а может что бы мы догадались до того, что она сама разгадать не в силах. Что бы мы ей помогли. Я попытаюсь.
Хартли. Скромная, сдержанная, без запроса на интеллектуальное или духовное развитие. Атлетика- вид спорта для людей склонных к уединению, не любящих соперничать, предпочитающих индивидуальный зачет соревнованию. В юности отвергла нашего интеллектуального героя из-за того, что "все командовал" и не имел большой тяги к "сексуальным сношениям". Предпочла мужчину, из своего социального круга, брутального до грубости, берущего лидерство любой ценой. Способного "осчастливить" женщину.
Не смогла она найти общего языка и с приемным сыном, волею генетики наделенного эмоциональностью и тонким умом.

Почему же его к ней так тянуло? Ведь понимал же, что "без блеска, стиля и юмора" будет их союз. И тут к нашим услугам версия предпочтения типа женщин, которые имели влияние на мужское мировоззрение в детстве. У нашего героя их две. Добропорядочная, строгая мать и блестящая, светская тетя Эстелла. Домохозяйка Хартли и звезда Клемент - главные женские героини жизни Чарльза.
Тут же напрашивается еще одна тема для размышления. Для автора не имеет значение возраст, пол и внешняя привлекательность в вопросе сексуальности. Более того, у нее совершенно безграничная шкала совместимостей. Юные 18-летние девушки соблазняют мудрых 62-летних мужчин. Зрелые аппетитные 40-летние дамы передают по половому каналу свое искушенное мировоззрение 20-летним амбициозным мечтателям. 62-летний нарцисс вожделеет опекать очень взрослую 62-летнюю чужую жену.

Не менее таинственным чем сам дом у моря, морская стихия, чем мотивация главной героини, в творчестве Мердок, а в "Море-Море" особенно, является союз людей именуемый браком. Что там происходит? Как происходит распределение ролей, как решаются споры, где грань между индивидуальностями создавшими брак? Почему со стороны люди кажутся несчастными, а на поверку оказываются счастливыми? Почему стремятся вернуться в его скорлупу, даже при соблазне "лучшей жизни"? Синдром жертвы, любовь к мучителю? Или не синдром, а наслаждение жертвомучением, как образом жизни, собственной жизнью? Совершенно точно - этого не понять умом человеку разумному и независимому.
Жуткой, вызывающей головоломкой являются нашему герою сцены семейных раздоров и идиллий супружеских пар героев. Именно исходящая от них боль толкает его на вызывающие поступки и именно гармоничность отношений супругов раздражает его, заставляет отступить, признать мир непостижимым и сильным. Сильнее его самого.

Вернусь к теме соперничества. Если с соперничеством за обладание женщины более менее ясно, то тема братского соперничества гораздо глубже и болезненней. Потому что она длиной в жизнь. Потому что в истории этих отношений замешаны родители и их амбиции. Потому что в "Море-море" соперничал только один брат, наш главный герой Чарльз. Считал себя более успешным. Зависть-зависть. Можно было так назвать эту книгу, если переключиться на вторую главную линию сюжета.
Если честно, я не представляю как можно соперничать, не замечая, что в схватке ты один.

Джеймс. А ведь его не спроста зовут так. Бонд? Все может быть. Кто был таинственным двигателем всей этой истории?
Кто нашел приемного сына Хартли - Титуса?
Кто прекратил преступление удержания в неволе?
Кто нашел общий язык с головорезом Беном и предотвратил преступление и не одно? И феноменальная память тут не при чем.
Кто ставил границы проявлений сумасшествия нашего главного героя?
Кто спас его с помощью "фокусов", кто раскрыл личность несостоявшегося убийцы?
Кто обогатил нашего героя?
Кто обладал тайным знанием о жизни и смерти и знал ответы на любые вопросы?
Кто вообще больше походил на Бога?

Наверное, надо сворачиваться. Боюсь, что рецензия будет интересна только тем, кто книгу читал. Но по-другому написать я не смогла. Книга меня еще не отпустила. Я еще слышу голос манипулятора Чарльза. Жалкого, самодовольного божка. Который все же победил. Он еще в моей голове и смотрит на всех моими глазами.

ilfasidoroff , Anais-Anais nevajnokto , ksu12
Друзья, я перечитала книгу и написала рецензию, как и обещала.

Ветка комментариев


Да разве же речь идет о стеснении? :) Она и тут не "стеснялась". Тут как раз наоборот - вся и "фишка"-то в том, что эти самые наваждения она перенесла на более высокий уровень. Это как бы обратная сторона вашего утверждения: "Наваждение не обязательно должно быть сексуальным". Критики (!) не заметили, что речь идет не о "братской" любви Джеймса (хотя и заметили, что он таки гомосексуалист), либо то самое его наваждение описано на таком уровне, что критикам слишком неинтересно было об этом говорить. А.М. еще со времен "Единорога" (а то и раньше) пыталась донести до своих читателей мысль, что вся любовь - это секс. (Нет, не та возня под одеялом при совокуплении разных органов). Это иное, куда более высокое, куда более непостижимое для большинства из нас. (Как Мерлин остался за пределами творчества Шекспира.) Кстати сама мысль о том, что "любовь - это секс" принадлежит Шекспиру. А.М. об этом неоднократно упоминает в своих романах. И во многих релаксирует на его творчестве. "Море, море", например, - сплошь медитация на "Буре" Шекспира.


Вот это да!...
Вот не поверите, мысль про то что "любовь это секс"(в смысле не только физиологии) мне пришла в голову после "Книга и братство". Дошли герои через секс до какой-то связи - духовной, взаимозависимой, необъяснимой, требующей признания действительности этой связи у третьих лиц... До какой-то степени физического удовольствия перешедшего в духовную слитность, невозможность дышать друг без друга.

Если честно, я сама влюблена в Джеймса. Пять лет назад думала, что в Чарльза, при всем его чудовищном эгоцентризме. А теперь типаж сменился, вот еще ценность второго прочтения! И думается мне, что он выше плотских сексуальных проявлений. Что его доктор написал? Он достиг совершенства и ушел из этого измерения. Т.е. он пробудил интерес к себе своего любовного объекта, увидел, что тот сбросил ревность, зависть и удовлетворился этим или... Ушел из за невозможности перехода на следующую, сексуальную стадию отношений?
Мне обидно, что такой как Джеймс полюбил такого как Чарльз. Любовь зла? Мне всегда казалось, что любовь (не страсть, не влечение) ищет духовной состыковки. Но здесь, она же невозможна! Хотя, духовноразвитый Джеймс, практичный Чарльз. Дополнение друг друга.
А может и правда - любовь это секс первично. Как фундамент. А дальше все остальное.
Он понял, что не во вкусе Чарльза...
Шекспир... Одно время увлекалась. В юности. Перечитаю эту пьесу, спасибо. И вообще, это так интересно, все что вы знаете. Я думала, что неплохо ее (леди Айрис) понимаю. Оказывается - нет.
И вообще, это удивительно, профессор философии, интеллект и эрудиция в кубе. И такое внимание сексуально-духовной стороне жизни. А ведь это из буддизма, не иначе. Не из европейско-христианского фарисейства! В общем, вы мне подбросили пищи...


Вот эта цитата из "Человека случайностей", которую я подразумевала, но эту же мысль Мердок обыгрывает во многих местах (я оставлю эту цитату из оригинала, простите, лень искать перевод :))

'Intellect is sexless, but spirit is almost all sex. In fact it is all sex, only sounds misleading to say so.'

'It sounds horrid.'

'Not horrid. Consider Shakespeare. All sex, all spirit.'

Между словами "spirit"(дух) и "любовь" можно поставить знак равенства, если и дальше ссылаться на Айрис. :)

Знаю я далеко не все (но спасибо, спасибо). Тот самый случай, когда "чем больше узнаю, тем меньше знаю". И Джеймс Эрроуби для меня так же непостижим, как Мерлин для Шекспира (но у меня дистанция намного больше, это уже ни в какие сравнения не идет вообще). Я могу согласиться со многим из того, что вы говорите о Джеймсе. И с чем-то не согласиться (может быть, выбор слов вызвал какие-то несогласия). Но мне вообще трудно говорить о Джеймсе вследствие его непостижимости.

А "Бурю" перечитайте, пока впечатления от "Моря" свежи. Тем более, она тоненькая совсем - вам хватит на час. :)


Спасибо вам! Обязательно прочту.