Больше рецензий

raccoon_without_cakes

Эксперт

по подсчету енотов и печенья

15 декабря 2023 г. 17:54

766

4.5 красивое размышление о цикличности жизни

«Облачный атлас» Митчелла похож на замысловатую, но туго заплетенную косу из шести разноцветных прядок, каждая из которых хороша сама по себе, однако вместе они составляют нечто особенное.

Если уж совсем строго посмотреть на текст, то это шесть небольших, очень разных историй: дневник нотариуса девятнадцатого века, по рабочим делам путешествующего морем; письма талантливого, но высокомерного и язвительного юноши-композитора, вынужденного находить не всегда законные способы выживать после первой мировой войны; остросюжетное расследование журналистки в Калифорнии 1970х, раскрывающее заговор огромной корпорации; гомерически смешная история проныры-издателя, который бежал от кредиторов, но попал прямиком в «Гнездо кукушки»; предсмертное интервью клона-прислуги из киберпанк-Кореи далекого будущего; сбивчивый рассказ козопаса на закате постапокалипсиса.

На первый взгляд, их связывает только родимое пятно в виде кометы. Но чем дальше читаешь, тем больше структура книги замешивает истории в один водоворот. Каждая из них, кроме шестой, обрывается на полуслове, чтобы началась следующая, в которой новый герой находит обрывок предыдущей в виде книги, фильма или голограммы и это недосказанность заставляет его искать возможность узнать финал. Будто бы каждый предыдущий герой протягивает руку следующему, легким взмахом создавая между ними тонкую связь.

Перерождения ли они одного человека? Размышлять об этом интересно, но, если посчитать года, далеко не все персонажи успевают умереть раньше, чем рождаются новые, например, молодая журналистка Луиза Рэй, ведущая свое расследование в 1975 году, никак не могла быть «предтечей» книготорговца Тимоти Кавендиша, бегущего в наше время от кредиторов в свои почтенные 65 лет. Однако Тимоти читает расследование Луизы, и это их связывает.

Помню, как читала эту книгу десять лет назад, после того, как посмотрела экранизацию. Тогда впечатления от кадров и текста наложились друг на друга, дополняя, и, все же, я иногда скучала при чтении, так как темп у историй, конечно, очень разный.

И поэтому было так интересно перечитать книгу спустя десять лет и сравнить эмоции. Мне уже не было скучно, я одинаково наслаждалась встречей с каждым героем, потому что текст отлично написан, и в каждой есть эмоциональный ключок, за который так легко зацепиться. Хотя к героям и не получилось относится одинаково, меня раздражал заносчивый композитор Фробишер, смешил нелепый Кавендиш, тогда как Сонми-451 вызывала огромное сочувствие. И это прекрасно, потому что когда бурчишь на книгу или закусываешь палец при чтении, значит, ты веришь в происходящее, в судьбы описанных людей, переживаешь за них, как за близких знакомых.

А после завершения чтения можно поразмышлять на красивые темы: о том, что в любые времена человек остается человеком, зачастую алчным и мелочным, о том, что наши короткие жизни могут оставить рябь на воде времени, которая достигнет следующих поколений, что наши истории важны и интересны, и, возможно, в будущем кто-то будет искренне желать узнать о нас чуть больше.

Это красивый и метафоричный роман, предлагающий целый ворох жанров и героев. И, вполне вероятно, лет через десять я к нему снова вернусь.