Krysty-Krysty

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 июля 2014 г. 11:30

554

5

“Хождение вслед” Бонхёффера – экстракт христианства. Узкий путь, который не оставляет маневренности для самооправдания, двуличия, компромиссов.
Путь от призыва идти за Христом

Юноша искал ответа на свой вопрос. Ответ гласит: Иисус Христос.

...хождение вслед Христу — это не особая заслуга избранных, а божественная заповедь всем христианам.

Через понимание его заповедей (значительная часть книги – объяснение Нагорной проповеди)

С человеческой точки зрения, Нагорную проповедь можно понимать и толковать бесчисленными способами. Иисус признает лишь одну возможность: просто пойти и повиноваться.

"Блаженны чистые сердцем, ибо они смогут увидеть Бога". Кто чист сердцем? Лишь тот, кто до конца отдал свое сердце Иисусу, чтобы лишь Он в нем царил; кто не запятнал своего сердца ни злом, ни даже собственным добром. Чистое сердце — это простое сердце ребенка, не знающего о добре и зле, сердце Адама до падения, сердце, где царит не совесть, а только воля Иисуса.


Через простое послушание Ему

Иисус сказал бы: кто тебя ударит по одной щеке, подставь ему и другую; а мы бы поняли: именно в битве, именно в ответном ударе и может вырасти настоящая любовь к брату. Иисус сказал бы: ищите прежде всего Царствия Божьего; мы бы поняли: естественно, сначала нам надо искать всего остального. А иначе как же нам жить? Ведь имеется-то в виду просто окончательная внутренняя готовность всё отдать ради Царства Божьего. Повсюду то же самое: сознательная отмена простого, буквального послушания.
...Отец говорит ребенку: иди спать! — и ребенок понимает, о чем речь. А ребенок, вымуштрованный лжетеологией, рассуждал бы так: отец говорит: иди спать. Он имеет в виду, что я устал; он не хочет, чтобы я уставал. Я могу справиться с усталостью, если пойду играть. Значит, хотя отец говорит: иди спать! — он на самом деле имеет в виду: иди играть.

Через принятие Креста

Пусть христианин остается в мире. Не ради богоданных благ мира и даже не из-за своей ответственности за ход дел в мире, но ради тела вочеловечившегося Христа, ради общины. Пусть он останется в мире ради прямой схватки с миром, пусть он живет своей "внутримирской жизнью долга и призвания", чтобы стала вполне зрима его "чуждость миру". Но это может произойти только благодаря зримому членству в общине. Противоречие с миром нужно внести в сам мир. Потому Христос стал человеком и умер среди своих врагов.

Через рисунок идеальной Церкви – Тела Христова –
до упорядочения отношений с “братом”, общиной, миром

Суд — недозволенная рефлексия о другом. Он разлагает простую любовь... Судя, я слеп и к своему собственному злу, и к милости, дарованной другому. А в Христовой любви ученик знает о всякой мыслимой вине и грехе, ибо знает о страданиях Иисуса Христа, — и в то же время любовь узнаёт в другом того, кто был с креста прощен. Любовь видит другого в свете креста, и потому она действительно зряча. Если бы, когда я сужу, мне действительно важнее всего было истребить зло, то я искал бы зло там, где оно мне, собственно, и грозит, — в себе самом. А когда я ищу зло у другого, то сразу ясно, что я ищу еще и своей правоты, что, судя другого, я хочу остаться безнаказан в своем собственном зле.

...пусть плоть узнает в ежедневном и чрезвычайном навыке и дисциплине, что своих прав у нее нет.

Это лживая гордыня и лжедуховная страсть ветхого человека, желающего стать святым помимо видимой общины братьев. За смирением такой погруженности в себя кроется презрение к телу Христову — к зримой общине оправданных грешников. Презрение к телу Христову — ибо Христу было угодно зримо принять мою плоть и вознести на крест; презрение к общине — ибо я хочу святости для себя помимо братьев; презрение к грешникам -ибо я ухожу от греховного образа моей Церкви в самовольно избранную святость. Освящение вне видимой общины - это самоканонизация.

Лично для меня эта книга стала определенной апологией протестантизма. Всегда смущала реформатская (хотя разве многие православные не думают так же?!) уверенность: ты уже спасен, а значит, все равно, как живешь. Введение Бонхёффером понятий дешевая милость и дорогая милость ставит все на места. Дешевая милость (псевдомилость), к которой не устает призывать этот мир: живи как хочешь, Бог хороший, все прощает. Дорогая милость (настоящая): Бог простит, ведь ты пойдешь за Ним и ни за что не свернешь с Его пути, не нарушишь ни одного Его слова.
Хождение вслед Христу – не сухой набор ежедневных правил, выполнив которые ты можешь быть свободен от думания и этического выбора, а ежеминутный этический выбор, искание Христа и многократное исповедание Его.
Мне кажется, эта книга будет очень полезной и вдохновляющей для тех, кто уже знаком с Христом. Она не заменит Евангелия и не расскажет об особенностях той или иной конфессии – она внеконфессиональная.
Нельзя забывать и того, что написанное в книге автор утвердил собственной жизнью, заплатив “дорогую цену”.

Тое самае па-беларуску:

...

“Хаджэнне ўслед” Банхёфера – экстракт хрысціянства. Вузкі шлях, які не пакідае манеўранасці для самаапраўдання, двудушнасці, кампрамісаў.
Шлях ад закліку ісці за Хрыстом

Юноша искал ответа на свой вопрос. Ответ гласит: Иисус Христос.

...хождение вслед Христу — это не особая заслуга избранных, а, божественная заповедь всем христианам.

Праз разуменне Яго запаветаў (значная частка кнігі – тлумачэнне Нагорнай казані)

С человеческой точки зрения, Нагорную проповедь можно понимать и толковать бесчисленными способами. Иисус признает лишь одну возможность: просто пойти и повиноваться.

"Блаженны чистые сердцем, ибо они смогут увидеть Бога". Кто чист сердцем? Лишь тот, кто до конца отдал свое сердце Иисусу, чтобы лишь Он в нем царил; кто не запятнал своего сердца ни злом, ни даже собственным добром. Чистое сердце — это простое сердце ребенка, не знающего о добре и зле, сердце Адама до падения, сердце, где царит не совесть, а только воля Иисуса.

Праз простую паслухмянасць Яму

Иисус сказал бы: кто тебя ударит по одной щеке, подставь ему и другую; а мы бы поняли: именно в битве, именно в ответном ударе и может вырасти настоящая любовь к брату. Иисус сказал бы: ищите прежде всего Царствия Божьего; мы бы поняли: естественно, сначала нам надо искать всего остального. А иначе как же нам жить? Ведь имеется-то в виду просто окончательная внутренняя готовность всё отдать ради Царства Божьего. Повсюду то же самое: сознательная отмена простого, буквального послушания.
...Отец говорит ребенку: иди спать! — и ребенок понимает, о чем речь. А ребенок, вымуштрованный лжетеологией, рассуждал бы так: отец говорит: иди спать. Он имеет в виду, что я устал; он не хочет, чтобы я уставал. Я могу справиться с усталостью, если пойду играть. Значит, хотя отец говорит: иди спать! — он на самом деле имеет в виду: иди играть.

Праз прыманне Крыжа

Пусть христианин остается в мире. Не ради богоданных благ мира и даже не из-за своей ответственности за ход дел в мире, но ради тела вочеловечившегося Христа, ради общины. Пусть он останется в мире ради прямой схватки с миром, пусть он живет своей "внутримирской жизнью долга и призвания", чтобы стала вполне зрима его "чуждость миру". Но это может произойти только благодаря зримому членству в общине. Противоречие с миром нужно внести в сам мир. Потому Христос стал человеком и умер среди своих врагов.

Праз малюнак “ідэальнай” Царквы – Цела Хрыстовага –
да ўпарадкавання штодзённых стасункаў з “братам”, супольнасцю, светам

Суд — недозволенная рефлексия о другом. Он разлагает простую любовь... Судя, я слеп и к своему собственному злу, и к милости, дарованной другому. А в Христовой любви ученик знает о всякой мыслимой вине и грехе, ибо знает о страданиях Иисуса Христа, — и в то же время любовь узнаёт в другом того, кто был с креста прощен. Любовь видит другого в свете креста, и потому она действительно зряча. Если бы, когда я сужу, мне действительно важнее всего было истребить зло, то я искал бы зло там, где оно мне, собственно, и грозит, — в себе самом. А когда я ищу зло у другого, то сразу ясно, что я ищу еще и своей правоты, что, судя другого, я хочу остаться безнаказан в своем собственном зле.

...пусть плоть узнает в ежедневном и чрезвычайном навыке и дисциплине, что своих прав у нее нет.

Это лживая гордыня и лжедуховная страсть ветхого человека, желающего стать святым помимо видимой общины братьев. За смирением такой погруженности в себя кроется презрение к телу Христову — к зримой общине оправданных грешников. Презрение к телу Христову — ибо Христу было угодно зримо принять мою плоть и вознести на крест; презрение к общине — ибо я хочу святости для себя помимо братьев; презрение к грешникам -ибо я ухожу от греховного образа моей Церкви в самовольно избранную святость. Освящение вне видимой общины - это самоканонизация.

Асабіста для мяне гэтая кніга стала пэўнай апалогіяй пратэстантызму. Заўсёды бянтэжыла рэфармацкая (хоць многія праваслаўныя разважаюць надта падобна!) упэўненасць: ты ўжо ўратаваны, а значыць, усё адно, як жывеш цяпер. Увядзенне Банхёферам паняццяў танная міласць і дарагая міласць ставіць усё на месцы. Танная міласць (псеўдаміласць), да якой не стамляецца заклікаць гэты свет: жыві як хочаш, Бог добры, усё даруе. Дарагая міласць (сапраўдная): Бог даруе, бо ты пойдзеш за Ім і ані не збочыш з Ягонага шляху, ані не парушыш ніводнага Ягонага слоўца.
Хаджэнне ўслед Хрысту – не сухі набор штодзённых правілаў, выканаўшы якія ты можаш быць вольны ад думання і этычнага выбару, а штохвілінны этычны выбар, шуканне Хрыста і шмакратнае вызнанне Яго.
Мне падаецца, гэтая кніга будзе вельмі карыснай і натхняльнай для таго, хто ўжо знаёмы з Хрыстом. Яна не заменіць Евангелля і не распавядзе пра асаблівасці той ці іншай канфесіі – яна пазаканфесійная.
Нельга забывацца і на тое, што напісанае ў кнізе аўтар сцвердзіў уласным жыццём, заплаціўшы “дарагую цану”.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!