Больше рецензий

LadaVa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 июня 2014 г. 17:49

295

5

Когда у Твардовского обнаружили запущенный рак легких, ЦК партии было очень недовольно сим фактом.
Если он умрет сейчас, в этом году, это слишком легко будет связать с закрытием его детища - журнала "Новый мир".
С жестокой, несколько-летней травлей лично самого Твардовского.
С другими, предыдущими случаями травли литераторов и их смертями от стремительно развившегося рака.
ЦК партии сказало: Любые лекарства, любые врачи и операции. Только бы не в этом году.
Что ж, раз партия сказала "надо"... Врачи и железная порода самого Александра Трифоновича помогли перевалить этот год.

Похороны писателя планировались, как планируются боевые операции.
Кончина поэта стала для начальства серьезной «неприятностью»: как бы чего не вышло! Запричитал же вдруг старый писатель Леонид Борисов над гробом Зощенко: «Миша, дорогой, прости нас, дураков, мы тебя не защитили, отдали тебя убийцам…» С той поры усопшие попадали под бдительную «опеку». (с)
Да, с той поры похороны перестали быть личным делом семьи и друзей....
Били все, кому не жалко,
Уложили наповал.
Вот стоят у катафалка
Те, кто бил и мордовал.
Знаем, знаем их замашки —
Супермены, туз к тузу.
У них речи на бумажке
И слезиночка в глазу.
(Д. Сухарев)
Впрочем, то - власть, что от нее еще ожидать? А вот "друг" Солженицын сумел сделать из этих похорон свой бенефис. Вдова и дочери приглашали его проститься с покойным в вечер перед похоронами, когда будут только близкие. Все же понимали, что на официальные проводы пустят далеко не всех, а сказать прощальное слово и вовсе дадут только тем, кто собственно и затравил... Солженицын сказался занятым. Дела, знаете ли, внезапно навалились. Как он проник через кордоны милиции в Центральный дом литераторов остается загадкой. Но Солженицыну нужно было только публичное прощание с редактором "Нового мира", положившим за него голову на плаху. Для зарубежных корреспондентов именно он стал героем дня.
Да, Александр Исаевич весьма лихо поимел Твардовского как при жизни, так и после смерти. Твардовский, будучи редактором "Нового мира", бился насмерть, проталкивая публикацию дотоле неизвестного. пришедшего " с улицы" писателя, буквально рисковал всем (как оказалось - жизнью). Уговаривал, убеждал, просил высочайших аудиенций, клялся. шел против системы, радовался больше всех публикации. На кону стояло всё, судьба Твардовского, судьба "Нового мира", судьба литературного процесса.
А Солженицын? А он вел в это время переговоры с американцами, не посвящая в это Твардовского. Зачем? Всё советское есть бесовщина и человек, рискующий ради него, тоже. Частный случай, ничего не значащий. Можно наступить на его труп и взойти туда, куда и планировал. В мессии. В своих воспоминаниях Солженицын описывает "Новый мир" и всех тех, кто помогал ему, снисходительно и иронично. Вероятно, новая родина не готова была бы услышать в адрес советского журнала слова уважения и благодарности от Нобевлеского лауреата, поэтому лауреат и не стал. (О, как он всё угадал!, - хочется воскликнуть на этот раз о Пелевине. Чтобы быть успешным гонимым диссидентом на Западе, надо писать то, что они хотят прочитать в утренних газетах за завтраком, а не что попало)
В самый тяжелый период жизни журнала, встретились автор этой книги и Твардовский:
В ту пору, встретившись со мной, он «вдруг» сказал:
— А вы, Андрей Михайлович, мало написали о конце «Отечественных записок»! — имея в виду книгу о Щедрине.
А думал-то о судьбе собственного детища, трагически напоминавшей мытарства «предка».
И сам был истерзан, как его великий «коллега», еще до запрета «Отечественных записок» (получавших одно цензурное предупреждение за другим) производивший, по словам современника, «впечатление какого-то судна с разорванными парусами и снастями, перенесшего только что жестокую бурю». (с)

Андрей Михайлович Турков выполнил свое молчаливое обещание - книга его подробнейшим образом рассказывает о литературном процессе тех лет, о травле журнала и его главного редактора, напоминавшей медленную, извращенную казнь, называя поименно и друзей, и врагов. И "охотничьих собак" партии, загонщиков, так сказать.

А теперь о поэзии...


Два человека готовы в наши дни говорить о Твардовском.
Необыкновенно интеллигентный, очень профессиональный современник поэта - Андрей Михайлович Турков, год издания его ЖЗЛ-овской книги - 2010.
И наш с вами современник, продукт нашего времени, яркий и талантливый - Дмитрий Быков.
Турков глубок и вдумчив, Быков эффектен, и оба в этом правы.
Чтобы СЕЙЧАС говорить о Твардовском нужно не только глубокое знание предмета, нужно литературное мужество и талант менеджера.

Если вы когда-нибудь занимались литературным анализом, если вас этому учили, попробуйте проанализировать любое стихотворение Твардовского. Вы вдруг обнаружите насколько сложно - профессионально, литературно сложно - оно сделано. Все эти непростые рифмы, частотность употребления тех или иных слов, аллитерации и многое другое. Обнаруживать это - величайшее наслаждение и удивление. То. что казалось чуть ли не частушкой раскрывается вдруг, как совершенное произведение - без швов, без видимых следов резца мастера. Простейший пример: "Коси коса, пока роса. Роса долой, и мы домой. Таков завет и звук таков, и по косе вдоль жала, смывая мелочь лепестков, роса ручьем бежала..." Послушайте и проследите все эти кс, тк. зв, мл. лм. вы не только прочитаете, вы увидите и услышите это утро.
Нужно литературное мужество. чтобы признаться в любви к Твардовскому, говорит Быков. Легче признаться в любви к Мандельштаму, его все любят. Легче повторять сказанную Бродским пошлость (умница Быков! не боится назвать глупость глупостью и пошлость пошлостью) о частушечности Твардовского.
Да, Твардовский вызывает раздражение. Тем, что поэзия его кажется сделанной на пальцах. Кажется предельно простой. Кажется легко повторимой.
Но повторить эту степень простоты невозможно. Это предельный уровень мастерства.
Это как "Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог"
Это как "Приезжай, попьем вина, закусим хлебом или сливами. Расскажешь мне известья. Постелю тебе в саду под чистым небом и скажу, как называются созвездья."
Такая простота и отсутствие сложности результат длительной и целенаправленной работы над собой. Из дневников и писем поэта Турков извлекает процесс работы Твардовского над стилем и формой. Всё не просто, всё - вопрос техники. Даже более того. вопрос философии творчества.
К сожалению, Дмитрий Быков ( я не могла не обратиться к его лекциям), эффектно и эффективно пропагандируя Твардовского, столь же размашисто и - увы! - чересчур субъективно критикует его. Причем суть его претензий вызывает некоторое недоумение. Может быть и можно было бы понять логику критики. если только выдернуть Александра Трифоновича из его времени, из литературного процесса того времени, из поэтических ценностей тех лет. И рассматривать его сугубо абстрактно. Но ведь и тогда наш взгляд не будет абстрактным, он будет отражать наше время, наши вкусы, наш уровень развития поэзии.
Объяснить я такое отношение со стороны Быкова могу только тем, что он решает не только просветительские, но и учительские задачи. ему важно вложить несколько ярких, запоминающихся формул о Твардовском в головы учеников. Это задача минимум. Задача максимум - чтобы читали. Но достижима ли она?
Цитата из книги:
Вспоминается сказанное некогда Герценом об отношении современного ему молодого поколения к «предшественникам, выбивавшимся из сил, усиливаясь стащить с мели глубоко врезавшуюся в песок барку нашу»: «Оно <поколение> их не знает, забыло, не любит, отрекается от них, как от людей менее практических, дельных, менее знавших, куда идут; оно на них сердится и огулом отбрасывает их, как отсталых… Мне ужасно хотелось бы спасти молодое поколение от исторической неблагодарности и даже от исторической ошибки».
Верные и злободневные слова!

И дальше, подводя итог:
К счастью, наиболее вдумчивые и чуткие из нового литературного поколения прекрасно знают, с личностью какого масштаба имеют дело.
Твардовский «был частью советского литературного истеблишмента, — писал десять лет назад известный прозаик Олег Павлов, — но так и не стал своим среди тогдашнего литературного барства: повернул дело своей жизни, саму свою жизнь против его сладенькой лжи — сделался отщепенцем, неудачником, потерял и чин литературный, и привилегии, и журнал. Он встал на сторону униженных и оскорбленных своего времени, хоть мог бы пировать с победителями…»
Что к этому добавишь?!

Комментарии


Зачиталась.... Спасибо.


у Андрея Туркова потрясающие глубокие книги. Пока, кроме Твардовского, читала только о Левитане и Чехове, но планирую продолжать)


Возьму на заметку, спасибо.


Спасибо! Возьму автора на заметку.


один из самых лучших литературоведов и историков. Всегда опирается на дневники, письма, публикации тех лет. воспоминания современников.
И очень мало субъективных, но эффектных высказываний, чем так быков страдает.


Обязательно почитаю.


Вовсе наоборот в этой книге


Загадочно высказались. А точнее сможете?


Уже больше года эту библиотечную книжку держу у себя и периодически читаю. Намереваюсь тоже написать рецензию, т.к. сам люблю Твардовского И книжка не нравится как раз из субъективизма Андрея Туркова, который лично знал Твардовского. Что побудило меня курировать его страницу, читать о нем и накупить его старых книжек. При этом единственное, чем книга не нравится - тем, что она вышла в серии ЖЗЛ, в которой как раз желательна объективность.


Так в чем субъективность? И главное где? У кого можно почитать объективное мнение о Твардовском?


Читая о Туркове, я нашел из его интервью
– А критик может быть субъективным? Если у него есть аргументы?
– Должен! Иначе невозможно.

С позиций диалектики любой человек субъективен, а если это литератор, то вократ. Особенно, если знаком лично с субъектом критики или проявляет к нему сильные эмоции. В таком случае он переносит на объект свое "я". Именно это и происходит с Турковым. Как к книге биографа Твардовского, я к покойному Туркову не имею каких-либо претензий. Но имею, как к автору книги из серии ЖЗЛ. Для большей объектвности этих книг ЖЗЛ необходима, наоборот, отстраненность автора. Иначе получается искаженный портрет с привнесением черт собственного "я" - борца с ненавистным режимом.

Перечитав еще вашу рецензию, прослушал снова из своей коллекции урок Дмитрия Быкова о Твардовском. Быкова сам люблю и не люблю одновременно, и он мне нравится. И тут снова понравился. Удивился, но до сих пор не могу купить ЖЗЛ Туркова о Блоке и Салтыкове-Щедрине, прямо стали редкостью. Захотелось прочитать.

Твардовский - это мой поэт, как Пушкин и Высоцкий. Считаю его гениальным русским поэтом, через него легче понять Некрасова, как предложил Быков. Ну, а что там Солженицын, Новый мир, борьба, политика - да, это все интересно и важно для истории. Как сказал Быков, Твардовский для сплочения советской интеллигенции сделал больше всех. Добролюбов, Чернышевский, Герцен. Когда-нибудь, возможно, и Твардовского поставят среди них.


Если книга так же хороша, как рецензия, надо читать)


Та же эпоха и в "Таинственной страсти" В. Аксёнова и "Зелёном шатре" Л. Улицкой.

Мне на плечи кидается век-волкодав...

"Таинственная страсть" Аксенова произвела совсем другое впечатление, атмосфера - вы правы - та же, но масштаб личностей, всех этих литераторов 60-70хх совсем другой, некоторых я после этой книги расхотела читать навсегда((( Кстати, Аксенов умер в июле, а родился в августе - это я к тому, что приходите участвовать, с удовольствием прочитаю рецензию на Таинственную страсть)


Спасибо, Лада!
Очень интересно, что в рецензии удалось соединить несколько мнений: автора книги, Быкова ну и твоё личное...


Влада, читая о советской литературе невозможно не обращаться к нескольким источникам! всё ведь такое недавнее, неустоявшееся, поэтому и интересное!


Большое спасибо за интересную рецензию!


вам спасибо)


Обнаружила, что у Туркова есть еще биография Салтыкова-Щедрина и Блока. Ну и о Чехове, о любимом Чехове. Все срочно в хотелки. Где только время найти...
Лада, рецензией зачиталась!


давно хочу прочитать все, что он написал - как-то я ему доверяю, он основательный и глубокий.


Очень интересно. Особенно часть про простоту.
До таких выводов надо дорасти ))))
Спасибо за рецензию.


да уж, про простоту, действительно, либо человек дорос, либо не объяснишь.