31 октября 2023 г. 00:27

70

4 Незахватывающая, но историчная и реалистичная книга о еврейских, а потом и израильских шпионах в ходе арабо-изрвилской войны 1947-1949 года

Книга написана журналистом Матти Фридманом и рассказывает о том как действовали первые еврейские разведчики из структур территориальной обороны еврейских общин в Палестине в арабо-израильскую войну 1947-1949 года, когда еще не было государства Израиль, образованного в 1948 году, и в первые годы его существования.
Автор концентрируется на описании жизни в тот период времени четырех еврейских, а потом и израильских разведчиков, у трех из которых он брал интервью. Собственно, исходя из книги, автор на протяжении нескольких лет интервьюировал не только их, но и многих других людей, которые в то время были причастны к израильским разведывательным службам. Повествование построено на основе всех этих интервью, а также на письменных источниках, в том числе документах из архивов Израиля. Все это излагается в художественной обработке. В центре повествования, как я уже сказал, четыре еврея-разведчика.
Замысел автора был в том, чтобы показать евреев, которые были выходцами с Ближнего Востока, а не приехали в Палестину из Европы. Он неоднократно в книги акцентирует на этом внимание и, насколько это позволяет имеющиеся у него сведения, рассказывает не только об их деятельности в разведке, но и об их детстве и юности до этого (им всем тогда было не больше 25 лет), об условиях, в которых они выросли в тогда еще существовавших еврейских кварталах населенных преимущественно арабами городов. Эти четверо родились в Иерусалиме, Алеппо, Дамаске и Йемене (это не город, а страна).
Интересный факт, о котором говорится в книге и о котором я как-то никогда раньше не думал, что восточные евреи (то есть родившиеся в Аравии или на Ближнем Востоке) внешне и по своим бытовым практикам были совершенно неотличимы от живших там же арабов. Когда началось вооруженное противостояние, а затем и война, арабские структуры по борьбе со шпионами внешне не могли отличить араба от восточного еврея и в этих целях заставляли подозрительных по их мнению лиц совершать какие-то мусульманские религиозные обряды, причем это также далеко не всегда помогало. Все четверо героев книги, выполняя разведывательные миссии, жили в арабских странах, будучи внедренными под именами и легендами арабов, и раскрыты не были.
Согласно аннотации книга представляет собой захватывающую историю, но я бы так не сказал. Я бы не назвал ее очень скучной, но временами читать действительно становится тоскливо. Тут дело в том, что автор описывает, скажем так, обычные будни разведчиков или агентов. Он старается делать это с упоминанием многих бытовых деталей, чтобы описание вышло реалистичным и читатели почувствовали себя на месте героев и это получается. Но обратная сторона состоит в том, что в общем ничего захватывающего и остросюжетного в жизни агентов или разведчиков под прикрытием нет, видимо, как вообще применительно к любому разведчику под прикрытием, так и в случае с четырьмя героями книги. Они несколько лет находились в арабских странах и их разведывательная функция главным образом сводилась к сбору общедоступной информации, включая сведения в арабских газетах, и передаче ее в Израиль. Диверсионные акции, в которых участвовали герои книги (не все вместе) тоже имели место, но похоже, что их было буквально три-четыре. В книге, насколько я помню, рассказывается о трех, которые не то, чтобы сильно впечатляют, причем похоже, что автор напряг все свои способности, чтобы сделать их описание максимально растянутым и возможно более захватывающим, дабы придать повествованию динамику.
Автор при описании пытается уйти от образа Джеймса Бонда или Штирлица. Для придания героям повествования облика обычных людей, оказавшихся в разведке больше не по зову сердца, а по в силу сложившихся обстоятельств, он описывает явления, о которых в шпионских романах не пишут. Это психологические проблемы внедренных агентов, жизнь в постоянном состоянии стресса, срывы и конфликты в группах разведчиков, проблемы морального свойства, особенно в отношениях с противоположным полом, когда они выходят за границы чисто сексуального влечения.
В аннотации также заявлено, что книга представляет собой журналистское расследование, посвященное созданию знаменитой (хотя в свете последних событий ореол ее славы заметно померк) политической разведки "Моссад", но, как мне кажется, это явный перебор. О создании "Моссада" в книги ничего не говорится, кроме нескольких слов о том, что он был создан, когда он был создан и на основе каких структур был создан. Рассказывается в книге о тех разведывательных структурах, которые существовали в Израиле на момент описываемых событий, да и то только той их части, которая курировала разведывательную деятельность героев повествования, причем достаточно поверхностно. Однако в этом отношении любопытно, что из книги следует, что разведывательные структуры Израиля создавались по сути непрофессионалами, людьми, которые о разведке имели очень отдаленное представление, и вообще вся разведывательная деятельность в начальный период создания Израиля носила похоже кустарный и дилетантский характер, когда служившие в ней люди всему учились, что называется, на ходу и на собственных ошибках и просчетах, которые обходились дорого.

Комментарии

Спасибо за информативную и обстоятельную рецензию!
Заинтересовало упоминание восточных евреев (мизрахим), которых действительно редко можно повстречать в литературе, особенно по сравнению с ашкеназами.
Сейчас это утрачивается, но в те времена, когда в арабских и некоторых африканских странах проживало немало евреев, владение как ивритом, так и арабским, было в порядке вещей. Многие труды великих раввинов и мудрецов были написаны на арабском или на judeo-arabic и лишь впоследствии их перевели на иврит. В этом, на мой взгляд, большое отличие от местечковых ашкеназских евреев, которые с трудом изъяснялись на любом другом языке помимо идиша. Это и по сей день актуально в некоторых религиозных ашкеназских общинах.
Восточные евреи из арабских стран, перебравшись в Израиль, привезли с собой превосходное произношение иврита, которое считается эталоном для многих в современном Израиле (и даже за его пределами). Неудивительно, что арабы принимали их за своих. 
0 26 января