Tin-tinka

Эксперт

По моему скромному мнению :)

30 октября 2023 г. 22:09

5K

4.5 Буллинг в российских реалиях

После изучения взгляда иностранного автора на проблему травли детей в школах ( Эндрю Мэтьюз - Как остановить травлю? Помогите ребенку справиться с обидчиками в интернете и школе ), было очень любопытно провести сравнение с мнением российского писателя, узнать, какие особенности есть в нашей стране, как на основании наших законов возможно остановить агрессию школьников. Данная книга хоть и похожа больше на развёрнутую методичку, все же весьма хороша – тут нет лишней воды (если не считать небольшие вставки историй с Пикабу или комментарии из сети), приведены конкретные советы родителям, описан реальный опыт (ведь писательница сама столкнулась с травлей сына и была вынуждена пройти сложный путь решения этой проблемы), а так же даны познавательные заметки о том, как в других странах принято бороться с буллингом и насколько их опыт применим в наших реалиях.

иностранный опыт

Вот, например, в скандинавских странах частью профилактики буллинга является четкая установка для всех работников школы (от директора до уборщицы) обращаться как с учениками, так и между собой предельно вежливо и уважительно. Дети не должны видеть в стенах школы примера агрессивного, оскорбительного и пренебрежительного общения между людьми вне зависимости от их статуса и возраста.

В китайских школах травле регулярно подвергается примерно половина всех школьников, при этом школы в большинстве случаев отрицают существование проблемы: это просто игра, дети шутят, иногда переходят границы, но это же дети. Внимание широкой общественности к проблеме удалось привлечь только в 2016 году, когда новостной портал China News опубликовал пост из личного блога матери десятилетнего школьника, затравленного одноклассниками до такой степени, что он отказался ходить в школу (а позже это запретил и врач, диагностировавший у мальчика острое стрессовое расстройство). История вызвала общественный резонанс, но настоящий шквал осуждения и недовольства вызвал даже не сам факт буллинга, а поведение школьной администрации, к которой мать обратилась с рядом требований: виновники должны быть наказаны; их родители должны извиниться и оплатить медицинские расходы; необходимо принять меры по защите ребенка от дальнейших преследований. На все эти требования был получен отказ.

Япония ассоциируется у многих людей с изысканной вежливостью, стремлением во всем и всегда поддерживать гармонию и избегать любых конфликтов. Однако именно в этой стране наблюдаются случаи самой жестокой и методичной школьной травли. Число случаев буллинга здесь примерно такое же, как и в среднем по миру, но он отличается необычной изощренностью и приводит к тяжелым последствиям*. Недаром наиболее распространенной причиной смерти японских детей в возрасте от 10 до 19 лет является суицид, а самой частой датой – 1 сентября. Школы в Японии организованы таким образом, что дети обязаны постоянно находиться в организованной группе и подчиняться законам большинства.

В некоторых школах Японии склонность юных японцев к конформности и объединению в группы используют для формирования антибуллинговой культуры. Поощряется создание «патрульных команд», которые маршируют по школьным коридорам, скандируя такие слоганы, как «вместе боремся с травлей», «мы не потерпим буллинг». В таких школах число случаев травли значительно снижается, поскольку агрессоры начинают восприниматься коллективом как несогласные, не такие как все.

Одной из самых успешных антибуллинговых мер в Японии в последнее время стало внедрение мобильного приложения STOPit*. Приложение было разработано в США, где оно уже используется в 6000 школ (более 3 миллионов пользователей). В Японии это число, конечно, значительно меньше, ведь проект пока считается пилотным, но, тем не менее, по сравнению с предыдущим годом, когда о ситуации буллинга можно было сообщить только по телефону или электронной почте, число обращений школьников уже выросло в пять раз. Знакомство учеников с приложением STOPit проходит централизованно в рамках специальных занятий. Для таких ознакомительных уроков подготовлен пакет материалов, в том числе видео, в котором ситуация кибербуллинга показана с точки зрения жертвы. А к 2018-2019-му учебному году обучение работе с приложением и поведению в ситуациях травли в целом планируется включить в обязательный курс этики для начальной и средней школы.

В основе ОВРР лежат четыре основных принципа. Взрослые в школе (и в идеальном случае дома) должны:
✓ проявлять теплоту и позитивную заинтересованность;
✓ устанавливать жесткие границы приемлемого поведения;
✓ использовать уместные и непротиворечивые, нефизические и невраждебные методы воздействия в случае нарушения правил;
✓ быть авторитетными, демонстрировать правильную модель поведения в обществе.

В случае конфликта вместо поиска и наказания виновника собирается совет детей и взрослых – участников конфликта, педагогов, родителей и медиатора из числа школьников. Для получения статуса медиатора ребенок должен сдать специальный экзамен по основам подростковой психологии, и нужно сказать, что в желающих попробовать себя в подобной роли недостатка нет. Интересно, что похожий подход, но с восточной спецификой, достаточно успешно реализуется и в Гонконге, где студенты старших классов могут пройти специальное обучение и получить статус «послов гармонии» – «хэ ши лао» (изначально так назывались старейшины в китайских деревнях, обладавшие правом разрешать внутрисемейные и общественные конфликты). Групповые обсуждения также практикуется

KiVa на финском означает «добрый», а еще это сокращение от слов Kiusaamista Vastaan – «против буллинга». Эта программа разрабатывалась в течение трех лет при поддержке Министерства образования и культуры Финляндии специалистами университета Турку. Она была запущена в 2009 году и в настоящее время работает уже в 90 % школ страны. В основе программы лежит теория профессора психологии Кристины Салмивалли.

Суть программы в том, что главный акцент в борьбе с буллингом делается не на взрослых и не на главных участниках травли – паре жертва – агрессор, а на свидетелях буллинга. Авторы программы обратили внимание на то, что обычно дети и подростки имеют негативное отношение к буллингу, однако в рамках конкретной ситуации травли редко выражают свое отношение на практике. Около 35–40 % детей и подростков выступают в качестве инициаторов или соучастников травли, а число тех, кто является свидетелем буллинга, но не вмешивается, достигает 35–40 %. Получается, что многие, не являясь непосредственными участниками травли, молча ее поддерживают, вместо того чтобы остановить агрессора.

Подытоживая зарубежный опыт, хочу сказать, что идеальной схемы профилактики буллинга в школах нет. Анализ результатов даже самых успешных антибуллинговых программ свидетельствует о снижении случаев травли, а не о полном их искоренении. Но все-таки можно сказать, что в западных странах есть система профилактики буллинга и борьбы с ним, она понятна и интегрирована в систему школьного образования.



свернуть

Печально было узнать, что в России тема противодействия буллингу вообще не развита, нет принятых программ, нормативных документов, методичек для учителей и готовых алгоритмов для родителей по предотвращению проблемных ситуаций и насилия в школе.

На сегодняшний день в российском школьном образовании нет системы психологической работы со школьниками, с так называемыми трудными подростками, с проблемными детьми.

У учителей нет нужной психологической подготовки для решения подобных эксцессов, а школьный психолог, даже если и есть такой специалист, не в состоянии уделить внимания всем ученикам, да и не обучен работать с серьезными трудностями.

цитаты

Да и не готовы школьные психологи к решению проблем травли в коллективе. Их не считают педагогическими кадрами, поэтому зарплаты у них значительно скромнее, чем у учителей. И это не клинические психологи, которые обучены распознавать школьников с отклонениями (вроде тех подростков, которые нападали на школы с ножами и топорами) и умеют работать с ними. В лучшем случае школьный психолог может провести тесты по профориентации, помочь определиться с выбором вуза, подсказать подростками, как выстроить отношения с учителем или что сказать родителям о плохой оценке. И на этом все.

Показательно, что после нападения на пермскую школу первой реакцией федеральной власти стало не требование реформы служб психологической поддержки школьников, а усиления охраны школ.

свернуть

Но при этом по закону школа обязана создавать комфортную развивающую среду, охранять здоровье, в том числе психологическое, поэтому настойчивые родители могут привлекать учителей, директора школы, инспектора по дела несовершеннолетних для решения проблемных ситуаций.

И вывод – ни один буллинг, ни одна травля не закончатся, пока не вмешаются взрослые, третьи силы. Пока зачинщики травли в полной мере не осознают свою ответственность. Поэтому – подключайте школу, Департамент образования, полицию, прокуратуру.
цитаты
В-третьих, учитель и школа в целом не имеют права игнорировать факты буллинга. Это прописано в законах Российской Федерации, это есть в образовательных стандартах школьного образования, по которым работают все российские учебные заведения.
Школа несет ответственность за здоровье детей, в том числе и психологическое. Буллинг создает реальную угрозу здоровью и нормальному психическому развитию ребенка. А у школы не может быть приоритетов выше, чем безопасность детей. Все разговоры о престиже школы, сохранении традиций, чести и достоинстве должны отходить на задний план.
В-четвертых, школа обязана отслеживать и предотвращать те конфликтные ситуации, которые потенциально могут трансформироваться в буллинг.
свернуть

Писательница расскажет, какая юридическая ответственность лежит на подростках, до какого возраста за них отвечают родители, а когда к нему лично становятся применимы пункты Уголовного кодекса. Будут советы по сбору доказательств, об обращении в суд и о запрашиваемой сумме компенсации.

цитаты

Записываем аудио и видео. Это не частные съемки – это не запрещено. Аргументируем тем, что собираем доказательную базу для пресечения противоправных действий (по этой же схеме вас снимают на видео в магазинах). Важно! Диктофон должен быть куплен в российском магазине (сохраняем чек), а не на «Алиэкспрессе». Иначе вопросы вам будут задавать спецслужбы.

случае же травли агрессор обладает определенными качествами или статусом, что дает ему ощущение власти над другим. А пассивное поведение взрослых равноценно одобрению для агрессора и отказу в помощи для жертвы. Раз мне никто не говорит, что я неправильно себя веду, значит, все хорошо и можно продолжать. Раз никто ничего не делает, чтобы прекратить издевательства, значит, я это заслужил, я сам виноват, мне надо потерпеть и т. д.

Родителям следует насторожиться, если у ребенка нет друзей в школе, одноклассники не приходят к нему в гости и не приглашают на дни рождения, а сам он не хочет ходить с классом в походы и на экскурсии. Если же параллельно вы замечаете, что у ребенка появились проблемы в учебе, он часто плачет, стал нервным и раздражительным и избегает разговоров о делах в школе, то это как минимум повод наведаться в школу и пообщаться с педагогами.



свернуть

При этом автор не выступает в качестве непримиримого обвинителя, она старается рассказать и о предпосылках такого подведения в подростковом коллективе, и о причинах, почему учителя предпочитают не вмешиваться, и о том, как реагировать родителям, если их ребенка обвиняют в нападениях и организации травли.

цитаты

Иными словами, подростки со свойственным этому возрасту максимализмом начинают делить сверстников на «своих», с которыми себя идентифицируют, и «чужих», которых они безоговорочно отвергают. Согласно исследованиям, такая полная идентификация и полное обособление в подростковом возрасте очень важны как для обретения собственной идентичности, так и для нормальной социализации в будущем. Особенность человека как вида заключается именно в способности объединяться в сообщества и умении действовать согласованно в борьбе за ресурсы. Объединившись, наши предки смогли стать доминирующим биологическим видом на планете.
Если взглянуть на ситуацию шире, то вся система человеческих отношений строится ровно на этой же схеме – так рождаются нации, создаются государства, формируются социумы.
И вот на этой достаточно неустойчивой с психологической точки зрения почве подростковой самоидентификации и возникает буллинг.

Психологи на основе многочисленных исследований буллинга в школах пытаются найти зависимость между определенными особенностями характера детей и вероятностью того, что они станут объектами травли, формируют так называемые группы риска.
Например, детей со слабым здоровьем преследуют чаще, особенно если хронические болезни повлияли на внешность ребенка (ожирение, диабет, ДЦП, гормональные патологии и пр.). Также проблемы в общении со сверстниками могут возникнуть, если ребенок чересчур замкнут или, напротив, отличается слишком импульсивным поведением. В действительности, буллинг может спровоцировать любая мелочь: внешность, не соответствующая моде одежда (погуглите такое явление, как «Поясни за шмот»), необычный акцент или говор, слишком непривычное хобби.

Однако главной причиной практически все жертвы называют тревожность и неуверенность. Буллинг не начнется, если ребенок, не вписывающийся в сложившуюся в коллективе группу «своих», обладает высокой самооценкой, уверенностью в себе или в том, что у него есть защитники, причем такие, которые могут за него постоять именно на территории сверстников. Родителей (какие бы замечательные отношения в семье ни были) в качестве подобных защитников обычно не рассматривают. Именно потому, что для ребенка это разные миры, общество взрослых и окружение сверстников. На этом этапе они не соприкасаются.

Однако обвинения, унижения и наказания не помогут. Они лишь научат школьника тщательнее скрывать травлю, но не избавят его от агрессии, злости и других негативных эмоций, которые он будет и дальше выплескивать на других детей.

Что делать родителям, если они узнали, что их ребенок участвует в буллинге?
Во-первых, не спешить с выводами! Не стоит драматизировать – все, приплыли, мой ребенок уголовник. Или реагировать агрессивно – да они там все уроды и идиоты, я их раскатаю за такие обвинения. Вдохнуть, выдохнуть, поблагодарить за информацию, спокойно и методично начать разбираться в ситуации.

Первая задача – убедить ребенка, что он не прав, что его поведение ошибочно и вредит ему самому. Самое сложное в этих разговорах – от недвусмысленного порицания действий ребенка не перейти к осуждению его самого. Мы тебя любим, мы тебя поддерживаем, мы всегда поможем тебе, и вот здесь и сейчас тебе нужна помощь! Давай разберемся вместе, почему.

Буллинг одинаково разрушителен как для жертвы, так и для агрессоров. Ваши действия служат благу прежде всего вашего ребенка. Здесь нет победителей и побежденных, здесь есть только общее желание минимизировать причиненный вред и научить детей нормальному общению и выстраиванию отношений в коллективе.

Ни один родитель не будет счастлив узнать, что его ребенка обвиняют в травле. И первое, что включается, – это инстинкт защиты семьи. Ну а потом, когда начинают появляться конкретные факты, включается отрицание, густо замешенное на чувстве собственной несостоятельности. Я плохой родитель, раз мой ребенок так себя ведет. Впрочем, такие же чувства возникают и у родителей жертвы. Я плохой родитель, раз не смог защитить своего ребенка, научить его справляться с агрессией, давать отпор обидчикам. И вот эти чувства – очень плохие помощники для родителей с обеих сторон баррикад. Эмоции мешают объективно разобраться в том, что происходит. Поэтому первый и самый важный совет, которому тем не менее очень сложно следовать, заключается в том, что необходимо сначала успокоиться, а только потом совершать какие-либо действия. В остальном варианты помощи ребенку каждая семья выбирает самостоятельно.

По последним данным, около 70 % московских школьников участвовали в травле одноклассников в социальных сетях. Кибер-буллингу подвергались и учителя: например, в Москве 17 % педагогов подтвердили, что сталкивались с травлей в Сети.

Однако преимущество киберпространства в том, что оно не только предоставляет булли возможность почувствовать свободу благодаря анонимности, но и позволяет максимально подробно зафиксировать все проявления агрессии против вашего ребенка. Интернет фиксирует историю, которая состоит из публичных действий участников и определяет онлайн-репутацию каждого. Если ваш ребенок стал жертвой кибер-буллинга, необходимо по максимуму сохранить все свидетельства. Сделать копии полученных сообщений, скриншоты страниц, где размещались фотожабы или другие оскорбительные для ребенка материалы, зафиксировать взлом аккаунта, если он был.

Искать причины в поведении жертвы бесполезно и даже вредно. Советовать ребенку, которого уже назначили на роль жертвы, «подумать над своим поведением» означает закрепить в нем уверенность, что он это заслужил. Потому что никакое его поведение ситуации уже не изменит. Роли уже раздали и закрепили. И чтобы понять, как с этим бороться, надо понимать, почему в детских коллективах возникает это деление на жертв и агрессоров.

Часто инициатором буллинга, особенно в начальной школе, становится сам педагог. Просто какой-то ребенок ему не нравится или чем-то его раздражает. Учитель, иногда совершенно неосознанно, дает остальным детям понять, что этот ребенок у нас «паршивая овца»… и понеслось.

свернуть

Так что, подводя итог, рекомендую эту книгу тем читателям, которые столкнулись с непростой ситуацией или же заранее хотят подготовиться к неблагоприятной школьной действительности. Для общего знакомства с темой буллинга книга Эндрю Мэтьюз - Как остановить травлю? Помогите ребенку справиться с обидчиками в интернете и школе , на мой взгляд, все же предпочтительнее, но данное издание является полезным дополнением.
картинка Tin-tinka

Спасибо, Милена milenat , за ссылку на эту книгу

Комментарии

Знакомство учеников с приложением STOPit проходит централизованно в рамках специальных занятий. Для таких ознакомительных уроков подготовлен пакет материалов, в том числе видео, в котором ситуация кибербуллинга показана с точки зрения жертвы.

Вот это отличная тема, да? Ведь тот, кто сильнее, никак не ассоциирует себя с тем, кто слабее. Если бы всем агрессорам постоянно показывать последствия их агрессии, наверняка агрессии стало бы намного меньше.

+2 30.10.23

Мне кажется это не всегда так, часто же те кто нападет на других, сам подвергался  какому то насилию. И просто самоутверждается за счет других или например мол меня били и  буду бить, это норма жизни, так думают они. Обычно сильные люди, кто не только физически, а сильный духом еще никогда не обид слабого.

+3 30.10.23

Согласна с тобой, сильный не значит не травмированный. А травмированный не значит слабый. Хотя травмированные могут быть и слабыми тоже, если порог воздействия превышен и человек сломан, а не шрамирован.

Просто если показать обидчику страдания им обиженных, он сможет проассоциировать себя с ними.

Про сильный духом не обидит слабого, думаю, не смогу согласиться. Большинство из тех, кто не обижает, не делает этого именно потому, что слабые и осознают это. Дай им власть и ресурсы, и они ещё как обидят. Посмотри, как ВВП бегал за Собчаком с портфельчиком, и что он сейчас творит. Нагляднее примера не придумаешь.
картинка milenat

картинка milenat

картинка milenat

А имеющий силу и при этом её не использующий – не могу таких припомнить, хотя, возможно, они есть.

+1 31.10.23

Сложный вопрос) Думаю, что реально уверенный в себе, здоровый психологически человек не будет травить иного, чтобы показать свою силу, а вот тот кто только делает вид, что крут и ему нужно подтверждение -скорее да.
Так что согласна с Сашей, что иногда травля как раз от слабости.
Или от бесчувствия и на это как раз такие программы могут повлиять, у детей ведь можно развить эмпатию. И главное, чтобы неверное поведение не воспринималось как крутизна, а порицалось

+1 31.10.23

Вообще да, согласна и с тобой, и с Сашей. И пример выше это только подтверждает, если подумать.

+1 31.10.23

Я вот все думал черкануть вам Галина мое мнение или нет?
Наверное для вас тема будет не интересна, и вы быть может подумаете "он опять о своем") но вам не кажется, что такого рода книги, не только о "травле", но и о других социальных пороках - это лишь макулатура? Грубовато конечно сказал, но суть в том, что пока есть такая общественно-экономическая формация как капитализм - то всегда будет "травля" и все остальное и в рамках капитализма этого не исправить. Ну, скажем, зачем учительнице напрягаться сверх, воспитывать, если главное - это прибыль, зарплата, без которой не выжить?
А саму проблему не исправить, можно лишь наказать последствия и к этому может подсоединиться армия платных психологов или законников? Ведь это бизнес всего на всем. Идея лишь одна, заработать денег, и пока не настанет хотя бы социализм и другие приоритеты в обществе издавай хоть вагоны таких книг, ничего не исправить.
Звучит обреченно, не так ли?
Вы наверное скажете, что верите в прогресс человека и в его человечность? И все когда-нибудь устаканиться?

-1 31.10.23
Я вот все думал

правильно, что черканули, мне нравится обсуждать разные идеи и ваша тоже имеет смысл.

Возможно, вы правы, но да, звучит обречено) Мне кажется, что уважительное отношение к окружающим не зависит от капитализма/социализма, скорее от развитости общества, от общей вежливости и гуманных ценностей в нем. При социализме тоже могут быть учителя, которым не интересна их работа, которые "выгорели" и ученики их раздражают, они сами срываются на них и от них и идет травля.

Ну, скажем, зачем учительнице напрягаться сверх, воспитывать

если ее зарплата будет зависеть от того, как она выполняет обязанности, то она и будет их хорошо выполнять? Просто в должностные инструкции должно быть записано -следить за атмосферой в классе, пресекать агрессивное поведение учеников и должны быть чёткие правила, понятные ей и всему коллективу, как не допустить травлю.

Часто, вспоминая СССР, люди пишут о хамоватых продавцах, врачах, об уборщицах, которые грубили -социализм не сделал их вежливыми, наоборот даже, некая безнаказанность была, а сейчас продавцы больше заинтересованы в покупателях, получается зависимость от денег сделала их вежливыми?
Может после этого стали более хамоватые клиенты, как другая крайность.

В общем это сложная тема, как стимулировать людей быть добрее, думаю, экономические рычаги не являются решением, но должны быть специальные меры направленные на это.

А саму проблему не исправить,

думаю, как раз психологи и могут заранее исправить ситуацию, если им платят за то, чтобы они эти проблемы решали до и во время, а не только после) Например, улучшить зарплаты в школе, чтобы туда шли хорошие специалисты и был не один формальный, а несколько таких работников, которые проводили бы уроки и рассказывали о правилах взаимодействия в коллективе, о способах урегулирования конфликтов и т.д.

Вообще мне кажется, что капитализм меняется и многие чёрты социализма становятся ему присущи, по крайней мере в обществе есть запрос на это. Понятное дело, что если трудные времена и бедность, то вежливость - это последнее, что интересует людей, поэтому в целом надо повышать благосостояние народа.

+4 31.10.23
Часто, вспоминая СССР, люди пишут о хамоватых продавцах, врачах, об уборщицах, которые грубили -социализм не сделал их вежливыми

Это один из главных доводов защищающих капитализм, который я слышу постоянно, но вам не кажется, что все дело в процентах, в количестве. Я далек от идеализации СССР, там были проблемы, но взять то же равенство, и там привелегии и здесь да? Так нам говорят? Типа равенства не было нигде, но что если в СССР было расслоение 1 к 3, а сейчас 1 к 30. И я задаю вопрос обычному человеку, в каком мире "неравенства" он хочет жить? Там где 1 к 3 или как сейчас 1 к 30?
Может быть так и с вежливостью людей?
Нет конечно "градусника вежливости", но что если в СССР и современном мире такая же разница по вежливости как и с неравенством.
Или дедовщина наверняка была всегда, но вот было в СССР то, что я наблюдал более 20 лет назад на стыке 90-х и нулевых, когда я был в учебке и при нас человек 7-8 пытались закончить жизнь самоубийством, а еще несколько человек смешивали табак с хлоркой, чтобы посадить легкие? Творилось ли такое в 70-е в СССР?

Вообще мне кажется, что капитализм меняется

К сожалению он не меняется, достаточно посмотреть новости, просто не могу расширять тему в рамках нашего законодательства, но могли бы мы представить скажем в 75-м году в СССР, что через несколько десятков лет толпа людей опять будет ловить других обычных граждан только другой национальности (я про историю с аэропортом) с целью их ...... И в каком мире хочет жить простой человек?

+1 31.10.23
ничего не исправить.

Опыт капиталистических стран показывает, что исправить можно, хоть это не быстрый процесс. Да, обычно это не сверху, а снизу запрос, появляются инициативы от обычных людей, не гос. служащих и они как раз постепенно меняют мир.

цитаты

Родители Броуди два года вели общественную кампанию за справедливость. И государству пришлось принять поправку Уголовного кодекса, известную ныне как «Закон Броуди», согласно которой в характеристику преступного преследования были включены и «оскорбления и унижения словом и действием» на рабочих местах. Теперь лицам, преследующим своих коллег на работе, могут быть предъявлены обвинения в нанесении психологических травм и в доведении до самоубийства, результатом чего могут стать тюремные сроки длительностью до десяти лет.

Люди возмущаются:
— Кто-то должен что-то предпринять! Куда смотрит правительство?

Да не ждите вы правительства! Правительства не умеют действовать быстро. Правительства не умеют воодушевлять людей на активные действия… делать это умеют настоящие личности.
Перестанем себе врать. Самим детям не решить проблемы школьных издевательств. Не сможет и правительство!
Так кому же подниматься на борьбу с этим явлением? Нам с вами! Это дело для родителей, для взрослых.

Жена Уолтера и две его малолетние дочки были среди 35 погибших во время самого страшного расстрела в истории Австралии. Это произошло в 1996 году в Порт-Артуре, Тасмания. Уолтер задался целью обернуть свою личную трагедию на пользу другим людям.
Вместе с группой энтузиастов он основал Фонд Аланны и Мэдлин (ФАМ), целью которого была помощь детям, ставшим жертвами насилия.
Фондом была создана программа «Добрые друзья», направленная на поддержку учеников начальных школ. В рамках этой программы волонтеры помогали ученикам первых и последних классов начальной школы подружиться и в процессе общения понять, что такое настоящая дружба и забота о ближнем. Младшие дети знали, что находятся под защитой старших, а старшие чувствовали, что их ценят и уважают младшие.
К 2010 году участие в программе «Добрые друзья» принимало уже больше 500 школ. См. www.betterbuddies.org.au.
Еще в Фонде Аланны и Мэдлин была разработана программа «e-Smart» – новаторская и весьма гибкая система обеспечения безопасности в киберпространстве и благополучной эмоциональной атмосферы в школе.

В 1985 году Мишель Эллиот основала «Kidscape» – первую в Англии благотворительную организацию помощи детям, ставшим жертвами издевательств и сексуального насилия. На сегодняшний день более 2 000 000 детей пользуются программами Kidscape, чтобы обеспечить собственную безопасность.
История Мишель: KIDSCAPE : как психолог я работала во Флориде с детьми, пострадавшими от жестокого обращения или сексуального насилия. В 1970-е я переехала в Великобританию. В Лондоне я регулярно выступала с лекциями о проблеме насилия в отношении детей. Каждый раз, когда я заканчивала выступать перед, скажем, сотнями двумя медсестер или врачей, ко мне выстраивалась очередь из 25 человек, желающих рассказать трагические истории из своей жизни. Исходя из своего опыта, я могла предположить, что около 10 % детей в Великобритании становились жертвами сексуального насилия со стороны родителей, воспитателей, соседей или родственников. Но органы власти или правопорядка не предпринимали по этому поводу ровным счетом ничего!

«Никаких проблем у нас нет!»
Я встретилась с представителями Министерства образования. Во время беседы все четыре пришедших на встречу чиновника заявили:
— Никакой проблемы насилия в отношении детей у нас в стране просто нет! У нас даже не существует такой категории в реестре социальных рисков! На всей территории Англии в год бывает всего от 10 до 20 таких инцидентов.
Я же, почти не вылезая из своего маленького уголка Лондона, наблюдала по 30 случаев в неделю!
Я опросила 4000 школьников на тему: «Что в жизни вызывает у тебя наибольшее беспокойство?» В подавляющем большинстве случаев ответ был следующий: «Я боюсь ходить в школу». Около 40 % детей в той или иной мере страдали от школьных издевательств.
«Этой проблемы не существует!»
После этого я отправилась в Национальный союз учителей.
— Нам надо что-то делать с проблемой подросткового насилия! – сказала я.
Жертвами преследований в школах становится всего 1–2 % детей. Этой проблемы не существует! – ответили они мне.
Я чуть не лишилась дара речи.

— Я увольняюсь с работы и организую благотворительную организацию в помощь детям, ставшим жертвами сексуального насилия и школьных издевательств.

стала выступать с докладами перед педагогами и работниками полиции. Мы написали предназначенные для использования в школе методические пособия. Мы распространяли листовки. Я написала несколько книг.

Благодаря постоянно растущей команде щедрых и целеустремленных людей мы постепенно выросли в организацию общенационального масштаба.
ZAP
ZAP, т. е. разработанный нами однодневный курс реабилитации пострадавших от издевательств детей, стал настоящим откровением. В ходе этого тренинга дети повышают самооценку, учатся общаться и взаимодействовать с другими детьми. Они вновь обретают веру в себя.
На протяжении четырех лет мы вели мониторинг результатов работы этой программы. Мы просили детей заполнить анкеты до и после прохождения курса и обнаружили, что ZAP почти на 80 % снижает уровень подросткового насилия. Мы не могли в это поверить и поэтому пригласили независимую службу мониторинга деятельности благотворительных организаций проверить результаты. Работники службы подтвердили, что ZAP снижает уровень издевательств в среде подростков на 80 %.
Сейчас Kidscape специализируется на тренингах для тех, кто потом будет проводить тренинги с детьми. Мы выпускаем буклеты, плакаты и учебные видеопрограммы.
И знаете что? Одним из главных спонсоров нашей деятельности сегодня является Министерство образования.
Ну а если б Мишель Эллиот сказала: «Это не мои проблемы»? Если б подумала: «Да что я могу сделать в одиночку?» В 2000 году Kidscape был признан «благотворительной организацией года». В 2008-м Мишель получила из рук королевы Орден Британской Империи, а в 2009-м – звание «Защитника прав детей и подростков».



свернуть

Но вообще социализм не настанет по щелчку, именно люди должны менять мир постепенно, нет?

цитата

В книге Ноам Хомский - Как устроен мир был совет от автора
Мы учимся методом проб и ошибок. Нельзя вот так, с ходу, на основании нынешнего понимания, взять и провозгласить: «Конструируем либертарианское общество!» Нужно научиться двигаться к цели шаг за шагом. Как в любом аспекте жизни, больше делаешь — больше узнаешь. Взаимодействуя с другими людьми, вы создаете организации, отсюда вытекают новые проблемы, новые методы — и новые стратегии.
Если бы кто-то смог предложить исчерпывающую общую стратегию, то все пришли бы в восторг, вот только за последние пару тысяч лет такого что-то не бывало. Если бы Маркса спросили, какова стратегия свержения капитализма, он бы посмеялся.
Даже у Ленина, преимущественно тактика, такой стратегии не было (кроме «за мной!»). Ленин и Троцкий попросту приспосабливали стратегии к конкретным обстоятельствам, ища способ захватить государственную власть (что, кстати, по моему мнению, не должно быть нашей целью).
Как вообще может существовать стратегия преодоления авторитарных институтов? Я думаю, такие вопросы задают чаще всего люди, сторонящиеся ангажированности. Когда вы ангажированы, то возникает множество подлежащих решению задач.
Но это не произойдет по нажатию кнопки. Нужна увлеченная, сосредоточенная работа, постепенно наделяющая людей пониманием и отношениями с другими людьми — как со своими единомышленниками, так и с системами поддержки, с альтернативными институтами. И вот тогда что-то сможет произойти.

Из народных действий, из коллективного участия может взрасти что-то здоровое. Может, этого и не произойдет, но такой шанс по крайней мере существует. Иного способа все равно нет.

Корр.: Стратегии и движения по принципу «сверху вниз» вы всегда считали бесперспективными.
Они очень даже могут приносить успех, на то и рассчитаны: сохранять господство верха над низом, контроль и власть. Не надо слишком удивляться, когда авангардная партия становится во главе тоталитарного государства.

Корр.: Говард Зинн считает необходимым признать, что настоящие перемены в обществе требуют времени. Мы должны быть не спринтерами, а бегунами на длинные дистанции. Как вы считаете?
Он прав. Это-то меня и поражало в некоторых сегментах студенческого движения в 1960-х годах. Тогда не существовало организованного, укорененного, популярного левого движения, к которому могли бы примкнуть студенты, поэтому их вожаками часто становились совсем еще юнцы. Это часто были славные, достойные люди, но только многие из них — не все — не видели дальше собственного носа. Всей-то идеи: «Устроим забастовку в Колумбийском университете, на пару недель забаррикадируемся в зданиях — и после этого грянет революция!»
Но так не бывает. Требуется неспешное созидание, когда каждый следующий шаг проистекает из того, что уже закреплено в восприятии и в подходах народа, в его понятиях о том, чего он хочет достичь, и об обстоятельствах, при которых это достижимо.
Совершенно бессмысленно обрекать себя и остальных на гибель в отсутствие социальной базы, на которой можно отстаивать достигнутое ранее. Это раз за разом доказывают на собственном горьком опыте партизанские и другие им подобные движения: их попросту сокрушает преобладающая сила.
За долгие годы я обратил внимание на разительное несходство между реакцией на мои выступления перед более-менее избранной аудиторией и откликом на встречах и дискуссиях с менее привилегированными людьми. Не так давно я встречался в одном городке в Массачусетсе при помощи отличных тамошних организаторов с горожанами, даже по мировым стандартам относящимися к бедноте. Незадолго до этого я проехал по деревням Западной Бенгалии, потом посетил Колумбию, где общался с активистами движения за права человека, действующими в ужасающих условиях.
В таких местах никогда не спрашивают: «Что мне делать?» Там говорят: «Я делаю то-то и то-то. Как вы к этому относитесь?» Возможно, им хочется отклика, предложений, но они и так уже имеют дело с реальной проблемой, а не ждут, замерев, волшебного ответа, которого не существует.
В беседах с элитарными аудиториями то и дело звучит вопрос: «Каково решение?» Если сказать в ответ очевидное: «Займитесь решением своей проблемы в добровольческой группе, занимающейся такими делами», — то это будет совсем не то, чего они ждут. Им подавай волшебный ключик, быстро и эффективно отпирающий все замки.
Но таких решений нет. Есть только то, что делают жители городков Массачусетса, самоуправляемых деревень Индии, иезуиты в Колумбии.
Люди, наделе сталкивающиеся с жизненными проблемами, зачастую под тягчайшим давлением и в тяжелейших условиях, порой опускают руки. И такое бывает. Но многие продолжают борьбу и добиваются перемен.

свернуть
+2 31.10.23
Теперь лицам, преследующим своих коллег на работе, могут быть предъявлены обвинения в нанесении психологических травм и в доведении до самоубийства, результатом чего могут стать тюремные сроки длительностью до десяти лет.

Отлично Галина, я тут же "цепляюсь" за первую фразу.
Давайте развернем ее наоборот, в другую сторону, а что если при таком законе можно устранять неугодных? Придумывать "преследование" или его подстраивать на работе, чтобы убрать конкурента или конкурента твоего (не вашего) начальника?
А здесь включается капитализм с его услугами всего и вся на зарабатывании тех же денег. Появляются СМИ, адвокаты, вот вам другая сторона закона при капитализме)

Но вообще социализм не настанет по щелчку

Конечно, не настанет) но как он настанет, я сказать в прямую не могу))

0 31.10.23

Можно наверное вывернуть и так.

Придумывать "преследование" или его подстраивать на работе, чтобы убрать конкурента или конкурента твоего (не вашего) начальника?

Но разве социализм это отменит? Разве социализм гарантирует, что неугодного сотрудника не будет травить коллеги, придираться руководитель и морально доводить на работе?

Опять же повторю известные присказки о временах СССР, когда из-за конкуренции среди ученых на одних писали доносы и таким образом устраняли конкурентов.

Получается что негодяи есть при любом строе, хоть методы у них и разные.

Но в целом, думаю мы просто о разном с вами говорим, потому что я не оч понимаю, что такое социализм. Если это значит ставить во главе интересы всех людей, а не кучки богатеев, то все наверное будут за. Если главное в обществе разные моральные ценности, а не деньги - то я тоже за)

Просто надо наверное конкретные примеры разбирать, вот Скандинавские страны считаются социалистическими, я про них никак не почитаю, чтобы узнать, какой он -современный социализм

+1 31.10.23
Но разве социализм это отменит? Разве социализм гарантирует, что неугодного сотрудника не будет травить коллеги

Конечно не отменит! И быть может одна из главных причин разрушения СССР - это не выполнение на 100% перевоспитания человека с его мелкобуржуазного мышления.
Но мы как раз и переходим к теме воспитания и вежливости и возвращаемся к воображаемым процентам, сам социализм это лишь переходная стадия к коммунизму и в этой переходной стадии должно сформироваться большинство у которого взгляды коммунистические, а не капиталистические. Вы же читает советские книги, в большинстве случаев там принижается человек жаждущий денег, а сейчас в капитализме такой человек наоборот воспевается, в этом и есть фундаментальная разница - и в этой разнице при одном строе будет 10% человек с психологией доносчиков, а в другом 50%. И там и там нет коммунизма, но мне хочется жить в обществе где 10% плохих людей, а не там где 50%.

Получается что негодяи есть при любом строе, хоть методы у них и разные

Абсолютно правильно Галина, но мы опять возвращаемся к процентам, где удобнее жить человеку, где 10% негодяев или где 50%? А все потому, что главный смысл при капитализме - это зарабатывание денег.
Иначе, отправили детей в летний лагерь, несколько детей погибло из-за того что экономили на пожарной безопасности, люди которые экономили не злодеи по природе, не маньяки, они просто действовали в рамках капитализма, прибыли, если экономим на пожарной безопасности, то можно поехать например на Мальдивы, они же ведь и не думали специально убивать детей. Так?
Мысль проста, пока в обществе главная идея прибыль, так и будет. Я недавно читал, как в одном из интернатов из подростков создали бизнес на проституции. Разве такое можно было представить в 70-е?

Но в целом, думаю мы просто о разном с вами говорим, потому что я не оч понимаю, что такое социализм.

Да все просто Галя, там где средства производства принадлежат народу и работают на народ, там социализм, и наоборот))

+1 31.10.23

Мне кажется, что агрессоры и насильники чаще всего просто отыгрываются на других и мстят всему миру за полученные ими травмы. Зачастую это, конечно, на бессознательном уроне происходит.

Буллинг одинаково разрушителен как для жертвы, так и для агрессоров.
Искать причины в поведении жертвы бесполезно и даже вредно.

Эти цитаты особенно понравились.

Часто инициатором буллинга, особенно в начальной школе, становится сам педагог.

Какой ужас! (

+1 01.11.23
за полученные ими травмы

согласна. Причем иногда нехватка родительского внимания и отсутствие границ тоже является причиной, хотя вроде это не совсем травма. Запомнила любопытный момент из прошлой книги про буллинг

Мистер Робертс идеально знал географию, но совершенно не умел управляться с подростками. Поэтому мы постоянно испытывали его на прочность. Мы громко болтали на его уроках, запускали бумажные самолетики, валялись на полу и курили. Я рисовал на доске грубые карикатуры. Словом, мы доводили его, как могли. Тем не менее мы не были «трудными» подростками… и любили его. Так зачем же мы все это вытворяли?
Нам было по 13. А когда тебе 13, очень страшно зависеть от взрослого человека, который не верит в себя. Поэтому ты и подкидываешь ему всякие испытания, надеясь, что он положит этому конец. Мы хотели, чтобы мистер Робертс взял ситуацию под контроль, и давили на него все сильнее. Через год он уволился.
Но у нас не было цели его ПОБЕДИТЬ. Мы просто хотели, чтобы он установил хоть какие-то рамки.
И в семье с детьми происходит то же самое.
Почувствовав в вас неуверенность или неспособность контролировать ситуацию, ваша трехлетняя дочь пугается и тоже чувствует большую неуверенность. В результате она начинает брыкаться, скандалить и выставлять вам самые безумные требования. Она надеется, что в отличие от «Ракеты» Робертса вы сможете спокойно и уверенно взять ситуацию в свои руки.

Вот чего НЕ ХОЧЕТСЯ вашим детям:
• чтобы вы выполняли их приказы;
• чтобы вы умоляли их прилично себя вести;
• слушать ваши вопли и угрозы;
• чтобы вы все время вертелись рядом и без конца задавали вопросы: «А не хочешь того, а не хочешь этого, хочешь поесть, хочешь попить?..»
А еще они не хотят бесконечно слушать ваши извинения! ЭТОГО-ТО родители откуда набрались? В последнее время многие из них стали буквально жить в режиме постоянного покаяния перед детьми. Совсем недавно мы с Джулией видели, как мальчишка лет четырех орал своей матери с заднего сиденья:
— Проси у меня прощения! Проси у меня прощения СЕЙЧАС ЖЕ!
Очевидно, этот малец уже привык к такому поведению своей матери и требовал, чтобы она в очередной раз перед ним в чем-то повинилась.

+2 01.11.23

Дети из этого рассказа в точности напоминают чёрных и арабов О_о

0 05.11.23

Не знаю что ответить, я не спец в этой теме, но мне кажется обобщение - это не верно.Можно ведь подставить любую другую национальность и расу и доказывать, что это про русских/ евреев и т.д.

Думаю у всех есть свои причины, надо их хорошо понять, прежде чем делать вывод;)

+1 06.11.23

Что-то мне твои комментарии перестали доходить :(

0 07.11.23

Может, и про них тоже, я просто их не анализировала, а на арабов с чёрными с таким поведением постоянно натыкаешься в ТГ-каналах.

0 07.11.23

Наткнулась на цитату по теме из Брендон Сандерсон - Рифматист

Самые опасные люди — не те, кто в молодости обижают сверстников. Таких людей побеждает лень, и обычно они настолько удовлетворены жизнью, что не представляют угрозы. А вот те, кого задирают… Когда в руках такого человека оказывается хоть немного силы и власти, он часто превращается в тирана, ничем не уступающего самым ужасным диктаторам в истории.
+2 07.11.23

Интересная мысль, с чего им всем стать такими ленивыми?) И не перекладывание ли это вновь вины на жертву, поиск её недостатков? Возможно с возрастом все умнеют подростки, поэтому и та и та группы достигает некого успеха и спокойствия. И,наверное, многое зависит от того, насколько глубокий вред нанесла травля. Но быть агрессором тоже весьма вредно, такое свойство характера отнюдь не положительное, откуда мысль что они будут удовлетворены жизнью, а не полны презрения и желания самоутвердиться за счет слабых?

В США обычный 8-летний ребенок может заработать к 30-летнему возрасту одну или несколько судимостей в 1 случае из 20. Если взять 8-летнего ребенка со склонностью к хулиганству, то шансы повышаются до 1 из 4. Иначе говоря, у 8-летнего хулигана вероятность стать преступником к 30 годам в пять раз выше.
Мучители, достававшие своих сверстников в детстве, чаще совершают тяжкие и особо тяжкие преступления во взрослом возрасте.
Именно из хулиганов, еще в детстве отточивших мастерство издевательств над другими людьми, вырастают бойфренды, измывающиеся над своими подружками, самодуры-начальники и склонные к домашнему насилию мужья.

Твоя цитата напомнила мне мысль, вроде Бердяева, что господин и раб это две части одного и того же, вот нашла такую цитату

Человек должен стать не господином, а свободным. Платон верно говорил, что тиран сам раб. Порабощение другого есть также порабощение себя. Господин есть лишь образ раба, вводящего мир в заблуждение.... Падшесть человека более всего выражается в том, что он тиран. Есть вечная тенденция к тиранству. Он тиран если не в большом, то в малом, если не в государстве, не в путях мировой истории, то в своей семье, в своей лавке, в своей конторе, в бюрократическом учреждении, в котором он занимает самое малое положение. Человек имеет непреодолимую склонность играть роль и в этой роли придавать себе особое значение, тиранить окружающих. Человек – тиран не только в ненависти, но и в любви. Человек есть тиран и самого себя и, может быть, более всего самого себя. Он тиранит себя, как существо раздвоенное, утратившее цельность. Он тиранит себя ложным сознанием вины. Истинное сознание вины освободило бы человека. Он тиранит себя ложными верованиями, суевериями, мифами. Тиранит себя всевозможными страхами, болезненными комплексами.... Своей порабощающей волей человек порабощает не только другого, но и себя. Существует вечная тенденция к деспотизму, жажда власти и господства. Первоначальное зло есть власть человека над человеком, унижение достоинства человека, насилие и господство. Эксплуатация человека человеком, которую Маркс считает первичным злом, есть зло производное, это явление возможно, как господство человека над человеком. Но человек становится господином другого потому, что по структуре своего сознания он стал рабом воли к господству. Та же сила, которой он порабощает другого, порабощает и его самого. Свободный ни над кем не хочет господствовать. Несчастное сознание у Гегеля есть сознание противоположного, как сущности, и своего ничтожества. Когда сущность человека переживается им, как противоположная ему, то он может испытать угнетение рабьего сознания зависимости. Но тогда он часто отыгрывается, компенсируя себя порабощением других. Страшнее всего раб, ставший господином.

И у Фромма нечто похожее было, про единство противоположностей

Садист так же сильно нуждается в своем объекте, как мазохист – в своем. В обоих случаях собственное «я» исчезает. В одном случае я растворяюсь во внешней силе – и меня больше нет; в другом – я разрастаюсь за счет включения в себя другого человека, приобретая при этом силу и уверенность, которой не было у меня самого. Но стремление к симбиозу с кем-либо другим всегда вызывается неспособностью выдержать одиночество своего собственного «я».
+1 07.11.23

Ты, как всегда, права. И этот коммент ко мне наконец дошёл!

+1 07.11.23

Отлично, что дошел, но то что ЛЛ глючит давно не удивляет:((

Ты, как всегда, права.

ты мне как обычно льстишь, но спасибо;))

+1 07.11.23