20 сентября 2023 г. 20:47

470

5 Герман Гессе "Степной волк"

"Степной волк" - один из самых главных романов XX века, впервые опубликованный в 1927 году. Роман этот можно рассматривать и как философскую притчу, как критику мещанства, как трактат об одиночестве, о вечном, как великую трагедию поколения. Важной чертой произведения является психологизм, интерес к внутреннему миру героя, раскрытие перед читателям его сложности, отражение собственных глубинных переживаний автора.

Главными противоречиями романа, его дихотомией является: божественная музыка, божественный человек, становление богом,  царственный человек, подлинная Европа, подлинная поэзия. Есть противоположный фланг, всё время подчёркивается мещанство, мещанское образование. усреднённый человек мещанский быт, опошление культуры, которая представлена в образах технического прогресса (автомобили, граммофоны, радио) и вот в этой дихотомии, например, есть европейская культура и мещанская, мелкая культура, как бы американизация Европы.
Есть фактически мещанский образ, некая элитарная позиция и некое мещанство, которое опошляет, уплощает культуру и которое, фактически, ведёт к гибели великой культуры, но с другой стороны Степной волк очень любит мещанский быт, порядок, маленькие обязанности, он сам пытается пережить и вобрать в себя этот мещанский мир, который учит ценить маленькие радости. И с одной стороны есть  эта великой культура, великая цивилизации, которая гибнет, превращается в кладбище, но с другой стороны герой серьёзно относятся к этой мещанской культуре и даже пытается её пропустить через себя.
"Но есть эпохи, когда целое поколение оказывается между двумя эпохами, между двумя укладами жизни в такой степени, что утрачивает всякую естественность, всякую преемственность в обычаях, всякую защищенность и непорочность! "
Надо отметить, что Герман Гессе является представителем "потерянного поколения". Это люди, рождённые в конце 1870-80х годов. Это поколение Блока, Белого, Ленина, Троцкий, Бердяев, Булгаков, Сталин. Герман Гессе считает, что вот это поколение двумя между разломами, исторически, собственно, поколение революционеров.
"Галлер принадлежит к тем, кто оказался между двумя эпохами, кто ничем не защищен и навсегда потерял непорочность, к тем, чья судьба -- ощущать всю сомнительность человеческой жизни с особенной силой, как личную муку, как ад."

В одном из философских разговорах Галлера  с Герминой, представлено несколько концепции человека. Вот у мещан существует такой конвенциональный ответ на вопрос: Что есть человек? И мещане, держась за стабильность, передают понятия личности Молоху государства, больших идеологий, которые за них считают что такое человек, а Галлер представляет другую позицию с Герминой: Человек - это переход,  процесс становления процесс нахождения

Роману присуще двоемирие, первый, земной мир,  которому принадлежит главный и мир бессмертных, мир Гёте и Моцарта. Эта структура имеет очень большое значение для романа.

Юмор в романе это как отдельная его тема.
Тайно юмора, тайно смешного родственно тайне разума, и если мы поймём что такое смешное, мы поймём может быть главную загадку человека, загадку его разума.
Смех или юмор бессмертных это как единство противоположности и некоторые критики даже пишут о том, что это романтическая ирония.

"Жить в мире, словно это не мир, уважать закон и все же стоять выше его, обладать, "как бы не обладая", отказываться, словно это никакой не отказ, выполнить все эти излюбленные и часто формулируемые требования высшей житейской мудрости способен один лишь юмор."

Мне кажется в чём- то этот роман отражение вечности. Это глубокое исследование психологии человека, тщетно пытающегося найти и обрести собственное "Я", постоянно балансирующего на стыке животного и человеческого начал. Это произведение про сущность человека  и про пути становления его личности. Про понимание того, что цивилизация нужна, это некий способ выживания, однако она же является оружием против  индивидуальности.
Роман «Степной волк» это трагедия, данная как шутка

"К нам на небо из земной юдоли
Жаркий дух вздымается всегда —
Спесь и сытость, голод и нужда,
Реки крови, океаны боли,
Судороги, страсти, похоть, битвы,
Лихоимцы, палачи, молитвы.
Жадностью гонимый и тоской,
Душной гнилью сброд разит людской,
Дышит вожделением, злобой, страхом,
Жрет себя и сам блюет потом,
Пестует искусства и с размахом
Украшает свой горящий дом.
Мир безумный мечется, томится,
Жаждет войн, распутничает, врет,
Заново для каждого родится,
Заново для каждого умрет.
Ну, а мы в эфире обитаем,
Мы во льду астральной вышины
Юности и старости не знаем,
Возраста и пола лишены.
Мы на ваши страхи, дрязги, толки,
На земное ваше копошение
Как на звезд глядим коловращение,
Дни у нас неизмеримо долги.
Только тихо головой качая
Да светил дороги озирая,
Стужею космической зимы
В поднебесье дышим бесконечно.
Холодом сплошным объяты мы,
Холоден и звонок смех наш вечный."

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!