Больше рецензий

MaryZu

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 августа 2009 г. 23:09

17

5

«Это незнакомое чувство, преследующее меня своей вкрадчивой тоской, я не решаюсь назвать, дать ему прекрасное и торжественное имя – грусть».

Сочинение «Как я провела лето» за авторством семнадцатилетней Сесиль привлекает изысканностью, французским шармом и в то же время простотой. Сесиль и ее отец ведут легкую жизнь парижской богемы, полную светских развлечений, необременительных связей и мимолетных наслаждений. Это лето не сулило ничего, кроме моря, солнца и удовольствий, шикарная вилла на побережье, отец, его подруга Эльза, намечающийся роман с красивым и молодым Сирилом, – Сесиль находилась в блаженном покое. Но сильное увлечение отца новой женщиной смешивает все планы героини. Анна умна, образованна, принадлежит к совсем другому миру людей, а на жизнь Сесиль и ее отца смотрит с легким презрением. Анна совершает роковую ошибку – нарушает спокойствие Сесиль. Из-за внешнего раздражителя юная девушка открывает в себе способность манипулировать людьми и сплетает нехитрую, но очень точно рассчитанную интригу, направленную против захватчицы.

Интонации Саган завораживают, искренность и откровенность повествования, морской воздух и палящее солнце, неспешное развитие сюжета создают особое настроение – тонкое и пронизывающе грустное. И грусть эта от пустоты и поверхностного существования «легких» людей. Удивительным образом Саган удается избежать банальности и обыденности в самой простой истории. «Здравствуй, грусть» – прекрасный образец французской прозы, изящной и умной.

В это издание также включены еще два произведения Франсуазы Саган «Смутная улыбка», «Через месяц, через год».

«Смутная улыбка» - история любви молоденькой студентки Доминики, похожей на подросшую Сесиль, и женатого Люка. Адюльтер осложняется искренней взаимной симпатией жены Люка Франсуазы и Доминики. Саган дает нам взглянуть на типичные для женской литературы штампы под другим углом, и в спокойствии ее героев намного больше настоящих чувств, чем в надрыве слезливых романов.

«Через месяц, через год» - зарисовка из жизни парижской интеллигенции. Вначале Саган будто расставляет героев, как фигуры на шахматной доске, неудачливый писатель Бернар, начинающая актриса Беатрис, богатая бездельница Жозе, Ален, работающий в издательстве. Они совершают несколько ходов, кто-то влюбился, разочаровался, расстался, начал пить, но в сущности ничего не изменилось, лишь только к жизни добавилось несколько месяцев. Герои все также одиноки и не в силах изменить что-либо, от тяжелых размышлений они лишь отмахиваются: «О делах подобных не размышляй, не то сойдешь с ума».