13 апреля 2014 г. 18:20

87

5

Доминирующая на этой загадочной планете раса - почти люди, выглядящие, как я вычитала в сети, словно "яойные бисенены" (я довольно слаба в анимешном сленге, но так понимаю, имеются в виду хрупкие на вид, ухоженные смазливые юноши, скрывающие под яркими шелковыми нарядами стальную мускулатуру профессиональных бойцов). Вернее, они и есть люди (хотя автор постоянно и подчеркивает противоположное). С одним отличием: половая дифференциация у них происходит не во время внутриутробного развития плода, а в так называемое Время Любви, что примерно соответствует концу пубертатного периода. Аборигенов, находящихся во Времени Любви, называют Юношами (казалось бы, по умолчанию им присваивается изачально мужской пол), но в последствии выясняется, что наиболее близким аналогом в земных языках является слово Дитя. В это Время происходит Поединок. В результате него проигравший (который часто не считает себя проигравшим) становится женщиной. И чем яростней был бой, чем сильнее чувства, тем сильнее гормональный взрыв и тем прекраснее становится эта женщина. Стать женщиной - не постыдно. Это норма. Позор - когда тебя победили, но не взяли как женщину: тогда становятся "никудышниками" - существами без пола, презираемыми повсеместно. Иногда неугодных Партнеров на таких поединках убивают. Нет, даже часто убивают.

"Мне никогда не подделать жаркий огонёк, горящий в глазах любого аборигена, эту искорку в их душах, которая при виде крови разгорается в полыхающий костер. В меня вцементирован ограничитель внутривидовой агрессии, я не могу убить человека, не перешагнув через высоченный внутренний барьер - у здешних, похоже, этот ограничитель отсутствует в принципе. Как факт. Любил-убил. Господь наш Иисус до этого мира не добрался - а буде добрался бы, вероятно, был бы тут крайне непопулярен. Другие представления о гуманизме."


Вообще, один из интересных парадоксов этого мира в том, что общество, на первый взгляд кажущееся землянину морально распущенным, на деле оказывается на удивление целомудренным. Юноши до первого поединка не имеют сексуального опыта, и взаимное влечение, скрепленное боем, кровью и болью, как правило, перерастает в очень прочный брак. Жены здесь не изменяют мужьям, потому что немыслимо и позорно отдаться мужчине «без поединка». Приставать к чужой жене, да и просто глазеть на чужую женщину ужасно непристойно. Взять «без боя» рабыню или наложницу – удел труса, плохого бойца – недостойно настоящего мужчины. Вот и выходит, что моральный облик среднего нги-унг-лянца не в пример выше, чем у среднего землянина.

На эту чудную планетку в страну под названием Кши-На и отправляется наш ГГ-й. Обычный симпатичный по земным меркам парень по имени Николай Дуров - Ник в местном варианте, на Нги-Унг_Ляне считается мягко говоря грубым страшилищем. А дальше начинается его путь по этой самой лестнице, которая из терновника: путь к верхушке иерархии Кши-На. Красиво Макс Далин обыгрывает название трилогии (хотя я бы сказала, что это скорее одна цельная книга из трех разделов).

На одном из пергаментных витражей в особняке Л-Та "...любопытный и показательный сюжет: в лучезарные небеса, к самому солнцу, ведет лестница, сплетенная из ветвей цветущей розовой акации - нежные цветы не прикрывают длинных чёрных шипов. Изящный юноша висит на лестнице, как матрос на снастях: босые ноги на ступеньках, держится левой рукой, в правой - обнаженный меч. Кровь на ступнях, раненных шипами, и на ладони, проколотой насквозь, - прописана тщательно и со знанием дела, нижние ступеньки в крови, кровь стекает тягучими каплями на соцветия, с них, по чёрным ветвям - вниз; на земле идет кровавый дождь. Лица юноши не видно, но его выражение отлично угадывается.Прозрачная и очаровательная аллегория. В этом доме не питают иллюзий насчет придворной карьеры."



Мне вообще очень хотелось писать много и подробно, с цитатами. Разобрать все перипетии сюжета. Но потом решила, что не стану портить читателям удовольствие от книги. Ограничусь общим впечатлением.

Ключевое место отдано именно взаимоотношениям между аборигенами, их чувствам. Сложным и простым одновременно. Но этим автор не ограничивается. Тут и тема взросления, и жертва счастьем ребенка ради статуса семьи, и вопрос о невмешательстве наблюдателя, проблемы любви и доверия, чести и ответственности.

А еще Далин удивительно поэтично пишет. О чувствах, о мире, о природе.

Вывод: попадись мне эта книга когда-нибудь на бумаге - куплю.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!