Больше рецензий

Gosteva_EA

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 апреля 2014 г. 23:41

738

5

Нет, я эту литературную ленту Мёбиуса никому советовать не буду. Особенно не буду её советовать родственникам, друзьям и тем, кто хоть раз видел меня "живьём". Потому что эта книга стала для меня моим ненаписанным дневником, в котором я могла бы высказать всё то, что меня волнует, терзает, пугает, мучает, изводит. Слишком личное. И мне кажется, вот прочтёт эту книгу знающий меня кто-то и всё обо мне поймёт. Серьёзно, всё.

Сюжет предельно прост. Сюжет притворяется детективным и даже авантюрным. У сорокалетней не слишком популярной детской писательницы в туалете аэропорта пропадает муж. Вот он зашёл в туалет, вот она его ждёт, раздражается пять минут, бесится десять минут, с яростью идёт проверять, где он там - а его нет, пропал, исчез, испарился. Что делают в таких ситуациях? Недоумевают, волнуются, плачут, пишут заявление в полицию, выжидающе смотрят на телефон. Лусия не исключение. Пропажа мужа становится для неё не столько потерей любимого человека, сколько отлучением от привычного жизненного уклада, от рутины. Лусия, не вписанная в контекст привычки, становится слишком открытой, обнажённой для собственного критического взгляда, слишком ответственной за свою собственную жизнь и, что самое волнующее и неприятное, - за жизнь мужа Рамона.

Нет ничего более случайного, чем судьба. Не правда ли? Волей этой самой судьбы или, кто знает, случайности.. или, что вероятнее всего, в соответствии с желанием автора, на пороге квартиры Лусии появляется её сосед Феликс Робле, учтивый, сочувствующий, не растерявший боевой задор старик, лихо обращающийся с оружием. Чуть позже в узкий круг главных героев книги вписывается Адриан, приятный молчаливый парень, знающий множество ненужных фактов, любящий загадки и головоломные сны. Вместе они - Адриан, Лусия и Феликс - составляют возрастной триптих: молодость, зрелость, старость. Каждая их история, мысль и действие выражают одну из главных идей романа - идею взросления и примирения с собой и собственным увяданием.

Дальше...

Хотя на самом деле, подумала я, мы все чудные, все наше нелепое трио. Феликс, который из-за старости уже как бы вне жизни, но не сдается и по-прежнему играет в боевиков; Адриан, который еще вне жизни по причине своей молодости, мальчик без руля и без ветрил, без прошлого и ясного будущего; и тем более я, Лусия Ромеро, растерянная и напуганная сорокалетняя женщина: я в самом деятельном возрасте, мне бы и жить, но я не знаю ни кто я, ни на каком свете нахожусь.

Адриан - символ умственной невинности, категоричности и отсутствия личной истории. Наверное, именно поэтому его голова забита ненужными фактами. Он застенчив и безумно привлекателен. Лучше всего его бы охарактеризовали стихи Веры Полозковой:

С ним ужасно легко хохочется, говорится, пьется, дразнится; в нем мужчина не обретен еще;
она смотрит ему в ресницы - почти тигрица, обнимающая детеныша.
Он красивый, смешной, глаза у него фисташковые; замолкает всегда внезапно, всегда лирически;
его хочется так, что даже слегка подташнивает; в пальцах колкое электричество.

В нём жизнь тела и души неразрывно сплетены в тугой бытийный клубок. Он всегда, безусловно, прав. От него несёт феромонами. Он почти ребёнок, но с телом половозрелого мужчины. Ласковый щенок, который сердце не разобьёт, но исцарапает. И в этой истории он, конечно, самый безликий. Хотя для Лусии он последний шанс на юную страсть без опасности впасть в рутину.

Лусия - центр книжной вселенной в "Дочери Каннибала". Увядающая Лусия, которая обманет читателя не единожды, но которая скажет столько правды, что иногда эту правду будет тяжело переварить. Самая горькая (ну хорошо, одна из самых) женская правда - правда об увядании, старении, утрате себя в повседневности. Большая часть повествования - история потерь, препарированный и выставленный на всеобщее обозрение кризис среднего возраста.

Мы, люди, с годами внутренне мелеем. Из тысяч возможностей, которые есть у всех, мы в конце концов оказываемся во власти одной-единственной; все остальные костенеют, уходят из нашей жизни. Маститые писатели малодушно называют это зрелостью, прояснением позиций, становлением, мне же это представляется чем-то вроде гниения. Таких живых мертвецов я знаю немало. Сорокалетние мужчины и женщины, более или менее устроенные, зачастую достигшие вершин в своей профессии, временами вздыхают и говорят: "Раньше я так любил заниматься спортом..." (теперь же из-за сидячего образа жизни он превратился в омерзительного толстяка), или: "В молодости я сочиняла стихи и прозу" (а теперь не только не пишет ни слова, но и вообще последним текстом, который она прочитала за истекшие пять лет, была инструкция по пользованию видеомагнитофоном), или: "Ты не поверишь, раньше я жил каждым днём, был способен на неожиданные поступки, объехал всю Европу автостопом" (и в это действительно трудно поверить, потому что сейчас в этом человеке не больше жизни, чем в брюкве, и не больше подвижности, чем в грибе боровике). У каждого в душе целое собрание мумий, а в шкафу не один скелет, а целое кладбище.

Для меня самими ценными и близкими в книге оказались как раз эти замечания о физическом старении и душевной усталости.

Все женщины в какой-то период жизни начинают походить на своих матерей, но на матерей пожилых, когда жизнь матери клонится к упадку; словно родительница, угасая, компенсирует свой близящийся конец генетическим вторжением в дочь, почти дьявольским образом овладевая телом и духом дочери.


Старея, твой организм начинает разрушаться, и тогда предметы, вещи, эти дешевые заменители той личности, какой ты до сих пор была, мало-помалу заполняют все твое существование, все более убогое и неполноценное. Но самое ужасное, что это не только проблема плоти. Подобно тому как крем от морщин заменяет природную свежесть щек, затасканные цитаты могут заменить любопытство юности, эгоистические привычки – первое трепетное чувство, а новый автомобиль – жажду жизни. По мере того как мы стареем, мы обрастаем общими местами и вещами, чтобы заполнить образующиеся в нас пустоты.

Лейтмотивом звучит в рассуждениях Лусии тема о супружеской невнимательности. Вдруг оказывается, что все эти годы она жила с человеком, о котором ничегошеньки не знала. Как? Легко!

Замечала ли я? Да ведь уже целую вечность я даже не смотрела на Рамона! Это одна из тех гадостей супружества, о которых принято молчать.


...Насколько быт и повседневность плотно закрывают от нас жизнь другого человека.

Честное слово, я могу процитировать половину книги, и эта половина будет о старении и невнимательности, о том, что любовная лодка не разбивается о быт, поскольку быт это не роковой айсберг, а добротный корабль, на который супруги благополучно пересаживаются и тихо дрейфуют по жизни, повязанные узами привычки.

Феликс - символ последнего жизненного этапа, отважный молодящийся старик, рассказывающий собственную историю потерь и неудач, историю анархиста, тореро, отчаянного и отчаявшегося любовника, заботливого мужа, осиротевшего одинокого вдовца. История Феликса схожа с половиной историй, которые можно найти у Хемингуэя: безумства корриды, революционные страсти и подвиги, роковые женщины, утраты и крах надежд.

Ребенок думает, будто жизнь – это накопление, будто с годами ты нечто завоевываешь, зарабатываешь, коллекционируешь, складываешь в свою копилку, а на самом деле ты все время и бесповоротно что-то теряешь, от чего-то отказываешься.


Подростки плохо понимают, что такое смерть, думают, что смерть – неотъемлемая часть жизни, воображают, будто это нечто такое, через что можно пройти, а потом взахлеб рассказывать приятелям: «Представляете, как классно было, мы шли на такой риск, что меня даже убили!»


Не искушай несчастье: это жестокий палач. Ибо то, что вначале кажется кратковременным уходом в страдание, быстро превращается в неудержимое падение с горы. И с каждым разом ты все дальше от того, кем был. С каждым разом все неразличимей среди теней. Несчастье – это страна, откуда возвращаются немногие.

И именно этот обмелевший Феликс даёт Лусии надежду на нахождение пути к самой себе, хотя для этого ей и придётся потерять больше, чем она может себе позволить и даже больше, чем имеет.

"Дочь Каннибала" так проста и правдива, что её легко можно обвинить в банальности. Никаких философских выкладок, никаких красивостей, простой, приземлённый, но живой, как природа, язык, очень близкий к человеку не идеализированному, но повседневному, человеку не размышляющему, не филососфствующему, но живущему.

Безусловной прелестью книги является её окончательность и завершенность. Все точки расставлены. Никаких неотвеченных вопросов, подвисших сюжетных линий. Все ружья на стене стреляют в последнем акте. И даже случайно мелькнувшая на первых страницах старуха в инвалидном кресле появляется вновь в конце романа. Читатель завершает свой путь по ленте Мёбиуса, возвращаясь на старт.

Мне бы хотелось переписать весь роман в этот отзыв, разобрать его на цитаты, перечитывать их, кивать, мол, да-да, так и есть, вот ведь правда. Но надо ведь и меру знать! Поэтому я никому не советую читать эту книгу. Не берите, забудьте, ничего в ней нет интересного.

Книга прочитана в рамках игры "Долгая прогулка" (основная книга апреля)
Команда Анонимные книгоголики

1 2

Комментарии


Интересно. Спасибо. Я ее сразу закинула в подборочку, как аннотацию прочла, когда ты добавила в читаемое.
Если дойдут руки, узнаю, кто такая Катя теперь)))))


Долой покровы!)


интересно и интригующе)))


Очень простая книга, правда. Очень для кризиса среднего возраста.


не знаю что там у меня с кризисом))) но книгу в вишлист утащила)))


Нельзя писать такие рецензии. Я пошла скачивать книгу (правда, когда руки дойдут - не знаю). Но так написано, что не скачать - нельзя :))


Ой, как прияяяяяятно) Спасибо!)


Пишите ещё на зависть злобному минусёру :)


Это моя личная, карманная оппозиция! Отслеживает, минусует, неравнодушен))
*Всё ради тебя, аноним!!*


Приятно, когда рядом всегда есть тот человек, которому ты небезразличен :))))


Какая рецензия! ))

У меня тоже не так давно была книга, по поводу которой могу сказать: всё настолько про меня, что даже читать было больно. Это был роман Николь Краусс "Большой дом".


Наши книги нашли нас. Как бы больно ни было от этого потока откровенностей, будто подслушанных кем-то в наших мыслях, встреча с такой книгой подобна встрече с собственным отражением, с самой собой из будущего или прошлого - и это незабываемый, очень ценный опыт парадоксального взгляда на себя со стороны!


После такого отзыва невозможно не добавить книгу в хотелки.


После таких комментариев я всегда опасаюсь, а вдруг не понравится книга!..


Понравится или нет - неважно, она совершенно точно вызовет у меня эмоции. Кроме того, я сейчас в том возрасте, когда уже начинаешь задумываться о старении и прочем, так что моя тема)))


Будет очень интересно узнать твоё мнение (мы же на ты, нет?!).


Давай на ты, я путаю, с кем вы, с кем ты)))
И я обязательно отмечу тебя в благодарностях к рецензии, как только прочтешь))


я сейчас в том возрасте, когда уже начинаешь задумываться о старении и прочем,

Сразу же после этой фразы я зашла к вам в профиль) И что же я там увидела? )))
Мне это напоминает разговор двух героинь из романа "Жареные зелёные помидоры..." Одной - 86 лет, другой - 48 лет. И 86-летняя женщина говорит другой: "Вы ведь совсем молодая женщина. Сорок восемь - да это же детский возраст!"


)))
Я не говорила, что я уже стара. Мне даже до кризиса среднего возраста далеко)))


По логике той 86-летней старухи нам ещё предстоит пережить кризис подросткового возраста)))


Это, слава Богу, у меня уже позади))))


А мы ровесницы, кстати) Но кризис меня уже настиг почему-то))


Всегда с удовольствием читаю Ваши истории и рецензии. Они такие завлекательные! Захотелось прочитать книгу.


Спасибо!


Захотелось прочитать. Добавила, спасибо!


феерично,бредово,отчаянно,весело,страшно,безудержно,больно,больно,больно


Ты забыл(а) жизненно.


жизненно,да.наверно.ты же понимаешь,что лично для для меня по ряду причин это не остро жизненно..поэтому и не вспомнился данный эпитет


А чего такого уж болезненного в книге?


метания.надежды.крушение надежд.и крушение иллюзий.иллюзий более менее нормальной,не зря прошедшей жизни.да что ты,там мест пять,где автор просто кричит от боли.кричит беззвучно,кричит в подушку.но имеющий глаза-да узрит.

1 2