Больше рецензий

Elessar

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 апреля 2014 г. 19:58

560

3

Чертовски трудно говорить об этом романе, поэтому начну с конца, ибо именно там скрыт главнейший ключ к пониманию романа. В послесловии со слов одного из современников Дёблина мы узнаём буквально следующее: "На пляж, в полдень, мы приходили — так сказать, являлись на публику — с совсем другими книгами: главным образом с увесистым «кирпичом» «Гор морей и гигантов» Дёблина. Почитать удавалось, даже в самом удачном случае, совсем немножко; но каждый хотел, по крайней мере, чтобы его хоть раз увидели с этой трудной книгой в руках. <…> Литературная диктатура в Веймарской республике была достаточно сильной. Превозносились совсем не те книги, которые люди на самом деле читали." В этой цитате, как мне видится, содержится вся суть того, зачем читать такие романы и почему их так хвалят. Конечно, я вовсе не сомневаюсь в том, что "Горы моря и гиганты" можно читать для удовольствия, но лично мне это кажется неким преодолением себя. Нечто подобное у меня было разве что с "Радугой тяготения" Пинчона, которая культова более, а читабельна менее. Вероятно, эти две характеристики находятся в обратно-пропорциональных отношениях. Как бы то ни было, роман мной прочитан, и значит, можно подвести своеобразный итог: что из обещанного многочисленными хвалебными отзывами я в тексте нашёл, а что нет. Кстати, на случай, если вы не читаете сетевой критики и вообще наткнулись на роман случайно, некоторое количество хвалебных отзывов предпослано тексту книги. Итак, приступим.

Генеральная линия партии такова: перед нами эпическое беспримерное небывалое полотно, оперирующее напрямую природными стихиями, полёт фантазии, слишком буйный неудержимый, чтобы останавливаться на отдельных людишках с их ничтожными страстями. Добавьте сюда оригинальный авторский синтаксис, заключающийся главным образом в нарочитом скоплении однородных членов с опущением положенных запятых, и вы получите настоящий шедевр для настоящих интеллектуалов. Но то ли я совсем обделён этим вашим интеллектом и духовностью, то ли не всё так просто.

Роман воспринимается как некая фантасмагорическая историческая хроника, с той лишь поправкой, что ровно все деятели тут истеричные психопаты вроде императора Калигулы. Читается это примерно так: "В лето господне 2654-е реки наполнились кровью, из них вышли фашисты на динозаврах и стали всех насиловать, а юным девственницам засовывали во влагалища свёклы". Про свёклы это так у Дёблина и есть, а про фашистов на динозаврах я малость преуменьшил градус психодела. Сначала, пока ждёшь обещанной эпичности и буйства стихий, чтение идёт со скрипом, но потом внезапно понимаешь фишку, и вот уже гороподобная груда плотоядного желе, гермафродиты птеродактили мутанты и прочие милые зверушки становятся вам как родные. Поименованных персонажей на самом деле полным-полно, и не менее двух третей романа посвящено как раз их ничтожным страстишкам, инцесту и тотальному геноциду, которые нам в предисловии охарактеризовали не заслуживающими внимания. С женскими персонажами, которых Дёблин считал неполноценными и вредными для хорошего романа и вводил скрепя сердце и стиснув зубы, всё тоже очень здорово. Это сплошь истерички нимфоманки оголтелые феминистки и ни одной нормальной женщины, впрочем как и вообще психологически нормальных героев в романе нет. Правда, у них там мир такой. То негры взбунтуются и начнут всех резать-насиловать, то Гренландию растопят, то откуда-то полезет нечто совсем уж непотребное: "Обгоревшие деревья, к верхушкам которых прилипли длинные космы волос, а над этими «султанами» дыбятся человечьи головы: мертвые жуткие лица размером с сарай, мужские и женские. Хвостовой плавник какого-нибудь морского чудища, случайно попав в пригород, собирал вокруг себя груды неодушевленных предметов: бороны телеги плуги доски. В эту перемещающуюся разбухающую курящуюся испарениями массу втягивались целые картофельные поля, бегущие собаки, люди." И вот так ВЕСЬ РОМАН.

С историческими прозрениями тоже не всё ладно - история у Дёблина только и делает что повторяет себя. Оргии времён заката римской империи, луддиты, эмансипация, верденская мясорубка, ясно-понятно, но хотелось бы чего-то оригинального. Все метаморфозы общества в романе характерны скорее годам минувшим, но никак не далёкому будущему. Даже развитие науки предсказано как-то однобоко: герои синтезируют пищу из неорганических материалов, а к Гренландии плывут несколько недель на деревянных кораблях. Повсюду какие-то подводные сети, пропеллеры и прочие турмалиновые полотнища. Технологии далёкого будущего автор не в силах представить иначе как средствами привычных ему образов. Дёблин высмеивал Жюля Верна, но тут впору посмеяться скорее над ним самим.

Зато революционный синтаксис, хоть и на поверку не такой уж оригинальный, действительно скроен ладно и симпатично. В нужные моменты автор умеет взбудоражить читателя, увлечь картинами творящихся в его воображении катастроф. Именно ради таких вот апокалиптических моментов, когда Дёблин действительно пишет о слепом безумии природы, и стоит читать роман. Жалко только, что таких фрагментов не много, а основной материал романа смотрится наивно и жалко.

Разумеется, это лишь моё мнение, и всегда можно сказать, что в романе скрыты бездны смыслов, понять которые дано не каждому. Можно даже написать здоровенный комментарий к тексту и подогнать к роману какие угодно смыслы на выбор. Можно глубокомысленно кивать и твердить, что "этот текст по плечу далеко не каждому". Но даже если и так, то мне гораздо проще смириться и пойти почитать что попроще, чем и дальше мучить себя таким литературным артхаусом.

Прочитано в рамках апрельского тура долгой прогулки, команда Тюлени любви.

Комментарии


особенно впечатлило про свеклу...снимаю шляпу перед твоими навыками чтения таких сложных книг.


Вы серьёзно думаете, что, кому-то не жалко потратить своё время на изучение вашего словесного недержания?


ну все так, не считая того, что радикальность этого модернистского будущего скрывается за мнимой благостностью нашего настоящего, из которого вполне себе вырастают столь конфликтные нравственно-национальные и техно-апокалиптические последствия.