Больше рецензий

24 июля 2023 г. 11:03

521

5 Слишком умный кот

Роман вышел в двух томах в 1819 и 1821 годах.

Стиль - романтизм.


Рассказывается попеременно две истории — жизнеописание капельмейстера Иоганнеса Крейслера и автобиографическая повесть кота Мурра. Причем заметки про Крейслера поданы фрагментарно, эпизодами.


Повесть про кота Мурра — роман-воспитание от детства до зрелости. Личность Мурра весьма своеобразная, этот ученый кот считает себя гением, откровенно рассказывает о своих успехах и слабостях, часто обращается к юношеству. Забавно такое читать. Кот живет у маэстро Абрагама - музыканта, органного мастера и специалиста по всяким таинственным механическим штукам.

История Крейслера с одной стороны интригует, а с другой - много идей и чувства

Подробно описан период, когда музыкант и композитор Иоганнес приезжает в маленький немецкий городок Зигхартсвайлер иблагодаря знакомству с маэстро Абрагамом поступает на службу к местному князю Иеренею. Двор у князя небольшой и на самом деле ненастоящий, так что все церемонии выглядят фарсом. Однако придворные очень серьезны.

Вот там при дворе Крейслер встречает прекрасную Юлию. Эта девушка, обладающая волшебным голосом и чистой душой, не может оставить музыканта и творца Иоганнеса равнодушным.

Дальше начинаются интриги, всплывают тайны прошлого, при этом по ходу повествования раскрывается только часть загадок.

Основные темы характерны для романтизма: разные видах любви — высокие чувства и темная страсть, искусство, судьба поэта, творца, взаимодействие художника и суетного света, о том, что поэту приходится приспосабливаться к свету, чтобы иметь возможность творить.

Персонажей в общем-то немного, все они состоят при дворе князя. Характер и предыстория Крейслера, маэстро Абрагама и князя Иеренея рассказаны довольно подробно - детство, увлечения, склонности, жизненные перипетии.

Гофман сам был композитором и в повести есть отголоски его собственной истории. Вообще, человек с музыкальным образованием поймет в романе гораздо больше, чем я.

В хронологии происходящего я разобралась с трудом. Персонажи то и дело обращаются к прошлому, а после того, как дочитаешь, можно открывать первые главы, потому что событие, относящиеся к концу истории Крейслера, описано в самом начале. В третьей главе маэстро Абрагам рассказывает Иоганнесу о придворном празднике, называет всех персонажей, а читателю абсолютно непонятно, что за фантасмагория там происходит, кто все эти люди и при чем здесь Крейслер.

События в истории кота, кстати, перекликаются с происходящим в истории Крейслера — либо как ироничный комментарий, либо для противопоставления житейских воззрений и высоких чувств.