Больше рецензий
31 марта 2014 г. 23:40
620
5
РецензияДавно уже не секрет, что, открывая книгу Лены Элтанг, надеяться на хоть какую-то линейность, дискретность и последовательность повествования не только в высшей степени наивно, но и прямо противопоказано. Вас будут водить за нос такими потемками, лабиринтами, спиралями и закоулками времени, что есть лишь один способ и нос сохранить и получить удовольствие от процесса – довериться автору, отдаться на волю течения повествования И СМОТРЕТЬ ВО ВСЕ ГЛАЗА!
О да, помню и понимаю, при первом таком путешествии по Каменным кленам успеть за мыслью автора и разобраться в том, кто, что, кого, что, черт же возьми, здесь происходит и кто все эти люди – квест мало того что за гранью добра и зла, так еще поначалу и не очень-то хочется утруждаться. Текст очаровывает сам по себе, топит, обнимает, захлестывает, кружит на месте до лёгкой мутоты, и напрочь залепляет глаза всей своей внутренней донной мутью и тиной, лишь бы не раскрывать озадаченному читателю своих многочисленных подвохов. Причем, чем меньше понимаешь, тем вдруг внезапно сложнее, тягучее, леннее идёт книга, и вот уже, когда переваливаешь за половину, начинают одолевать мысли о том, зачем он вообще, этот полоумный бред, нам сдался.
Но ох как стоит продираться, запинаясь и скрипя мозгом и зубами через первые сотни три страниц текста, взбираться на эту высоченную американскую.. Да нет же, конечно – Русскую горку, чтобы по оставшимся страницам мчаться со свистом, не отрываясь, в фиг знает сколько времени ночи через два часа после того как планировалось давно уже спать – заглатывать красными, утомленными глазами куски текста не прожевывая, на грани скорочтения, лететь с этой горы и чувствовать, как жжется и захватывает дух, подбрасывает даже не на виражах, на все разворачивающейся спирали, на освободившейся пружине, чтение за гранью добра и зла – абсолютный читательский экстаз!!!
По крайней мере, таким было моё первое знакомство с Клёнами, и случилось именно то, что почти всегда случается со мной, если книга попала в яблочко: я не смогла написать об этом ни строчки. Но я ни на минуту не сомневалась, что однажды я возьму карандаш и лупу, облачусь в воображаемый инспекторский плащ, и приду выяснять, собственно, что это было-то.
А был это, если уж говорить с точки зрения литературного разбора полётов, удивительный экземпляр современного эпистолярного жанра, поникший в самую суть явления дневниковости с острейшей достоверностью. О, прошли те времена, когда люди писали в своих дневниках события по датам, в той или иной мере честно и хронологично. Теперь же многие люди, ведущие так повсеместно вошедшие в нашу жизнь сетевые дневники, да и те, кто всё ещё поверяет себя бумаге, не так уж далеко уходя от Саши Сонли, созидают в своих записях в той или иной мере скорректированную версию жизни, а то и вовсе новую жизнь, которая, по сути, простилась бы быть книгой, но мы слишком несмелы и несобраны, чтобы писать книгу, поэтому пишем маленькие такие себе жизнечки в дневничках, более или менее талантливо. И, что и жутковато и забавно, чем больший автор псих, тем лучше выйдет запись.
Элтанг окунает своего читателя именно в такие вот записки слегка сумасшедших. Я совершенно искренне заявляю: я не знаю, зачем она это делает, что хочет сказать, и о чем эта книга – о любви ли или о собаках или о чём ещё, но при этом я с удивлением понимаю, что это именно тот случай, когда не можешь выразить словами сути произошедших внутри маленьких озарений и откровений. Когда всё такое тонкое, хрупкое и полупрозрачное, очень трудно объяснить что-либо, не расплескав половину. Слишком многое из этой книги почему-то сразу пытается прилипнуть к тебе, притвориться твоим собственным, личным, стыдным и сокровенным, это парадоксально и удивительно, объяснитемнекаконаэтоделает?!? В итоге сложно обсуждать неописуемое, хотя можно попробовать обсудить судьбу бедной суровой Саши, поговорить о заливаемой вином вине Луэллина, восторженно ахнуть мимолётной роли Табиты, которая, как мышка - хвостиком махнула в нужный момент, а так вроде как и ни при чем, можно пожалеть Уолдо, а можно попытаться угадать, отчего стала терять разум миссис Сонли. Можно бесконечно возмущаться самому образу жизни и сущности (сучности?) Хедды-да-да и Эдны-на-на, а можно и пожалеть их, поглядев с высоты обстоятельств. Здесь многое можно, а еще больше можно скрыто там, где наконец начинаешь проводить зыбкую грань между былью, небылью и был ли мальчик.
А можно сделать еще нечто более ужасное: взять карандаш, много-много бумаги, закладочек, разноцветных маркеров, и препарировать эту книгу, влезть не нежной читательской мыслью в подкорку героев, а поспорить с автором на кто тут главный и вторгнуться безжалостной рукой под обложку, перелистать главы, выдрать с белым бумажным мясом и черной чернильной кровью все её секреты.
Пожалуйста, не делайте лучше этого. Хотя бы первые два прочтения не делайте. А потом, лучше всего, если захотите, сделайте это сами.
А дальше - самый злостный спойлер эвэр, и я категорически запрещаю сюда ходить тем, кто когда-нибудь собирается читать Клёны сам. Но если выуже были там и отчаялись понять, что за мать-перемать там такое происходит - то пожалуйста, одним глазком, читайте дальше.
Представьте себе, жил-был мальчик Лу, и разошлись у него родители, и разъехались, и бросил его отец. Мальчик уж и писал ему, и ездил к нему морозными рождественскими ночами, но он не был своему отцу шибко нужен и сурово обиделся. В итоге, через много-много лет, когда отец состарился и стал писать сыну письма, тот не стал ему отвечать. В результате бедный отец Лу умер в одиночестве, а сын его сменил фамилию, начал пить и глубоко увяз в чувстве вины.
Где-то в это время родилась и росла Саша Сонли, её мама потихоньку теряла рассудок, потом, в один трагичный рождественский вечер Мама Саши Сонли погибла под нелепо упавшей трактирной вывеской, и Папа Саши Сонли привёл в их дом-пансион новую жену Хедду.
Всё бы ничего, и пусть у мачехи есть своя дочка, и пусть Сашу всё безумно бесит и пансион приходит в упадок, и пусть за неё сватается лишь старый учитель, но тут дороги этих двоих пересекаются, и пьяный Лу врезается на своей машине в машину отца Саши, в результате чего тот через годик погибает, а Сашенька остается с младшей неродной сестрой и мачехой. Мачеха сворачивает удочки и сбегает в поисках лучшей жизни в Индию со своим любовником, оставив Младшую на попечение Саши. Попечение выходит весьма эпичным - Саша влюбляется в Младшую и в течение почти года спит с ней. Впрочем, Младшая довольно быстро брорает Сашу, променяв её на симпатичного Сондерса Брана, а затем и вовсе уезжает в Индию к матери Хедде, у которой наконец-то всё вроде как налаживается.
После побега Эдны, Саша закапывает все её вещи в саду в могиле, и весь Вишгард в общем-то подумывает, не закопала ли там Саша собственно свою сестрёнку.
И тут в 2008м в Вишгард приезжает бедный чекнутый Лу, который совсем сходит с катушек от чувства вины и в галлюцинациях видит суконщика - своего отца, и плотника - отца Саши.
А дальше, господа, ничего я вам не расскажу, пока не будет готов календарь событий, который будет презентован позднее, в качестве бесплатного развлекательного приложения для особо желающих.
Гигантский грац моей терпеливой команде - раз, организаторам ДП - два, и всем причастных к появлению у меня этой книги - само собой море теплейшей благодарности!
Комментарии
Птичка моя, эта формулировка гениальна. Вот прямо гениальна. говорю это со знанием дела, только часов как шесть назад дочитала Клены.
Мне уже можно задирать нос и со страшной силой гордиться, если я с первого прочтения просекла всё, что написано у тебя под катом? :)
Лаур, ну все! Можно с чистой совестью дописывать хронологию!
Эх, мне теперь кажется, если бы ты с ней успела, за этот эпик еще полбалла бы накинули XD