Больше рецензий

13 марта 2014 г. 22:11

1K

5

«И в кого только ты такой уродился?!»
«Если будешь себя так вести, никто тебя замуж не возьмёт!»
«Прекрати реветь, а то брошу тебя сейчас прямо на улице!»
«Вот будут у тебя такие же непослушные дети, тогда вспомнишь меня!»
Помню, в университете на парах по педагогике подобные фразы нам приводили вскользь как примеры своего рода «запрещённых приёмов». Ещё помню, как в разговоре с одной усталой мамашкой в ответ на своё замечание о запрещённых приёмах я услышала: «А что ещё делать? Иногда их иначе и не заставишь слушаться». Ещё помню, как одна учительница давала нам, робким практикантам, добрый совет: «Если вы их не запугаете, то не сможете ими управлять!».
Частенько слово «воспитывать» мы, не задумываясь, употребляем в смысле «читать нравоучения», «отчитывать», а то и «наказывать». («Ну, пора взяться за твоё воспитание», — скажет иной папашка, зловеще складывая пополам ремень. «Хватит меня воспитывать!» — может возмутиться взрослый человек, услышав в речи собеседника авторитарные нотки.) А вот что говорит американский психолог Мартин Селигман, которого, кстати, любит цитировать автор этой книги:
Воспитывать детей значит гораздо больше, чем исправлять их недостатки. Это значит находить и поддерживать их лучшие качества.

Одна из основных мыслей, которые неустанно защищает Юлия Гиппенрейтер: воспитание — это не крайняя мера, которую следует применять, когда ребёнок вдруг нарушает родительское спокойствие. Воспитание — это долгое непрерывное и не всегда сознательное взаимодействие взрослой и детской души. По сути, каждую минуту, которую мы проводим с ребёнком, мы его воспитываем — своим собственным поведением, незаметно для него и зачастую, к сожалению, для самих себя. Поэтому воспитание детей — это ещё и во многом самовоспитание.
Напомнить нам об этом в первую очередь и призвана эта книжка. Наверное, поэтому она оформлена как учебник для средней школы: с цветастой обложкой, невнятными аляповатыми картинками и особо важными утверждениями, выделенными в рамочки или отмеченными значками. Взрослый читатель, взяв эту книгу в руки, почувствует себя школьником, и поделом — ибо в вопросах воспитания экспертов нет. Вспомню ещё одну цитату нашей незабвенной преподавательницы по педагогике: «Каждый ребёнок — отдельная личность, которой нужен особый подход. Поэтому опытных родителей не бывает и быть не может».
По сути, какой-то единой уникальной концепции в этой книге нет. Есть изложение основных широко известных в узких кругах концепций гуманистической педагогики, любопытные, иногда озадачивающие, иногда трогательные примеры из педагогической и бытовой практики (выдержки из писем читателей и реже — из личного опыта автора), хорошие и яркие цитаты не только из научных работ, но и из художественных произведений, что лично для меня было ценнее всего. Никогда не думала, что так увлекательно проанализировать, скажем, рассказ Цветаевой «Сказка матери» или отрывок из мемуаров Мандельштама с точки зрения детской психологии.
В целом всё это — лишь иллюстративный материал, собранный, чтобы сделать более наглядными самые простые мысли: помните, что мы воспитываем детей не для того, чтобы заставить их вести себя, как нам удобнее, а чтобы помочь им вырасти самостоятельными, счастливыми людьми, поэтому важно не только чтобы они слушались, но и научиться слушать их самим. С одной стороны, печально, что людей всё ещё нужно этому учить. С другой стороны, хорошо, что хотя бы есть кому лишний раз напомнить нам об этом. Просто чтобы самим детям не приходилось давать нам таких вот «уроков на всю жизнь», как описывает одна из читательниц:
В одно прекрасное утро я, как всегда, тороплюсь и дергаю всех. А дочка сидит, задумчиво натягивая колготки, и говорит: «Когда вырасту, детяв рожать не буду!». Я остановилась как вкопанная. «Почему?!» – спрашиваю. «Потому что с ними так плохо!» – отвечает она.

Большое спасибо Martovskaya за полезный совет в флэшмобе 2013!

Ветка комментариев


Ну, том, что все люди врут, ребёнок и так узнает довольно рано. Я помню, как стала догадываться, что нет зайчика и деда мороза, но не припоминаю, чтобы меня сильно заботили выдумки родителей.


И это очень важно, различать ложь и невинную выдумку. У меня бы язык не повернулся называть сказки родителей и дедушек-бабушек ложью.


я имела в виду ложь как педагогический приём. ребёнок перестаёт верить в бабайку, а потом и совсем плюёт на любые родительские угрозы, т.о. родитель в конечном итоге добивается противоположного желаемому эффекта. об этом Мурашова, кажется, писала.


Какое-то странное преувеличение. Меня пугали, моих знакомых детей пугали, но это ровным счётом ничего не значило для родительского авторитета. Бабайку я боялась в миллион раз меньше папиного гнева.


А меня мама как-то напугала, что меня машина заберёт, если не буду слушаться, я была маленькая и какое-то время очень боялась машин. Сейчас, конечно, этого нет, очень люблю машины.
Зато нервы были приятно подёрганы во время прочтения Кинговской "Кристины".
А вообще, до сих пор боюсь темноты, но не знаю, имеют ли к этому отношение родители.


Ну нельзя же всё на родителей сваливать.


Да я ни в коем случае не сваливаю, с машиной даже клёво вышло, когда понадобилось "Кристину" читать.
Ребёнка мало ли что может напугать, за стенкой что-то стукнет, а он придумает. Просто в данном конкретном случае совпало, что мама брякнула, замученная моими капризами, а я запомнила.
Я вообще считаю, что валить все личные неполадки на родителей - это несамодостаточность. Даже если есть какие-то комплексы из детства, с ними надо разбираться чем раньше, тем лучше, , а не тащить их до пенсии, оправдывая себя тем, что в пять с половиной лет мама не так посмотрела.


это обобщение с учётом вероятности в каждом конкретном случае. и опять же,

Бабайку я боялась в миллион раз меньше папиного гнева.

— то есть, метод устрашения был неэффективен, ч.т.д. главная родительская проблема, которую и Гиппенрейтер как раз рассматривает, — как не доводить до гнева.


шикарный рассказ был на эту тему то ли у Зощенко, то ли у Аверченко, жалко, забыла, как называется. там мать-одиночка не может накормить малыша и пугает его бабой ягой, а когда это не помогает, ей приходится выдумывать что-то пострашнее и пострашнее, и ещё шваброй в соседней комнате стучать, всё это в конечном итоге сильно затрудняет её личную жизнь))