Больше рецензий

13 марта 2014 г. 22:11

1K

5

«И в кого только ты такой уродился?!»
«Если будешь себя так вести, никто тебя замуж не возьмёт!»
«Прекрати реветь, а то брошу тебя сейчас прямо на улице!»
«Вот будут у тебя такие же непослушные дети, тогда вспомнишь меня!»
Помню, в университете на парах по педагогике подобные фразы нам приводили вскользь как примеры своего рода «запрещённых приёмов». Ещё помню, как в разговоре с одной усталой мамашкой в ответ на своё замечание о запрещённых приёмах я услышала: «А что ещё делать? Иногда их иначе и не заставишь слушаться». Ещё помню, как одна учительница давала нам, робким практикантам, добрый совет: «Если вы их не запугаете, то не сможете ими управлять!».
Частенько слово «воспитывать» мы, не задумываясь, употребляем в смысле «читать нравоучения», «отчитывать», а то и «наказывать». («Ну, пора взяться за твоё воспитание», — скажет иной папашка, зловеще складывая пополам ремень. «Хватит меня воспитывать!» — может возмутиться взрослый человек, услышав в речи собеседника авторитарные нотки.) А вот что говорит американский психолог Мартин Селигман, которого, кстати, любит цитировать автор этой книги:
Воспитывать детей значит гораздо больше, чем исправлять их недостатки. Это значит находить и поддерживать их лучшие качества.

Одна из основных мыслей, которые неустанно защищает Юлия Гиппенрейтер: воспитание — это не крайняя мера, которую следует применять, когда ребёнок вдруг нарушает родительское спокойствие. Воспитание — это долгое непрерывное и не всегда сознательное взаимодействие взрослой и детской души. По сути, каждую минуту, которую мы проводим с ребёнком, мы его воспитываем — своим собственным поведением, незаметно для него и зачастую, к сожалению, для самих себя. Поэтому воспитание детей — это ещё и во многом самовоспитание.
Напомнить нам об этом в первую очередь и призвана эта книжка. Наверное, поэтому она оформлена как учебник для средней школы: с цветастой обложкой, невнятными аляповатыми картинками и особо важными утверждениями, выделенными в рамочки или отмеченными значками. Взрослый читатель, взяв эту книгу в руки, почувствует себя школьником, и поделом — ибо в вопросах воспитания экспертов нет. Вспомню ещё одну цитату нашей незабвенной преподавательницы по педагогике: «Каждый ребёнок — отдельная личность, которой нужен особый подход. Поэтому опытных родителей не бывает и быть не может».
По сути, какой-то единой уникальной концепции в этой книге нет. Есть изложение основных широко известных в узких кругах концепций гуманистической педагогики, любопытные, иногда озадачивающие, иногда трогательные примеры из педагогической и бытовой практики (выдержки из писем читателей и реже — из личного опыта автора), хорошие и яркие цитаты не только из научных работ, но и из художественных произведений, что лично для меня было ценнее всего. Никогда не думала, что так увлекательно проанализировать, скажем, рассказ Цветаевой «Сказка матери» или отрывок из мемуаров Мандельштама с точки зрения детской психологии.
В целом всё это — лишь иллюстративный материал, собранный, чтобы сделать более наглядными самые простые мысли: помните, что мы воспитываем детей не для того, чтобы заставить их вести себя, как нам удобнее, а чтобы помочь им вырасти самостоятельными, счастливыми людьми, поэтому важно не только чтобы они слушались, но и научиться слушать их самим. С одной стороны, печально, что людей всё ещё нужно этому учить. С другой стороны, хорошо, что хотя бы есть кому лишний раз напомнить нам об этом. Просто чтобы самим детям не приходилось давать нам таких вот «уроков на всю жизнь», как описывает одна из читательниц:
В одно прекрасное утро я, как всегда, тороплюсь и дергаю всех. А дочка сидит, задумчиво натягивая колготки, и говорит: «Когда вырасту, детяв рожать не буду!». Я остановилась как вкопанная. «Почему?!» – спрашиваю. «Потому что с ними так плохо!» – отвечает она.

Большое спасибо Martovskaya за полезный совет в флэшмобе 2013!

Комментарии


Спасибо, я очень рада, что понравилось! Рецензия просто прекрасная, полностью с ней согласна))


спасибо)
мне ещё запомнилась цитата из Нилла: «Любовь есть принятие». главное не сказала, что все эти приёмы воспитания можно перенести и просто в сферу общения. в конце концов, точно так же как мы воспитываем детей, мы воспитываем и друг друга — просто дети более восприимчивы и зависимы, вот и вся разница.
а книжку я, пока читала, всем советовала, а потом ещё подружке-мамочке подарила^^


Здорово!)) Цитата удачная. И хорошо, когда книга пользу приносит. А тем более в такой важной-важной сфере. Насчет взрослых - точное попадание. Я однажды советовала эту книгу человеку, который не знал, как наладить контакт со взрослой аудиторией, у которой он должен был пользоваться определенным авторитетом и иметь влияние (в силу статуса), но не получалось. Никто не его воспринимал всерьез. Они прочитал и говорил потом, что многое понял и кое-чего даже добился. А посоветовала я потому, что видно было: проблема его в том, что он сам был немного недовоспитан в детстве - в общенческом плане.


меня это опять наводит на мысль, к которой я в последнее время часто возвращаюсь: чтобы изменить окружающее, начни с себя. ну правда, сам себя полюбишь и зауважаешь — и окружающие подтянутся.
даже вот какое обобщение можно сделать: от родителей требуется даже не столько любить детей, сколько научить их ценить самих себя. а то часто у любящих мамашек с их «я-лучше-знаю» и «не-позорь-меня» потом вырастают великовозрастные социофобы.
как же сложно и ответственно быть родителем, если вдуматься!.. х_х


Интересненько.
Меня с некоторых пор тоже стали интересовать вопросы взаимоотношения с детьми. Я прочла недавно "Депрессия и тело" Лоуэна, книга не совсем о детях, но есть большой кусок, где он пишет, что вот если вы скажете ребёнку это, последствия будут такие-то, а если это, то такие-то. Суть в том, что родители даже не понимают, что многие вещи в будущем или необратимы в принципе, или лечатся только годами психотерапии.


вот я об этом сперва хотела написать, но потом передумала, слишком грустная тема. вот эти фразы, которые я перечислила в начале отзыва, — это самые настоящие зарубки на психике. помню, в каком-то психологическом сообществе в жеже был пост на эту тему, и в комментариях предлагалось людям привести примеры негативных фраз, которые врезались им в память с детства. в основном приводили такие вот безобидные на первый взгляд высказывания, вроде «да замолчишь ты уже когда-нибудь наконец» (а потом лечат ребёнка от заикания, ога). не говоря о том, что это пагубный — и единственный наглядный — пример воспитания, который многие потом переносят на собственных детей и множат это всё из поколения в поколение. иногда и правда обидно, сколько сил приходится потратить взрослому человеку, чтобы успокоить своего затюканного внутреннего ребёнка. поэтому я уверена, что воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.
а Депрессию и тело я видела у тебя, взяла на заметку. пока с меня хватит психоаналитической литературы, но когда-нибудь почитаю, да.


Хорошие книги у Ирины Млодик. доступно и понятно расписано. Отдельно книга у нее есть "Неидеальные родители".


спасибо, познакомлюсь.


Беда еще в том, что многие родители считают все это чушью.


Вы, к сожалению, правы. Но главная-то проблема в том, что большинство просто вообще об этом не задумываются.


Вы мне напомнили о моих студенческих годах и о парах по педагогике и о прекрасном преподавателе, который говорил примерно те же слова... повторить бы и послушать её лекции ещё раз, уже без того раздолбайства и ветра в голове, но с тем же интересом)
Отдельное спасибо за цитату! в точку, прям ух! прекрасно сказано!)


Я прочитала первую книгу ("Общаться с ребенком. Как?"). Очень она мне понравилась, я сделала много открытий. Сейчас собираюсь эту прочитать.
что мне нравится в книгах Гиппенрейтер - она очень понятно объясняет, со множеством примеров и понятным языком. Не сыплет уймой терминов, через которые сложно продираться к сути.


Как говориться, не надо воспитывать детей, всё вырастут, похожие на вас, так что самовоспитание и ещё раз самовоспитание.
Книгу не читала, но теперь наверняка прочту.
Ещё ужасно, когда родители пугают детей. Говорят, например, что отдадут бабайке или ещё что. Родители так говорят от безысходности, от накопившейся усталости, да мало ещё от чего, их тоже можно понять, но такие страшилки могут навсегда остаться фобиями.


кстати, насчёт бабайки — это ещё и крайне неэффективный метод, потому что смышлёный и не сильно впечатлительный ребёнок вскоре поймёт, что никакого бабайки нет, а заодно — что родители умеют врать.


Ну, не знаю, так можно договориться до того, что детям не надо рассказывать про Деда Мороза.


кстати, вы удивитесь, но тут я бы согласилась.


Не знаю, не знаю. Я слышала, что есть такое мнение, согласно которому ребёнок получает жуткий стресс и великое разочарование на всю жизнь, когда узнаёт, что Деда Мороза не существует, но я очень благодарна своим родителям, за то, что они говорили мне, что он есть, подарив тем самым незабываемое ощущение чуда и сказки, которое само собой включается у меня до сих пор вконце декабря, хотя я уже знаю, что Деда Мороза не существует. Хотя, знаю умом, а где-то в душе до сих пор живёт уверенность, что существует он, просто я уже выросла и ко мне приходить не надо, но это, возможно, издержки коллективной памяти, коллективного бессознательного и иже с ним..
А как у вас происходило расставание с Дедом Морозом?


мне в какой-то момент довольно нетактично сказали, что его нет, так что мой случай можно, наверное, отнести и к стрессовым. бывает ещё, если ребёнок застукает родителя, подкладывающего под ёлку подарки или оторвёт папе приклеенную бороду — тоже ведь стресс))
сейчас, будучи в некоторой степени взрослым человеком, я не очень понимаю, чем сказка про Деда Мороза лучше простых и искренних подарков от любящих родителей.
впрочем, совсем не критикую такой сказочный подход. очень во многом это просто зависит от культуры.


Какой ужас же. А разве не большим стрессом будет то, что у всех детей в окружении, в школе, детсаду и т.д. дед мороз есть, они его ждут и верят в него, а у конкретного одного ребёнка эту незамысловатую сказочку отняли во имя невнятных психологических примочек? Мы живём в мире, где дед мороз - это культ, и не вижу ничего плохого в этом. На меня вообще никак не подействовало это "ужасное" открытие. И я не верю, что это кого-то на самом деле травмировать может.


Ну, том, что все люди врут, ребёнок и так узнает довольно рано. Я помню, как стала догадываться, что нет зайчика и деда мороза, но не припоминаю, чтобы меня сильно заботили выдумки родителей.


И это очень важно, различать ложь и невинную выдумку. У меня бы язык не повернулся называть сказки родителей и дедушек-бабушек ложью.


я имела в виду ложь как педагогический приём. ребёнок перестаёт верить в бабайку, а потом и совсем плюёт на любые родительские угрозы, т.о. родитель в конечном итоге добивается противоположного желаемому эффекта. об этом Мурашова, кажется, писала.


Какое-то странное преувеличение. Меня пугали, моих знакомых детей пугали, но это ровным счётом ничего не значило для родительского авторитета. Бабайку я боялась в миллион раз меньше папиного гнева.