Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

11 марта 2014 г. 20:56

466

3.5

Как мне кажется, даже если бы эта книга не была бонусной в игре Долгая прогулка, всё равно она требовала бы к себе более детального подхода, нежели любая другая книга. Причина такого особого отношения кроется в ряде совершенно особых свойств и качеств, присущих этому монументальному труду. Вообще одна из основных особенностей обозначается словом ЧРЕЗМЕРНО. В этом труде всё чрезмерно, всё преувеличено, всё гипертрофировано, всё СЛИШКОМ, всё ПЕРЕ...

Как-то так...

ОБЪЁМ. Даже будучи не законченной, книга в бумажном варианте насчитывает более 1000 страниц. При этом следует иметь ввиду, что текст у романа весьма плотный, никаких там особых игр с короткими абзацами и тем более с диалогами нет и в помине, и потому даже при внешнем взгляде на текст он с определённого расстояния воспринимается ровным серым прямоугольником. А если всё это посчитать в знаках... О_о_о_о...

ФИЛОСОФИЗМ. Биография автора сообщает нам, что Музиль какое-то время подвизался на ниве философии и психологии. И это сразу же бросается в глаза, даже ещё до ознакомления со страничкой автора на нашем сайте — текст книги в большей степени как раз и состоит из длинных и велеречивых умствований, философствований, психологических изысков и прочих красивостей. Такое впечатление, что автор всячески стремится доказать нам, читателям, что он дядька умный и образованный. А что доказывать, безусловно умный, одних солидных и непростых тем поназатрагивал чёрт-те сколько! Но только такое количество этой философичности и психологичности постепенно (и довольно быстро) переходит в другое качество — сквозь книгу приходится буквально продираться. Да и философичность всё чаще превращается просто в псевдофилософию, годную в большей степени только для самого автора. Эх!

АВТОРСКИЙ СТИЛЬ. Авторская манера Музиля безусловно не самая простая и лёгкая для восприятия. Словесные конструкции тяжеловесны и переусложнены настолько, что книга совершенно не годится для привычной мне манеры беглого скорочтения, когда текст не проговаривается внутренним голосов, а напрямую воспринимается одним скользящим взглядом. Постоянно ловил себя на том, что авторская мысль настолько хорошо спряталась в мудротах авторской манеры изложения, что нужно возвращаться назад, к началу предложения, а то и абзаца, и перечитывать наново. Вдобавок автор довольно часто прибегает к прямым нотациям и проповедничеству, избирая для этого менторские и назидательные интонации; многажды встречается слово «добродетель» и другие «высокие» слова — всё это порой вызывает раздражение или скептическую ухмылку, т.е. тоже работает не в пользу книги.
МНОГОСЛОВИЕ как часть авторского стиля заслуживает выделения в отдельный пункт. Автор не просто словоохотлив — он попросту словопохотлив. Там, где мысль уже сформулирована и высказана, Музиль вовсе не собирается ставить точку, он продолжает лить и лить, переиначивая сказанное то так, то эдак, поневоле заподозришь, что он просто уже красуется собой и своими литературными достоинствами.

КОРРЕКТУРА, а точнее полное отсутствие таковой. Иногда возникало навязчивое ощущение-образ, что в коробочку с текстом книги насыпали нужное количество знаков препинания, после чего коробочку как следует потрясли. А потом высыпали всё это дело на экран читалки. В результате запятые и прочие знаки расставлены кое-как, причём довольно часто замечаешь, что точки тоже съехали, и приходится гадать, почему тут слово с прописной буквы или буквально разыскивать начало прямой речи. Кроме того, практически весь текст распознан некачественно, многие слова искажены и заменены на близкие по написанию, отсюда встречаются довольно забавные и не очень казусы, когда приходится догадываться откуда в книге появились замёрзшие йоги, и потом уже осеняться открытием, что это не йоги, а ноги замёрзли... А то и вот такие несуразности

«Если вы подтираете ни в чём не повинного зайца, это мрачно, но если каннибал, совершая религиозный обряд, благоговейно съедает человека чужого племени...»

— вот и догадывайся, что кролика никто не подтирает, но попросту пожирают. Веселуха, однако!

ПЛОТНОСТЬ. Музиль напичкал и нафаршировал свой роман таким количеством весьма важных истин, что при чтении возникает ощущение, что буквально пытаешься плыть в сгущённом молоке, а то и вообще в засахаревшем и загустевшем мёде. Блин, практически паралимпиада какая-то! Эта высочайшая плотность текста опять-таки идёт книге только во вред. Потому что не успеваешь хотя бы чуток переварить что-то важное (или показавшееся таковым), как тут же тебе подкидывают новую порцию. Чес слово, как будто тебя посадили за стол и за время получасового ужина пытаются скормить месячную продовольственную норму — ведь не получится, обожрёшься и лопнешь! Досадно!

СЮЖЕТ I. Сюжетная линия романа весьма проста и неказиста ( в ВИКИ всё прописано подробно, так что желающие могут туда заглянуть), но нюанс состоит в том, что весь этот сюжет развивается ни шатко ни валко, едва плетясь нога за ногу. Да, собственно говоря, развития сюжета и вовсе нет, просто время от времени автор вводит новых героев, вводит в силу необходимости, для того, чтобы попытаться поосмысливать нечто, и пофилософствовать на очередную важную тему. И вот это вялое течение внешней, событийной стороны романа, делает его чтение ещё более тягостным и снотворносодержательным — то и дело то чай горячий пить возьмёшься, то холодное мороженое из морозилки вытащишь, чтобы хотя бы ощущалами разогнать наваливающийся сон. Гипнотизм высочайший!
СЮЖЕТ II. Конечно, и на йоту невозможно приблизиться к сути авторского замысла, чтобы понять, для чего автору был нужен тот или иной персонаж, а то и целая сюжетная линия. Неужто только для того, чтобы дать возможность своим героям мудрёно порассуждать на те или иные морально-этические, общественно-политические, а то и вовсе мировоззренческие темы? Вот как хотите, но я так и не понял, для чего вообще была нужна вся эта сюжетная линия с убийцей-маньяком Моосбругером?! Только для рассуждений о праве общества выносить заключение о полной или частичной виновности или вообще о невиновности такого рода людей? Или вот ситуация с Рахилью (Рашелью) и чернокожим воспитанником Арнгейма Солиманом? Я, конечно, понимаю, что роман не закончен, и потому многие сюжетные линии остались незавершёнными, невскрытыми до конца. Но, чёрт меня побери, если более чем за 1000 страниц ничего не понятно и не закончено, то когда оно должно было стать понятно?! И когда закончено?

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ. Ульрих. 32 года. Бывший военный. Бывший инженер. Высок, тренирован, спортивен. Не глуп, скорее умён. Пользуется успехом у женщин. Чем, в свою очередь, тоже пользуется. Независим. В меру честен и морален. По крайней мере о морали, нравственности, любви и её видах и формах рассуждает охотно. Имеет своё мнение. При этом чаще всего старается этим и ограничиться. Хотя его охотно приглашают в консультанты, и мнение его стараются узнать. Чем-то он мне напоминает Печорина? Или Базарова? Хотя нет, и тот и другой имели ярко выраженные индивидуальные черты характера и не старались свой характер припрятать. А тут... какой-то он средненький весь... и впрямь без свойств, одним словом.
Пауль Арнгейм. Предприимчив. Активен. Умён. Волевой. Вообще довольно силён как манипулятор. Прагматик. Является противоположностью Ульриха. Имеет свои скрываемые цели и умело ведёт к тому, чтобы цели были достигнуты.
Практически роман выстроен как противопоставление этих двух основных персонажей, все остальные выполняют вспомогательную роль и необходимы в основном для того, чтобы оттенить или же раскрыть то или иное качество У. или А. Чтобы сформулировать тот или иной постулат. Чтобы поговорить на ту или иную тему. Чтобы помочь столкновению нашего протагониста и антагониста.

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ книга заслуживает и положительных слов и оценок. Например, возвращаясь к той же склонности автора к мудрствованиям и философствованию — ведь в тексте довольно много встречается мест, на которых остановился взгляд только потому, что там или дельные мысли, или красиво сказано, например

«Ночью на человеке только ночная рубашка, под ней уже сразу характер»

В общем любителям что-то повыписывать себе в цитатник тут есть где разгуляться.
Интересным мне показались и рассуждения автора о переломе эпох, о столкновении старой родовой аристократии и новой буржуазии; о том, что темп жизни и науки настолько ускоряется, то уже невозможно оставаться человеком с широким кругозором — грядёт век узких специалистов; особый интерес вызвали главы, в которых автор рассуждает о больших и средних числах — нечто подобное встречал где-то в более современной НФ...
А вообще, как мне кажется, организаторы напрасно вынесли эту книгу в бонусное здание к игре — стремление быстро её прочитать скорее всего только вызовет волну негативных отзывов и рецензий... Потому что, по большому счёту, эту книгу нужно читать неспешно, два-три месяца, или даже больше. Читать, споря с автором и его героями, соглашаясь с ними, или оставаясь в сомнении...
Или не читать вовсе :-)

Ребята, Рита margo000 , Вика sola-menta , Вадим serovad — как здорово, что мы вместе, мы команда, мы — ЗНАК ЧЕТЫРЁХ.
Книга прочитана в качестве бонуса за март, игра «Долгая прогулка»

Ветка комментариев


Совершенно согласен :)