Больше рецензий

17 мая 2023 г. 01:58

589

3 Спойлер Середнячок.

Впервые я прочла «Одиннадцать минут» несколько лет назад, когда ещё училась в институте, и, на сколько я помню, эта книга не вызвала у меня ни восхищения, ни отвращения. Впечатление было скорее из разряда «ну, норм». Что ж, я стала старше и, хочется верить, немного мудрее, однако ощущения от этого произведения остались прежними.

Я готова согласиться со всем тем, что написано в большинстве отрицательных рецензий. Да, не совсем понятна причина, по которой главная героиня стала проституткой, хотя в этом, в общем-то, не было особой необходимости. Да, автор чересчур романтизирует эту «профессию». Да, всё это слишком наивно и местами даже глупо, а от постоянного философствования под конец книги устаёшь закатывать глаза. Но кое-что мне всё равно понравилось.

Первая часть истории, посвящённая детству Марии, её взрослению и, собственно, тому, как же она докатилась до жизни такой, читается бодро и интересно. Героине легко симпатизировать: конечно, она наивна и не слишком умна, но зато она находчива, оптимистична и не падает духом. Она смело берётся за преодоление всех трудностей и в итоге даже что-то выигрывает, чему-то учится и набирается опыта, проходит путь от глупой провинциальной девочки до умудрённой жизнью и умными книжками женщины.
Кроме того, довольно интересно узнавать о том, как устроена жизнь в «Копакобане», где Мария в итоге оказывается. Любопытно наблюдать за тем, как организована работа местных проституток, узнавать принятые в этом экзотичном месте ритуалы и установленные правила.

В общем, всё вроде неплохо. Проблемы с этой книгой у меня возникли тогда, когда в сюжете в качестве важных персонажей появились мужчины. С этого момента книга начала напоминать какой-то странный гибрид «Сумерек» и «Пятьдесят оттенков серого», а мне такое не очень нравится.

Немного подробнее об этом - осторожно, спойлеры!

Вместо вампира у нас здесь апатичный и загадочный художник Ральф Харт. Он талантлив, известен, умён, красив, богат... Пишет картины и цитирует Платона. Ну и, конечно же, видит, какая главная героиня особенная, какой от неё исходит «свет». Есть только у него одна проблема - к тридцати годам он уже пресытился жизнью, попробовал всё, что можно, и ему стал абсолютно неинтересен секс. И вот, он надеется, что Мария его «спасёт», разожжёт в нем угасшее пламя и научит его чему-то такому, чего он ещё не знает. «Я приду для того, чтобы ты меня спасла» - говорит он ей. И Мария вдруг решает: о боже, да! Она рождена для того, чтобы спасти его и вернуть ему вкус к жизни!
Для меня идея «спасения любовью» сама по себе довольно проблематична, потому что в реальности это, как правило, не срабатывает и попахивает нездоровыми отношениями. Но в литературе это может быть романтичным. Проблема в том, что Коэльо не смог, на мой взгляд, сделать из этого интересную историю. В отношения Марии и Ральфа не веришь. Этот персонаж вообще получился каким-то душным и пресным, не смотря на все его мнимые достоинства.

Второй центральный мужской персонаж, местный Джейкоб и по совместительству Мистер Грей - англичанин по имени Теренс, богатый бизнесмен, который любит «боль и страдания», через которые, якобы, только и можно познать себя и настоящую любовь. Этот тип тоже красив, загадочен, толкает красивые речи и завораживает героиню блеском холодных глаз. И, конечно же, тоже замечает в героине что-то особенное, даже специально прилетает ради неё из Лондона.
Эту линию, на мой взгляд, автор вообще «не дожал». Мария очень быстро, даже слишком, «втянулась» в эту бдсм-игру, по какой-то неясной мне причине получая от этого наслаждение (хотя до этого мазохисткой не выглядела), и так же быстро забыла об этом. И как только она перестала об этом думать, Теренс просто исчез из повествования.

свернуть


Выбор Марии, сосредоточенный на мирах двух разных мужчин, наверное, должен был стать выбором между окончательным падением и возвращением к нормальной жизни, между тьмой и светом. Но лично мне читать об этом было не интересно. Оба персонажа получились, на мой вкус, довольно неприятными, и я постоянно думала, почему же героиня вообще продолжила с ними своё знакомство, изначально не послав и того и другого куда подальше.

Что ещё мне не понравилось в этой книге?
Во-первых, проскальзывающие у автора идеи, что: все женщины озабочены своим гардеробом и беспокоятся о своём внешнем виде; любая женщина мечтает найти любовь и выйти замуж; измены это нормально, даже в браке, и тому подобные. Чтению это особо не мешает, но лично у меня каждый раз вызывало внутренний протест.
Во-вторых, и это, пожалуй, основной минус - постоянное и при этом бессмысленное философствование. Меня не удивляет, что эту книгу в своё время растащили на цитаты, потому что текст просто усеян ими. И сам автор, и Мария, и другие персонажи постоянно рассуждают о жизни, о любви, о судьбе, и делают это неизменно высокопарно. Часто такие размышления не несут в себе особой смысловой нагрузки, а иногда и противоречат друг другу. От этого устаёшь. При этом к концу книги философствований становится только больше, и продираться через них становится всё труднее.

Своим друзьям эту книгу я, пожалуй, рекомендовать не буду. Поклонникам творчества Коэльо - вполне. В целом, если не ждать от этой книги слишком многого, может получиться занимательное и легкое чтение, которое займёт вас на пару вечеров.

P.S. Только не берите эту книгу в поисках откровенных сцен - секс здесь описан скучнее некуда ;)

Охота на снаркомонов, №435. В книге рассказывается о какой-то профессии.