28 марта 2023 г. 22:33

Лучшее на Лайвлибе

35

5 "Лёд тронулся, господа присяжные заседатели. Командовать парадом буду я!"

В этот раз речь пойдёт сразу о двух романах, сюжеты которых знакомы каждому в нашей стране.
СССР, вторая половина 20-х. Особа дворянского происхождения мадам Петухова перед смертью открылась своему зятю Ипполиту Матвеевичу Воробьянинову, что перед обыском успела зашить все свои бриллианты в один из двенадцати стульев гостиного гарнитура в их бывшем доме в Старгороде. И вот некогда предводитель дворянства, а ныне служащий ЗАГСа, Киса Воробьянинов отправляется в родной город, чтобы добыть желанное наследство. В Старгороде в дворницкой своего бывшего особняка он встречает сына турецко-подданного Остапа-Сулеймана-Берта-Мария-Бендера-бея - молодого человека лет 28, приятной авантюристской наружности, и решается поведать ему тайну мадам Петуховой, дабы приобрести в лице Бендера необходимого компаньона. Новоиспечённые концессионеры немедленно бросаются на поиски заветного стула, тем более что на него претендует также служитель церкви - отец Фёдор, исповедовавший умирающую Петухову. Кому же достанутся бриллианты?...
Ну и сразу же сюжет второго романа. Спустя некоторое время после эпопеи со стульями, Остап Бендер, всё ещё влекомый мечтой сделаться миллионером и на веки вечные поселиться в солнечном Рио-де-Жанейро, пока обретается на родных берегах без копейки в кормане. Выдавая себя за сына лейтенанта Шмидта, дабы разжиться рублём в провинциальном исполкоме, Бендер знакомится с ещё одним "сыном" знаменитого лейтенанта - Шурой Балагановым. Остап рассказывает молочному брату о заветной мечте, для реализации оной нужна самая малость - миллионер, у которого Бендер легко уведёт миллион. Но вот незадача, в советской стране подобных богатеев больше нет. Однако, Шура убеждает Бендера что один такой миллионер точно имеется. Зовут его Александр Иванович Корейко, и проживает он в Черноморске, где скрывается под видом обычного служащего. Молочные братья подключают к делу водителя эффектного автомобиля "Антилопа Гну" Адама Козлевича, попутно спасают от расправы ещё одного сына лейтенанта Шмидта - вздорного старика Михаила Паниковского и всей честной компанией мчат в Черноморск навстречу миллиону...
Перед нами два прекрасных образца плутовского романа. Замечательная сатира, местами изящная, лёгкая, а иногда и откровенно жёсткая. Прошло почти 100 лет с момента написания этих произведений, а они актуальны и поныне. Авторы высмеивают все имеющиеся недостатки общества того времени, все перегибы в хозяйственных аппаратах: бюрократизм, волокиту, стяжательство, приспособленчество, головотяпство, безалаберность, коррупцию, алчность, мещанство, пижонство, старорежимность и слепое следование новым веениям. Но и наше время не лишено этих изъянов.
На самом деле, Ильф и Петров поймали удачу за хвост: они умудрились написать лучшие свои работы и снискать популярность в тот короткий промежуток времени, когда гайки не были ещё столь сильно закручены. Напиши они свои книги лет на 5-7 попозже, вполне могли получить расстрельную статью.
Останавливаться подробно на характеристиках персонажей и анализе сюжетов не буду. У каждого в этих романах есть свои излюбленные места. Могу лишь сказать, что мне - человеку, знающему эти истории с детства, выросшему на экранизациях, человеку, в семье которого разговаривают цитатами из произведений Ильфа и Петрова, было всё равно очень интересно и смешно читать первоисточник. Хотя "Золотой телёнок" и показался затянутым, особенно, в сравнении со "Стульями", но впечатление от романа это не портит. К тому же я люблю сравнивать экранизации с литературной основой. Моим фаворитом всегда являлся и является до сих пор гайдаевский фильм - по мне, режиссёр взял всё самое классное в романе (идею, колоритных персонажей, искромётный юмор) и, доработав, создал одну из лучших комедий отечественного кинематографа. Но прочитав книгу, пришла к выводу, что, пожалуй, захаровский Остап ближе к литературному источнику. Что касается воплощения на экране образа великого комбинатора в пору "Телёнка" - то это одна из лучших актёрских работ Юрского, стопроцентное попадание, на мой взгляд. Но, как говорится, на вкус и цвет.
Книги, однозначно, рекомендую к прочтению! Помимо того, что вы будете вместе с героями переживать за судьбу сокровищ и местами смеяться до упаду, здесь вы также найдёте и что-то более серьёзное для раздумий. К тому же особую значимость романам придаёт тот уникальный период отечественной истории, которому они посвящены - время становления молодого советского государства. Совсем недавно бушевал пожар революции и веяли вихри Гражданской войны, только-только отшумел НЭП, страна потихоньку встаёт на путь индустриализации и коллективизации. Новый быт, новые привычки, новые мечты, но с новаторскими идеями всё ещё соседствуют пережитки прошлого. Сегодня этот период незаслуженно забыт, как мне кажется. Современные авторы и режиссёры чаще уделяют внимание эпохе "большого террора", Великой Отечественной войне и послевоенному периоду. А время становления Советской России мало кого привлекает. И только благодаря очевидцам той эпохи, оставившим свои воспоминания на бумаге (Ильф и Петров, Зощенко, Булгаков и др.), мы - ныне живущие пока ещё имеем возможность "из первых уст" узнать, что на самом деле тогда представляла из себя родная страна, каким было современное авторам общество, что являл собой повседневный быт советских людей, их мечты, идеалы, стремления.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!