Больше рецензий

26 января 2014 г. 00:01

410

3

"Здесь мой причал и здесь мои друзья" (с)

"The book that inspired a million journeys", - написано в уголке красочной обложки моего издания Шантарама . Ну не знаю, по мне тут не то что на миллион джорнис не вдохновишься, тут вообще не захочешь выезжать из дома во избежание наплыва эпичности, неразделенной любви и понимающей улыбки в уголках усталых глаз.

Начинался мой долгий путь с предисловия к юбилейному изданию, выпущенному в рамках серии от Abacus. В нем Грегори Дэвид Робертс рассказывает о том, что сидел он тут, редактировал роман и вспомнил, что есть, мол, касты в нашем мире, а сам он принадлежит к касте воинов. Как говорит мой младший брат, о неисчерпаемая кладезь мудрости смертных семьи моей, "я уже тогда начал подозревать, что что-то не так". Пару десятков страниц я читала о том, что каста воинов мощная и смиренная. Что мужи сии защищают униженных и оскорбленных. Что только они умеют находить общий язык с кастой ведьм, потому что не боятся последних, плюс множественные пассажи в уверенной манере о том, что воины по умолчанию мудры, храбры, правильны и чуть ли не святы. Булочники и мафиози, боксеры и продавцы цветов, сантехники и кинозвезды - все представители касты, к которой принадлежит сам автор, есть суть братство, единый организм и далее по списку. Такое введение сразу намекнуло: "Мать, ты попала".

Не скажу за русский перевод, но в оригинале "Шантарам" читается ровно. Вне сюжетных перипетий никаких тебе сюрпризов и трудностей. Читаешь себе и читаешь, тут все гут, ибо я боялась, что сразу увязну в обнимку со словарем. Теперь о самих бобрах и утках. Нынче вернулась я к точке зрения, что человеку очень сложно измениться (читай, что 99% людей не меняются). И что если был у него прежде косяк, он никуда не денется, маскируй его, прячь его, улыбайся всем и пр. Посему уже сама биография Грегори Дэвид Робертса меня смутила и заставила нажать кнопку "включить скептика". Внутреннему скептику предстояло шагать рука об руку вместе со скукой и не особым разнообразием ближайшие 900 страниц жизненного пути главного героя, имя которого срамно, но велико.

Сюжет - эдакая исповедь моряка. Если кратко, то парень сбегает из тюрьмы в одной стране и нелегально оседает в другой с целью начать все заново. Классика, казалось бы. История эта заправлена большим количеством рассуждений-монологов-бесед, признаниями в любви-симпатии к постоянно красивым женщинам, грустяшей по части этого самого тюремного прошлого и мутных глаз по части будущего. Тут тебе и Коэльо (потому что главный герой много пафосно думает), и Джордж Мартин (потому что героев второго плана стригут пачками), и пяток индийских фильмов (потому что танцы в лазерном дыму), и зачатки мафиозно-бандитской саги в одном флаконе. Плюс откровения в финале. Истинное наслаждение, если некуда спешить и если душевные мужики с сомнительным прошлым - это ваша тема. Несомненная плюшка данного формата в том, что читателю постоянно тут и там репликами главного героя напоминают, что было ранее. Так что забыть, что и как, если даже очень крепко задуматься, довольно сложно.

Композиционно имеется что-то вроде вводной части (мол, привет, Индия!), эдакая часть-тянучка со вкусом вишни с мятой, а потом сюжет идет кругами. Словно мы включились в процесс реинкарнации или просто бросаем камешки в воду. Расклад такой:
- главный герой обнаруживает себя в новой локации
- он постепенно знакомится с ее обитателями и учится местной "кухне" бытия
- главный герой находит себе пахана, братков и любовь-симпатию, с которыми "строит свой Дом", спорит и рассуждает о высоком, параллельно включаясь в блатную романтику
- затем идет работа (или война, смотря в какой части романа вы находитесь), после нее расцветает счастье и удаль
- которые рано или поздно сменяются печалью и смертью нескольких ранее ключевых персонажей
- потом идет рефлексия главного героя на тему этих смертей (как же так как же так как же так!), его временное падение и темнота + опционально тема наркотиков
- затем возрождение, просветление
- и переход в другую локацию (или возвращение в уже изведанную).

Так несколько раз. Как следствие, как минимум треть романа можно было смело сократить. Еще "Шантарам" можно поделить не на круги, а половинки - до холеры и после. В первой превалирует описательная часть про местность, бытие и адаптацию, вторая больше похожа на шутер и плохой фильм из арсенала канала НТВ. А сейчас будет крик души на тему того самого колорита. Я понимаю, что из Австралии до Индии ближе, чем до России, что наши таможенники просто так даже своих не пропускают без тщательного досмотра. Но сколько колорита потерял сюжет без наших снежных сугробов глазами иноверца, без румяных доярок и ярких матрешек, без полемики в пивной с бежавшим из Крестов Семёном или Толяном с полным набором тюремных наколок. Все это могло бы быть прекрасно и с душой, но для прекрасного и для души про русских и русскую зиму уже есть великолепный фильм "Особенности национальной охоты", так что пусть его.

Что до начинки мыслей-буковок "Шантарама", то пара все еще бродит в голове. Например, тема, что можно любить человека даже если он убийца и урод, потому что внутри он прекрасен, чист и все остальное. Я согласна, что начинка у человека может быть иная, нежели внешне. Что да, любовь и дружба могут перекрывать всё, но почему-то эта мысль, изложенная устами главного героя, постоянно казалась мне...оправданием что ли. Словно необходимо было сказать это именно вот с этой патокой во взгляде после мокрухи, именно после косяков или бед. Можно любить, оправдывать и прощать, но даже здесь необходимо знать меру. Мысль номер два отчасти в связке с первой - о семье. Тут соглашусь на все сто, бывает так, что в мире находишь человека, который безумно близок. Он словно родственник, но не по крови, а потому что вас связывают воедино невидимые ниточки. Третья мысль во время прочтения - главный герой не понимает женщин. Вот никак.

Как итог - все бы ничего, но медленно и скучно. "Шантарам" - попытка создать эпичное и душевное. Мол, это сказка, но не сказка, может все было на самом деле, или было наоборот, ты только поверь мне и вдохновись, читатель! Тюрьмы, блатная романтика, деревни и города, женщины и мужчины, местные и пришлые, прошлые друзья и нынешние братки, соленые поцелуи губ и вонь холеры, пожары и войны, наркотики и рестораны, такси и шум ветра, черви в воде и предатели, мафия и бедняки, спортзал и лачуги, крестовые походы и свадьбы - все это "Шантарам", красочный и веселый, мрачный и душевный, основательный и не очень. Сложно сказать, для какого времени, места и настроения подходит этот роман. Мое мнение - лучше пересмотреть "Однажды в Америке" и послушать рассказы друзей, которые побывали в Индии. Их поездка наверняка прошла без операции спасения куртизанки из борделя, подделки паспортов и поножовщины.

//прочитано в рамках игры "Долгая прогулка", фух

Комментарии


Читаю и дергаю глазиком. Какая эээ увлекательная книга, однако)


Она пространная. Очень) очень и очень)