Больше рецензий

ta_petite_amie

Эксперт

Эксперт по прокрастинации

23 января 2014 г. 22:34

736

3

А о любви ли писал Куприн?
Да нет, бесспорно – о любви. Об этом говорят критики, пишут в школьных сочинениях и отмечают в рецензиях. Все пишут о гранатовых камнях, гранатовом цвете как символе страстной любви. Все отмечают любовь – драматичную, порывистую, настоящую, ошеломляющую, не дающую жить и не оставляющую шанса, - трагедию, которая развернулась на страницах.
Ещё можно отметить и покритиковать некое бездушие главных героев, которые хоть и понимают, но не разделяют и не дают возможности развиться настоящей любви.

Я же циник – а ты мне про какую-то душу.
Что вижу я на страницах произведения?
Я вижу больного – психически глубоко больного – человека с манией, с навязчивостью, преследующий. Он знает всё о своём объекте, собирает его вещи, коллекционирует их, преследует и пишет настойчивые письма. Любовь ли это – к женщине, которую он не знал, не знает и не узнает? К женщине, которую лишь мельком видел в обществе, но не обмолвился и словом? Для которой не делает ничего, кроме как страдания собственного? Ведь всё, что делает этот человек на страницах романа – он делает для себя и на себя направленное. Даже гранатовый браслет он дарит – доставшийся ему от мамы, бабушки – чтобы отметить, пометить свою собственность. И мне кажется здесь недаром – но сразу скажу, не кажется, что сознательно для автора – выбран именно кровавый грубый браслет – как наручник с кровью.
Когда чувство губит человека, делает его жалким, заставляет действовать исподтишка – это разрушающее чувство губит саму суть человека, его душу, его психику.
Можно ли ему сочувствовать? Да.
Можно ли разделять его эмоции? Ну, знаете ли.

Мне мучительно – мучительно больно! – кажется, что Куприн сам этого не понимал, что он правда – искренне – сочувствовал этому человеку (который пытался разрушить жизнь других, но вместо этого разрушил свою), и читателям предлагал тоже самое. И рассказ старого генерала про настоящие чувства, выпадающие не каждому – тому подтверждение. Но даже этот рассказ мне показался неискренним (возможно, потому что я с ним не согласна тоже. Я искренне считаю, что это страсть – мимолётна и построена на химии в мозге, а любовь – на чём то более осознанном).
Куприн романтизирует на своих страницах, и я с ним не согласна ни в мысли, которую он нам демонстрирует, ни в стороне, которую он занимает.

Задумалась, почему этот рассказ вообще проходят в школьной программе – и узнала заодно, что, например, в списке литературы к вступительным экзаменам по литературе в МГУ за 2006 год его – Куприна – и нет. Наверно, не зря.

Прочитано в рамках "Игра в классики", Тур 1.

Ветка комментариев


Ну вот грубость, на мой взгляд, при описании браслета очень уместна. Такие же грубые чувства и у героя, подарившего его.
Да, в принципе можно, я сама думала, а есть ли здесь сравнение - или же это противостояние как раз двух разных чувств. Меня смутило, что многие их именно сравнивают, как одинаково светлые чувства, да и иначе зачем оно занимает это и такое место в романе - не очень понятно.


Мне трудно оценивать описанные чувства. Я склонна доверять словам генерала

– Да-а, – протянул генерал наконец. – Может быть, это просто ненормальный малый, маниак, а – почем знать? – может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины.


Генерал допускает возможность. Возможность никак не была реализована (в принципе, Вера права: так спокойнеЕ). Вот только теперь Вера потащит по жизни на себе эту нереализованную возможность, возможно, пустое место - но не проверено и ... чужую смерть...
Фамилия Желтков (имхо) придает персонажу дополнительную простоватость и, возможно, никчемность (равно как и описание браслета). В жизни люди могут носить любые фамилии, но в произведении небольшого объема фамилия - это дополнительная характеристика.


Вот только теперь Вера потащит по жизни на себе эту нереализованную возможность, возможно, пустое место - но не проверено и ... чужую смерть...


ну вот с этим я не согласна. Потому что проверять каждую - ненужную тебе - возможность, руша собственную жизнь - а ведь нигде не страницах не говорилось, что Вера не любит своего мужа - это самоагрессия какая-то. Вера его не любила. Он Веру преследовал. Что же тут проверять? А тащить на себе его смерть - это то, из-за чего мне жаль Веру и то, что, на мой взгляд. она не должна делать.

Фамилия Желтков (имхо) придает персонажу дополнительную простоватость


а с другой стороны, например, желток - центр яйца и является новой жизнью, в то время как окружающее его - лишь пищей для него.


Почему тогда Вера считает, что Желтков простил её (последние слова рассказа)?
Откуда чувство вины? Вы правы, что придумать и тащить чувство вины не разумно.
Но Вера его (чувство вины) уже придумала (почувствовала?)

 Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? 


Вот это помнишь она и потащит.

Увидев в Желткове желток-центр яйца - новую жизнь, Вы даете шанс чувству Желткова, как чувству, которое должно было стать началом новой жизни. Допущение генерала о чувстве, которое ищет каждая женщина, получает новое подкрепление?)


я и не говорю, что она его не тащит. Но это меня укрепляет в мнении, что Желтков отравил жизнь Вере, поломав много чего вокруг него.

Нет, этим я подкрепляю своё мнение о том, что сам Куприн на стороне Желткова.


Спасибо, интересно было услышать Ваше мнение, ну и своё обкатать.
На мой взгляд, в рассказе столько смыслов, сколько мы готовы в нем увидеть.
Можно играть ими: Желтков - маньяк - вариант; Желтков - судьба - еще интересней.