Больше рецензий

ta_petite_amie

Эксперт

Эксперт по прокрастинации

23 января 2014 г. 22:34

736

3

А о любви ли писал Куприн?
Да нет, бесспорно – о любви. Об этом говорят критики, пишут в школьных сочинениях и отмечают в рецензиях. Все пишут о гранатовых камнях, гранатовом цвете как символе страстной любви. Все отмечают любовь – драматичную, порывистую, настоящую, ошеломляющую, не дающую жить и не оставляющую шанса, - трагедию, которая развернулась на страницах.
Ещё можно отметить и покритиковать некое бездушие главных героев, которые хоть и понимают, но не разделяют и не дают возможности развиться настоящей любви.

Я же циник – а ты мне про какую-то душу.
Что вижу я на страницах произведения?
Я вижу больного – психически глубоко больного – человека с манией, с навязчивостью, преследующий. Он знает всё о своём объекте, собирает его вещи, коллекционирует их, преследует и пишет настойчивые письма. Любовь ли это – к женщине, которую он не знал, не знает и не узнает? К женщине, которую лишь мельком видел в обществе, но не обмолвился и словом? Для которой не делает ничего, кроме как страдания собственного? Ведь всё, что делает этот человек на страницах романа – он делает для себя и на себя направленное. Даже гранатовый браслет он дарит – доставшийся ему от мамы, бабушки – чтобы отметить, пометить свою собственность. И мне кажется здесь недаром – но сразу скажу, не кажется, что сознательно для автора – выбран именно кровавый грубый браслет – как наручник с кровью.
Когда чувство губит человека, делает его жалким, заставляет действовать исподтишка – это разрушающее чувство губит саму суть человека, его душу, его психику.
Можно ли ему сочувствовать? Да.
Можно ли разделять его эмоции? Ну, знаете ли.

Мне мучительно – мучительно больно! – кажется, что Куприн сам этого не понимал, что он правда – искренне – сочувствовал этому человеку (который пытался разрушить жизнь других, но вместо этого разрушил свою), и читателям предлагал тоже самое. И рассказ старого генерала про настоящие чувства, выпадающие не каждому – тому подтверждение. Но даже этот рассказ мне показался неискренним (возможно, потому что я с ним не согласна тоже. Я искренне считаю, что это страсть – мимолётна и построена на химии в мозге, а любовь – на чём то более осознанном).
Куприн романтизирует на своих страницах, и я с ним не согласна ни в мысли, которую он нам демонстрирует, ни в стороне, которую он занимает.

Задумалась, почему этот рассказ вообще проходят в школьной программе – и узнала заодно, что, например, в списке литературы к вступительным экзаменам по литературе в МГУ за 2006 год его – Куприна – и нет. Наверно, не зря.

Прочитано в рамках "Игра в классики", Тур 1.

Комментарии


во многом согласна с рецензией.
Но рассказ вовсе не заставляет приравнивать несостоявшееся чувство героини к словам генерала. Вполне можно держать два слоя: то, что произошло и то, к чему можно при желании стремиться.
К сожалению Куприн слишком грубо охарактеризовал браслет. Могу предположить, что, если бы оставить только слова "недорогой браслет", а в остальном положиться на интуицию читателя, то рассказ заиграл интересней.
Что скажете про фамилию Желтков для персонажа?


Ну вот грубость, на мой взгляд, при описании браслета очень уместна. Такие же грубые чувства и у героя, подарившего его.
Да, в принципе можно, я сама думала, а есть ли здесь сравнение - или же это противостояние как раз двух разных чувств. Меня смутило, что многие их именно сравнивают, как одинаково светлые чувства, да и иначе зачем оно занимает это и такое место в романе - не очень понятно.


Мне трудно оценивать описанные чувства. Я склонна доверять словам генерала

– Да-а, – протянул генерал наконец. – Может быть, это просто ненормальный малый, маниак, а – почем знать? – может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины.


Генерал допускает возможность. Возможность никак не была реализована (в принципе, Вера права: так спокойнеЕ). Вот только теперь Вера потащит по жизни на себе эту нереализованную возможность, возможно, пустое место - но не проверено и ... чужую смерть...
Фамилия Желтков (имхо) придает персонажу дополнительную простоватость и, возможно, никчемность (равно как и описание браслета). В жизни люди могут носить любые фамилии, но в произведении небольшого объема фамилия - это дополнительная характеристика.


Вот только теперь Вера потащит по жизни на себе эту нереализованную возможность, возможно, пустое место - но не проверено и ... чужую смерть...


ну вот с этим я не согласна. Потому что проверять каждую - ненужную тебе - возможность, руша собственную жизнь - а ведь нигде не страницах не говорилось, что Вера не любит своего мужа - это самоагрессия какая-то. Вера его не любила. Он Веру преследовал. Что же тут проверять? А тащить на себе его смерть - это то, из-за чего мне жаль Веру и то, что, на мой взгляд. она не должна делать.

Фамилия Желтков (имхо) придает персонажу дополнительную простоватость


а с другой стороны, например, желток - центр яйца и является новой жизнью, в то время как окружающее его - лишь пищей для него.


Почему тогда Вера считает, что Желтков простил её (последние слова рассказа)?
Откуда чувство вины? Вы правы, что придумать и тащить чувство вины не разумно.
Но Вера его (чувство вины) уже придумала (почувствовала?)

 Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? 


Вот это помнишь она и потащит.

Увидев в Желткове желток-центр яйца - новую жизнь, Вы даете шанс чувству Желткова, как чувству, которое должно было стать началом новой жизни. Допущение генерала о чувстве, которое ищет каждая женщина, получает новое подкрепление?)


я и не говорю, что она его не тащит. Но это меня укрепляет в мнении, что Желтков отравил жизнь Вере, поломав много чего вокруг него.

Нет, этим я подкрепляю своё мнение о том, что сам Куприн на стороне Желткова.


Спасибо, интересно было услышать Ваше мнение, ну и своё обкатать.
На мой взгляд, в рассказе столько смыслов, сколько мы готовы в нем увидеть.
Можно играть ими: Желтков - маньяк - вариант; Желтков - судьба - еще интересней.


про фамилию не думала, кстати говоря, но очень ассоциативно пока почему и зачем, я ещё подумаю.
А у вас какие мысли?


Согласна в тобой в оценке героя))


Стопроцентно согласна с рецензией! В школе до зубного скрежета бесило, что совершенно явную маниакальность Желткова заставляли трактовать как искреннюю и чистую любовь. За Веру очень было обидно: жила себе, никого не трогала, была по-своему счастлива, и тут появился псих и нарушил ей все душевное равновесие.

Что печально, после "Браслета" я Куприна всерьез вообще не могу больше воспринимать.


Я когда читала это произведение, у меня были похожие с вами мысли. Желтков - упивается своей любовью, он любит вовсе не Веру, а ее образ созданный его воображением. Я уверена, что если бы Вера ушла к нему, то он ее быстро бы разлюбил, и нашел бы себе новый объект для боготворения. Реальная Вера со всеми ее достоинствами и недостатками ему бы быстро наскучила и разочаровала.