Больше рецензий

15 января 2023 г. 01:24

205

4 Спойлер

Был у меня в жизни период, когда я знакомилась с классикой американского рассказа 20 века через творчество Уильяма Фолкнера и Джона Чивера. Это было интересное знакомство не только с новыми авторами, но и, в какой-то мере, с новой для меня формой. До этого рассказы большую часть моей жизни существовали в двух ипостасях: школьная классика и готические рассказы о приведениях. Так-то я больше по романам.

«Токийские легенды» - мое первое произведение у Мураками. И читая этот сборник, я невольно испытывала те же эмоции, что и несколько лет назад, открывая для себя мир рассказов Чивера. Сперва как будто неуютно и вечно чего-то не хватает, везде чувствуется недосказанность и дефицит информации. Но постепенно я вновь привыкла не ждать глобальности романов, а ценить малую форму. Не искать уточнений, а додумывать то, что автор оставил за кадром. Потому что он хотел дать читателю ровно столько информации сколько ты получишь со страниц книги, а остальное – это уже твой с автором внутренний диалог. И иногда этот диалог гораздо интересней самого рассказа.

«Случайный путник» — это своего рода предисловие от автора, которое задает тон всему сборнику. Мураками рассуждает о случайностях, совпадениях и об их роли в нашей жизни. Иногда это просто забавные истории (только вспомнил песню, и тут же она заиграла), иногда это что-то серьезное (случайная встреча, изменившая твою жизнь). Думаю, каждый из нас проходил через подобное. Этот рассказ – хорошая «точка входа» для новичков, потому что плавно знакомит со стилем писателя и его особенностями.

«Бухта Ханалей» – история о женщине, у который несколько лет назад погиб сын-сёрфингист из-за нападения акулы. Она каждый год возвращается в город, где он умер, сидит на пляже и смотрит на море. В истории есть один призрак, но он настолько незначителен в сюжете, что про него под конец сборника можно и забыть. На самом деле довольно забавно, что этот рассказ (при наличии призрака!) кажется самым бытовым и будничным из всех. Это не история о беспокойных гостях с того света. Это истории про любовь к своему делу, про горе, про глупые поступки. Это история жизни одного человека, со всеми взлетами и падениями. Не мой фаворит в сборнике, но хороший рассказ.

«Где бы оно ни нашлось» - это рассказ, который я сначала не поняла. Раскритиковала. Сама с собой обсудила. Поняла. И полюбила больше всего в этом сборнике! Тут меня подкосила моя большая любовь к детективному жанру, поэтому я на секунду поверила, что главный герой действительно будет что-то расследовать. Потом я подумала, что он этакий детектив-экстрасенс, поэтому ищет следы пропавшего по-особенному. Когда рассказ завершился, я была в смятении, ведь герой не сделал ничего, и зачем вообще все это было?! Лишь только потом я поняла, что объектом поисков героя был не пропавший человек, а то самое нечто, что позволило ему сбежать из нашей реальности. Нечто, формой похожее на дверь, или зонтик, или пончик. Короче, червоточина в пространстве и времени. Именно поэтому его хобби – поиск пропавших людей, и он не берет за это денег. Ведь людей-то он и не ищет, а ищет такие вот уникальные случаи, чтобы самому провалиться когда-нибудь. Очень интересный рассказ.

«Перекати-камень в форме почки» - это история любви: любви между мужчиной и женщиной, любви к своей работе, своему делу, любви к жизни. Я читала в одной книжке по психологии, что нужно внимательно следить за тем, что ты говоришь (особенно детям), потому что никогда не знаешь, на чем именно переклинит мозг того, кто слушает. Отец Дзюмпея об этом не слышал, поэтому сморозил рядом с сыном что-то псевдофилософское, а тот потом тридцать лет голову ломал. Потому что «особенных» женщин в жизни может быть только три, и надо же не истратить это ограниченное количество понапрасну. Вот главный герой и морозится, ведь дурацкое изречение как камень на шее. А еще Дзюмпей писатель с хорошими рассказами, но без хита. И вот, волей случая, он найдет любимую женщину, напишет тот самый рассказ и наконец-то избавится от лишнего груза. Конец счастливый не на сто процентов, потому что у возлюбленной свои планы на жизнь, но положительная динамика на лицо, и это прекрасно!

Рассказ «Обезьяна из Синагавы» стал моим вторым фаворитом в сборнике. Этот же рассказ, кстати, самый мистический из всех, если так разобраться. Потому что сверхъестественный элемент тут налицо, а не какие-то эфемерные червоточины и призраки. Но знаете, что самое забавное? Это самое сверхъестественное здесь настолько материально, что даже не ощущается мистикой. Очень противоречивое ощущение! А сам рассказ о том, как девушка стала забывать своё имя. И только его, все остальное помнит прекрасно. Раз есть проблема – надо как-то ее решать, верно? Надо сказать, Мидзуки мой фаворит среди местных героев. Все её действия такие логичные. Например, сделать себе браслет с собственным именем, чтобы незаметно его подсматривать, когда в очередной раз забыл. Это ж гениально просто! Люблю персонажей, чья логика мне понятна и чьи действия я могу примерить на себя. Такое сразу располагает. Поэтому надеюсь, что, увидев «тьму своей жизни» и вернув имя, Мидзуки сделала выводы и начала жить, дыша полной грудью.