Больше рецензий

Anais-Anais

Эксперт

ни разу не эксперт

10 декабря 2013 г. 12:14

2K

2

"- А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?
- И замахнёмся! А что?"


Замахнулись. И это как раз тот случай, когда лучше было не замахиваться. Джоди Пиколт – совсем не Шекспир. И главное, что мне хочется сказать по прочтении этой книги – это то, что автор взялась за тему, которая ей явно не под силу. А если и под силу, но никак не в формате серьезного художественного романа, а только в формате репортажа или газетной статьи.
На мой взгляд, Джоди Пиколт написала «Девятнадцать минут» так, как бы это мог сделать любой средний журналист. А что тут сложного? Съездить в городок, где произошла трагедия на недельку, собрать материал: поговорить с родственниками и знакомыми убитых и раненых, с полицией, с адвокатами, с психологами, учителями, тюремными надзирателями и пр. Дальше нужно немного почитать в интернете о других массовых убийствах подростков, посмотреть статистику, прочесть пару статей об издевательствах в школах, изучить точки зрения по вопросу запрета хранения гражданами огнестрельного оружия, и вперед, можно садиться за свой материал. И, может быть, статья в газете или репортаж по ТВ получатся даже и неплохими.

Я, наверное, слишком привередливый читатель, но мне мало того, чтобы газетную статью растянули на 600 страниц. Мне мало, чтобы автор книги озвучивал проблемы, пусть даже и такие серьезные. Если уж я берусь за большой роман, то мне хочется прочитать результат творческого осмысления реальности автором, хочется глубины, хочется во время чтения «проживать» жизнь вместе с персонажами, погружаться в текст и верить в реальность описываемого мира.

В случае же с этой книгой на протяжении всего чтения романа меня не покидало ощущение схематичности, шаблонности и поверхностности повествования, раздражала «плоскость» и «картонность» персонажей, а также очевидная нелепость многих приемов, с помощью которых автор пыталась персонажей «оживить». Чтение классики приучило меня к тому, что характеры персонажей раскрываются через их поведение, через системы образов и метафор, что за текстом обязательно имеется подтекст, что герои книги «оживают» в процессе чтения и зачастую к концу романа меняют мои о них представления. Книга Джози Пиколт – совсем другое дело. Чтобы не занудствовать долго, остановлюсь лишь на персонаже Алекс Корниер. Если совсем кратко, то шаблон на шаблоне и шаблоном погоняет.

Уж если одинокая мать-судья, то обязательно сухая и холодная карьеристка, совершенно не умеющая находить общий язык со своим ребеном. Конечно же, у Алекс был холодный и сверхуспешный отец-юрист, конечно же, она не умеет готовить даже яичницу, конечно же, она пережила неудачный роман с женатым мужчиной гораздо старше себя, а после этого за 17 лет (!) она не была ни на одном свидании. При этом сорокалетняя (на момент основного действия романа) Алекс, естественно, красотка с прекрасной фигурой, и на нее оборачиваются все мужики в барах, поэтому по всем законам «штампованных» романов она, конечно же, встречает любовь-всей-своей-жизни в лице… кого вы думаете? Правильно! Бравого детектива!

Что мы еще узнаем об Алекс? Что она в 24 года уже была офигенно классным адвокатом и отъявленной карьеристкой, которая могла раза подряд (!) забыть, что записалась на аборт. Можно в это поверить? С большой натяжкой – да, но только если бы в то же самое время та же самая «железная леди» Алекс как последняя сопливая девчонка не переживала из-за своей влюбленности в преподавателя и не считала, что ребенок – это «плод их любви» и прочее в таком духе.

Проходит время, блестящий молодой адвокат Алекс становится судьей. И что же мы наблюдаем? Дама-суперпрофессионал в свой первый судейский день так волнуется, что ее дважды тошнит, она трижды переодевается (это с учетом того, что одежда будет скрыта мантией), после бестолково слоняется по зданию суда и ВНЕЗАПНО осознает, как меняется восприятие ее людьми в связи с получением судейского статуса. Простите, не верю ни во что из этого. Про судейский статус вообще в книжке смешно.

Судья, неожиданно поняла Алекс, не перестает быть судьей, даже выйдя из зала суда.


Открытие века, черт побери! Ясен пень, что всякий хороший юрист понимает эту истину НЕОЖИДАННО. До этого-то он судей никогда в глаза не видел, только если по телевизору. По мнению Пиколт, если уж ты стал судьей, то все, теперь тебе на улицу без мантии не выйти, все будут пристально на тебя смотреть и пальцем показывать.

Я сама юрист, многие мои ровесники, как и Алекс, к 30-35 годам стали судьями, прокурорами и пр. Что-то никому этот «звездный статус» сильно жить не мешал. Да, много работы, да иной раз непросто расслабиться и выбросить дела из головы, да, постоянная ответственность напрягает, но, а у кого не так? Может у врача? Или у пилота? Или у главбуха?

Но даже если не придираться и поверить автору: пусть судьи в Америке на зависть российским коллегам нереально круты. Как тогда объяснить следующий эпизод: судья выходит на улицу покурить, заговаривает с теткой, подстригающей газон, так, мол и так, устала что-то, заработалась, а та ей в ответ: «А давно ли у вас, ваша честь, был секс?» Не знаю, как другие читатели, но я на этом месте аж подпрыгнула, думала, что мне нечто фрейдистское просто мерещится. Перечитала. Не померещилось. Вот такая книжка. И таких примеров можно набрать три вагона по каждому персонажу

Если говорить о языке и о чисто художественных достоинствах книги, то, имхо, лучше всего опишет стиль автора фраза маленькой Джози, играющей в «маму»:

-Я- судья. Я целый день сажаю людей в тюрьму, а затем прихожу домой и ем макароны.


Переводчику – отдельная благодарность за словосочетание «судовой адвокат». Наверное, это такие юристы, которые плавают на кораблях и ведут там судовые журналы.

Теперь об основной теме книги. Кидайте все в меня камнями, но я целиком на стороне жертвы. А жертвой я считаю Питера.
Быть может, дело в том, что Джоди Пиколт описала одноклассников Питера как на редкость тупое и агрессивное стадо, лишенное человеческих черт, которые могли бы вызвать мое сочувствие, может, дело в том, что я в целом считаю, что когда все нападают на одного, то он вправе прибегать к любым средствам защиты, а может быть я просто моральный урод. Но вот совершенно мне не жалко убитых и раненых старшеклассников. Вот учителя жалко, да. И мне очень жаль, что в итоге не сработала идея адвоката Питера о том, что «синдром жертвы издевательств» – это то же самое, что и «синдром побитой жены». Я действительно верю в то, что в ситуации Питера жертва действительно не мыслит себе никакого другого выхода, кроме как ответить неадекватным насилием. И все аргументы многих рецензентов о том, что «над другими детьми тоже издевались, но они никого не поубивали», «он мог пойти пожаловаться родителям, учителям, полиции и пр.» для меня не убедительны. Во-первых, чем более восприимчивым и тонко организованным человеком является жертва, тем сильнее на нее воздействует отношение окружающих. Поэтому да, «толстокожего бегемота» довести до ручки гораздо сложнее, чем такого ранимого и чувствительного мальчика, как Питер. Во-вторых, Питер оказался в патовой ситуации: его не понимали и не принимали ни в школе, ни дома. Дома он был лишь «неудачной копией» успешного старшего брата. Джози, единственный друг детства, от него отвернулась, более того - переметнулась в компанию «врагов». А когда человек с детства привык, что его чувствам не придают значения, в лучшем случае его «не слышат», а в худшем – смеются и издеваются, то он реально не верит, что кто-то захочет и сможет ему помочь. Как бы я ни критиковала тут роман Джози Пиколт, все-таки процитирую:

Унижение – это когда превращаешься в камень и не можешь пошевелиться, чтобы спасти свою жизнь.


И потому в критический момент, когда жертву накрывает ощущение того, что если он не пошевелится, то просто погибнет, то жертва не будет виновата, если кто-то не спрятался.


Но это все так, лирика, мои мысли по поводу. Вообще-то, если вас действительно интересует проблема массовых убийств, совершаемых подростками, разгадка вот таких, будто бы «внезапных», вспышек агрессии, причины того, почему с виду «хороший мальчик» может вдруг стать «плохим», если вы боитесь за своих детей или друзей, то вместо «Девятнадцати минут» лучше почитайте книгу "Воспитание, насилие и покаяние" Алис Миллер . Алис Миллер писала о том, что за каждым преступлением стоит страдание, и подробно описывала, как воспитание приводит к преступлению.

Если же вам хочется почитать книгу на тему жертв и агрессоров в школе, включающую многочисленные истории о мести, написанную хорошим языком, без лишнего пафоса и с юмором, то рекомендую роман Бена Элтона "До последнего звонка" .

Книга прочитана в рамках игры "Дайте две"

Ветка комментариев


Тут радует хотя бы соответствие качества текста качеству перевода)))