Больше рецензий

21 декабря 2022 г. 15:42

2K

2.5 А разгорелось ли из искры пламя?

Вот и подошло к концу перечитывание цикла "Ветер и искры". Рецензию на первую часть можно найти тут, а здесь я опишу свои мысли по поводу трёх последующих книг.

Начну с того, что многое (хоть и не всё) позабылось с предыдущего прочтения. Не мудрено, ведь прошло около десяти лет. Однако какие-то моменты избирательная память сохраняла. [Это помогло мне сделать несколько интересных находок, о которых упомяну чуть позже].И нет, читать было всё так же интересно, даже понимая, что конец истории мне в общих чертах известен.

Поэтому теперь могу с чистой совестью посоветовать прочтение сего цикла любому любителю фэнтези. Скорее всего вы не откроете каких-то новых высот, но выбор далеко не худший (среди русских авторов, возможно, и лучший).
Главный плюс - тема единственной любви в произведении раскрыта хорошо, что уже сделает её интересной для определенного круга читателей. До идеала Алексей не дотянул, но общий посыл правильный. А еще книга легко читается. Слог у Пехова неплохой, хоть и не без изъянов.

o-r.jpg

Длинное вступление окончено. Слабые духом жабы лопнули, остались только ментально сильные собаки. Попробую систематизировать пункты и книги, чтобы не смешать всё в одну кучу (хотя уже смешал 3 книги в одну рецензию...). НАЧИНАЮ СВОЙ MAGNUM OPUS.

Сюжет.

Сюжет первой части представлял собой стандартное путешествие из точки А в точку Б. Причем во всех трех основных сюжетных линиях. Можно сказать, что в последующих частях всё осталось так же, но с заметным регрессом пользы от точки Б.

Находка из перечитывания №1 - В моей памяти сохранились некоторые сюжеты, но я помещал их не в те книги. То есть хождения из второй книги в моей голове были в третьей, а хождения из четвертой - во второй. Мне это говорит о том, что в цикле слишком много однообразных хождений...

"Ветер полыни" раскрывает нам мир Хары поглубже. Вводит новые переменные, новых героев и злодеев, новые "чеховские ружья". [Хотел бы я сказать, что всё это потом сыграет и выстрелит, но...]. Но уже здесь чувствуется основная капитально-масштабная проблема всего цикла - бесконечная ходьба туда-сюда. Герои просто идут. Злодеи идут за ними. Есть ли у героев какая-то цель? Пока да. При всём этом сюжет всё-таки развивается и преподносит неожиданный поворот в самом конце. Эдакий клиффхэнгер, заставляющий тебя сразу брать следующую книгу [всем, читавшим цикл по мере выхода каждой части - соболезную]. r80-x-green.png

"Жнецы ветра" несмотря на эмоциональный конец прошлой части сразу же буксует. Вместо развития страстей и накаливания ситуации мы продолжаем куда-то идти. Причем теперь у героев и цели, как таковой, нет. Они просто идут, разговаривают, дерутся, встречаются, расходятся, ссорятся, мирятся и снова идут. Идут, идут и идут. Попадают в какие-то странные сюжеты, которые никуда не ведут [встреча с каким-то перевертышем в деревне, хождения по кладбищу из сна]. Характеры у персонажей также меняются по желанию автора именно начиная с этой части.
Где-то посреди этого безумия Алексей Пехов понимает, что персонажей у него много, а что делать с ними непонятно, поэтому просто выводит их из повествования. А затем вводит других. Зачем? Попробуем разобраться чуть позже.
Книга еще не так плоха, но на всех филлерных порах мчится в Бездну. К говам и прочим порождениям тьмы. r70-x-green.png

"Искра и ветер" являются апофеозом сюжетного абсурда. У меня сложилось стойкое впечатление, что книгу дописывали другие люди. [Линию Альги приписываю супруге Алексея или их общей подруге, с которой они иногда пишут книги].Либо всё делалось "на отвали". Сюжетные дорожки, по которым так долго и упорно шли персонажи, в лучшем случае заканчиваются простым стечением обстоятельств. А в худшем - резким обрывом. В каждой ветке обнаруживаются КУСТЫ, а в них стоят РОЯЛИ. Удобно, не поспоришь.
При этом последние главы будто бы писались заранее и выпадают из общей серости остальных. Чувствуется в них душа, что ли. r50-x-gray.png

Персонажи.

Здесь делить на книги не буду, но поделю на Сюжетную роль и Характеры.

Сюжетная роль.
Алексей Пехов наплодил огромную кучу ненужных и бесполезных персонажей-ширм, сюжетные линии которых спокойно можно было отдать уже имеющимся героям и злодеям. Где-то к концу цикла этих новобранцев становится столько, что автор не знает, что с ними делать. Поэтому бездарно выводит из повествования. От этого больше всего пострадал конец третьей и начало четвертой части.

Но титул самого бесполезного и ненужного получает Альга. [Если у вас другое мнение, пожалуйста, напишите в комментариях ЗАЧЕМ нужен этот герой в произведении]. Для описания её сюжетной линии воспользуюсь цитатой небезызвестного философа Вааса Монтенегро:

Безумие — это точное повторение одного и того же действия, раз за разом, в надежде на изменение.


o-r.jpg

Недалеко от неё ушла Тиа ал'Ланкарра, Тиф, Пламя Заката, Убийца Сориты, Клинок Юга, Дочь Ночи, Скачущая На Урагане, Лань тьмы. Роль которой с каждой книгой уменьшается, пока не превращается в пук...стрел. [На Порка вообще всем плевать...иногда автор и все вокруг вообще забывают, что Тиа - МУЖИК].

Есть еще много картонных персонажей или таких, которые не несут в себе никакого особого сюжетного смысла [Рован, Гис, Гбабак, Рандо, все Проклятые, милорд Водар, рыцарь с меткой, имя которого я не запомнил и другие], но обиднее всего всё-таки за тех, кто был с нами еще в первой части.

o-r.jpg

А кто же неплох?
Юми - стандартный диснеевский персонаж. Не раздражает, что уже достойно для подобного рода спутников. Хотя тоже не до конца раскрыт.
Лук и Га'нор - Хорошие ребята, на которых окончательно забили где-то в середине третьей книги [уже настолько часто пишу про третью книгу. Знайте - где-то там проходит Рубикон]. Причем забивание, это целиком заслуга непроработанного сюжета.
Нэсс - Спишем его помутнение* в последней книге на аутсорсинг и получится нормальный персонаж. [*Об этом чуть ниже]
Ну и Лаэн - Её чертовски мало после второй книги. И это, на мой взгляд, ничем не обосновано и даже преступно. Просто вывели из сюжета и ладно.  А вот её непонятная связь с одной из Проклятых - очередной рудимент, который только мешает.

Характеры.
В начале пресловутой третьей книги характеры основных персонажей разрушаются. Будто начинаешь читать какое-то другое произведение. От этого сразу же страдает мотивация и общий сюжет.

Нэсс в первой книге был показан идеально. Ему под сорок и он ветеран боевых действий, полностью разочаровавшийся в подобных развлечениях юных патриотов. В жизни у плотника-гийяна есть только его любимая Лаэн. Всем своим видом он даёт понять остальным, что без неё в его существовании нет никакого смысла. Вполне резонно заявляет окружающим, что сражаться будет только за свою любовь...
Иии... с третьей книги он как-то резко меняет свой подход на защиту "родины". Нет, про любовь он, конечно, не забыл, но она как-то плавно отходит немного в сторону. И не обстоятельства заставляют Нэсса сражаться, а он сам будто придумывает себе оправдания. Совсем не в духе персонажа, да и сюжетно ничем не обосновано. [Здесь как раз можно было отдать ветку Серого в четвертой книге - Га'нору и Луку, чтобы те без дела не лежали. Получилось бы отлично, но не судьба...].Ну и потом ГГ снова становится таким, как раньше. Магия.

o-r.jpg

И как редко он теперь употребляет "моё солнце"! Может кто-то из недолюбленных рецензентов дал подлый совет?

Шен всё в той же прекрасной третьей книге ВДРУГ обретает "любовь с первого взгляда". Таймскип между книгами вроде бы недели две, а ощущения такие, что прошло пару лет и парень преисполнился. Ну слабо как-то. Я понимаю, что бывают подобные ситуации, но показано топорно и не особо в такое веришь.

Тиа ал'Ланкарра, Тиф, Пламя Заката, Убийца Сориты, Клинок Юга, Дочь Ночи, Скачущая На Урагане, Лань тьмы. Так и не понял, что Алексей Пехов хотел сказать изменениями её характера. Похоже он и сам не понял. Были какие-то жалкие попытки показать душевные терзания девушки и раскрыть суть её борьбы, но где-то на середине они были безмолвно смыты в унитаз. В конце нам пытаются что-то сказать словами местного "бога", но подобное резюме звучит как-то дешево. Очень жаль.

o-r.jpg

Находка из перечитывания №2 - Я был абсолютно уверен в том, что помню смерти некоторых персонажей. И даже сюжеты с этим связанные. Был удивлен, когда в книге не оказалось ничего и близко похожего на то, что хранится в голове.

Так разгорелось ли из искры пламя?

Не совсем. Чертов ветер сдул её на полпути, оставив небольшой костёрок...

Но цикл всё равно хороший, хоть по моей рецензии можно подумать иначе. Каюсь, но здесь играет роль то, что я воистину разочарован и раздосадован. Первая книга задала отличный тон, а вторая, хоть и не без огрехов, продолжила его. Ну а дальше меня будто выселили из Дома Любви в Дом Боли. Такое разбрасывание потенциала! В последней книге вообще Дом Боли превратился в Дом Пылающей Жо...

Оценка на всю историю целикомr80-x-green.png. Да, с небольшой натяжкой, ибо нехитрая математика [(9+8+7+5)/4 = 7.25] дала бы оценку в ~7 баллов. Но тут я сделаю поправку на то, что читал второй раз.

Цикл "Ветер и искры" ЭТО:

МОЁ СОЛНЦЕ

ЛОПНУВШИЕ ЖАБЫ
ВОТ ТАК, СОБАКИ!
ЛЮБОВЬ В КАЖДЫЙ* ДОМ
БЕСКОНЕЧНЫЕ БЛУЖДАНИЯ ПО РАЗНЫМ ТОПОГРАФИЧЕСКИМ ЛОКАЦИЯМ
РОЯЛИ В КУСТАХ
ДУШЕВНЫЕ МАТРЁШКИ**
СЛИВЫ***
БЕСКОНЕЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО УСЛОВНОСТЕЙ
DEUS EX TELEGA

* не совсем в каждый, но если вы женщина с искрой, то шансы возрастают.
** или духовые...в общем, много душ в одном теле.
*** не те, к сожалению, а в унитаз.

Сноски оформлены в стиле первой книги цикла. Всем спасибо за прочтение.

Спойлерные мемы:

Моему солнцу.

Комментарии


Прочитав три цикла Пехова можно сказать, что все его творчество держится на трёх китах:
1. Абсолютном рандомном убийстве второстепенных персонажей наиболее странным из возможных способов.
2. Любовной линией между мужчиной и женщиной, которые, если судить по обложке, подозрительно похожи на Пехова с супружницей.
3. Марш-броске через всю карту, желательно туда и обратно. ( И если героям не пришлось хоть раз лазить под землёй, по мнению автора, книга вообще не имеет права на существование)

Алла, я с таким негативно-снисходительным посылом не согласен. Минусы есть, и я их описываю здесь, но ВСЁ творчество Пехова не держится на этих "трёх китах". У Алексея есть интересные сюжеты (даже с учетом некоторых заимствований, но куда без них), хорошая стилистика (в целом), умение создать нормальный концепт мира без осовременивания. А что самое главное - есть прогресс.

1. Тут проблема в том, что он их создаёт по 500 штук, но это сюжету не нужно. Если уж говорить о ВАЖНЫХ второстепенных персонажах, то они КОНКРЕТНО В ЭТОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ почти все выжили...
2. В "Хрониках Сиалы" не было любовной линии. Да и чем такое плохо. Авторы часто списывают ГГ с себя, и это нормальная практика. Если у тебя всё хорошо - пусть и другие посмотрят. Он вроде и не скрывает, что любовный интерес ГГ всегда списывает со своей любимой супруги. А для "всего остального" - есть второстепенные персонажи.
Ну и за "супружницу" - БАН.
3. А это вообще любое фэнтези. И, опять же, в "Страже" концепт вообще другой был, там подобных блужданий и нет особо.
Ну и если у тебя за 3/4 книги не было подземелья, то ты странный. Надо же все локации использовать. Особенно такие классические.