Больше рецензий

20 декабря 2022 г. 18:18

574

2 Слишком много автора

Сразу после Лотмана, чтение комментариев которого облагораживает и окунает в Пушкинский мир, книга Минкина — какая-то вялая бессмысленная манная каша, в которой лишние слова тупо толкутся по всей книге, мешая восприятию отблесков ценной информации.

(Если что, "вялая бессмысленная манная каша" и "тупо толкутся" — это сам Минкин про Набокова и Чайковского.)

После окончания чтения "Евгения Онегина" может разве что показаться, что Пушкина там мало. Воистину увлекает и хочется ещё и ещё. "Немой..." же написан стилем, коего и так слишком много у нашей современности. Такое ощущение, все эти книги писаны одним человеком. Просто градус разный. Что бросается в глаза и роднит их всех между собой? Так это бесконечно назойливая и примитивная в своей одинаковости критика власти и развешивание на читателей шаблонов (как то "устали продираться через рассуждения Льюиса", "вам кажется, что если молча думаете всякую дрянь, то чисты?", "Вот вы в лужу и плюхнулись со своим высокомерием"). При этом все они думают, что их мысли очень оригинальны и современны. (Хотя по-настоящему оригинальным мог быть как раз таки вежливый и интеллигентный стиль общения с читателем, который, видимо, ими полагается скучным). Очень понятно и простительно авторское ликование от собственных оригинальных мыслей про кросс Татьяны (и, возможно, кой-чего ещё), но не вполне понятно, почему автору кажется, что его читают исключительно люди, которые утомляются от одной страницы текста, считают себя безгрешными и готовы рассуждать о своей кухне часами и куча других примитивных шаблонных стереотипов? Вероятно, Минкин заведомо решил отнестись к читателю с пренебрежением, опасаясь критики и, возможно, был уж слишком раздосадован отсутствием царского приёма в передаче "Игра в бисер". Ну или решил такой подачей привлечь дополнительную аудиторию. А, впрочем, и гадать не стоит. Закрыли книгу, проехали.

Лучше по третьему разу прогуляюсь на оперу, ибо Минкинское сравнение "Евгения Онегина" Чайковского со слонопотамом говорит о музыкально-чувственной некомпетентности Минкина, не более.