Больше рецензий

2 декабря 2022 г. 19:11

835

5

А. Лиханов "Девочка, которой всё равно".
Что видела и видит Настя с момента появления в детдоме? Вроде невредные, небьющие тебя женщины-начальницы, служащие. Но они... бездушные, безликие. Они таковы и в словах Насти: "баба", "китиха", "Марьванна", "акулиха". Обезличенность и детей, и взрослых всех в среде детдома.
Первая встреча с Ололо примечательна: словом человек много даёт понять о себе, даже не осознавая этого:
--Настя Светлакова?
- Чернакова,- отвернула я глаза.
-Ты шутишь?
-Нет,-ответила я.-Когда светло, я Светлакова. А сейчас Чернакова.
Трусы, которые носят девочки, -символ неухоженности, забытости детей. Трусы, которые одевали до войны, носят девочки из детдома: страшные, неженственные, с двумя резинками, неудобные. Они выбивают с детства из девчат желание нравиться, выделяться, несут мучения.
Если куда-то идти, то строем, если ленточки повязать, то у всех одинаковые. Ребенок ждёт тепла, индивидуального. Объятий. Такого хотят все. Но постепенно это простое человеческое желание умирает в человеке. Когда кто-то пытается "пробиться" к нему посредством доброго ли поступка, улыбки, то любой не поверит ему.
Служащие детдома холодны. Они чётко выполняюи свои обязанности, но отстранённо от ребенка: только обязанность, участия в жизни воспитанника не проявляют.
Марьванна вроде не причиняет никому зла из детей. Она живёт по тем нормам, шаблонам, что в руки ей, замдиректору, дало государство. Скорее, подворовывает, но личностного подхода к учащимся у неё нет. При этом именно она говорит студентке Оле главную особенность Насти: "Ничему не удивляется. Не радуется и не горюет. Девочка, которой всё равно". Марьванна не глупа, но ленится ли, просто не хочет быть заинтересованной судьбами ребятишек.
Такие дети, как Настя, сразу не откликнутся на "призыв" ближнего о любви. Потому сцена в начале примечательна:
- Можно я поиграю с тобой?-Оля.
Настя остановилась и спросила обиженно:
-Ты давно играешь мной.
Как проверить тому, кто маленьким вынес столько. Изнасилование, лживый "папка", смерть матери- всё это Настя уже прошла всего за десять лет своей жизни. Потеряла всё родное, то, во что верила.
Оля, как и Настя, сразу понимает холодность служащих к подопечным. Сама называет их "толстухами". При этом старается пробиться к девочке, идёт неведомой пока для себя тропой Лиханова под названием "драматическая педагогика". Её решение остаться в детдоме на любой дрлжности-выбор, продиктованный встречей с девочкой, её е судьбой. То, что Оля сама сейчас на пути новой дороги, понятно. Но всё же делает свой выбор: остаться с теми, кто уже "покалечен". Она может свернуть в любой миг, поэтому финал открытый...
Вспоминаю другую книгу Лиханова "Благими намерениями". Автор из произведения в произведение пишет о разных подходах к детям. При этом всегда и везде не устаёт утверждать, что только ориентируясь на каждого в отдельности, можно "согреть" "остывшие" в бедах тело и душу ребёнка. Ведь пример Насти не один. Зина, героиня "Невинных тайн", также прошла через изнасилование и смерть матери, также оказалась в детдоме. Такие дети не верят взрослому. Не каждый захочет приложить душевные усилия, чтобы искренно пробудить душу нуждающегося в ласке.
Спасибо, что читаете. #мысли #пишу #мюсли #литература #слово