19 августа 2022 г. 00:33

187

3.5

Возможно, это иллюзия, но у меня создается ощущение, что зарубежные романы про школы для девочек несколько более разнообразны, чем творчество отечественных авторов начала XX века. Иногда очень сложно отделить один роман от другого. Кажется, что разница только в процентном соотношении пепиньерок, обожаний, верной дружбы и несчастий.
История сестер Солнцевых несколько отличается тем, что здесь есть очень интересные типажи преподавателей. Хотя большинство из них вообще не заинтересованы в детях. Единственный нормальный педагог - мадемуазель Милькеева, но эпизодов с ней в книге, к сожалению, не так уж много. А она практически идеальный педагог, с моей точки зрения. Во-первых, у нее есть определенная цель и ее действия направлены на достижение этой цели. Она умеет объяснить, почему она поступает именно так и для чего это нужно. Во-вторых, она готова конструктивно помочь в сложной ситуации. Не сделать за ученицу, а научить, подсказать, как лучше получить результат. Гораздо больше внимания уделено мадемуазель Буниной, что, конечно, добавляет некоторую динамику в эту историю, но удовольствия от этого не получаешь.
В целом по произведениям такого рода складывается довольно печальное впечатление о женских институтах. Теоретически это должен был быть способ для женщины получить профессию и определенную самостоятельность. Фактически же получается, что основная польза была в пристройстве девочек, которых не было возможности воспитывать дома, со всеми вытекающими последствиями интернатской жизни. Если повезло (попали к в группу к даме типа Милькеевой), то возможно получится что-то толковое, если нет - при всем разнообразии вариантов положительных исходов не так много. Зато хороший материал для оценки развития образовательной системы за последнюю сотню лет.
Не могу сказать, что Катя однозначно положительный персонаж, а Варя отрицательный, хотя автор пытается убедить читателей именно в этом. Просто Катя лучше вписывается в систему, где не приветствуется проявление индивидуальности, а покорность является лучшей добродетелью. Варя же пытается бороться с несправедливостью теми способами, которые ей доступны. Ну а потом в дело вступает уже привычка. В итоге имеем яркий пример отрицательного эффекта воспитания по принципу "боремся с результатом, а не с причиной".
Книга оказалась любопытной с точки зрения анализа педагогических тенденций того времени, а вот в качестве отражения "девичьего мирка" довольно стандартна.
PS. Можно еще порассуждать о старшем поколении Солнцевых. Там тоже есть интересные моменты. Но это будет немного другая история.

KillWish. Тур 9. Охота на нечисть: Есть тут кто неживой? Выходи! Третий подход. Мишень 4

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!