Больше рецензий

MrBlonde

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 сентября 2013 г. 13:02

499

4

"Консульство" в России не переиздавалось со времени дебюта Достоевского, уже более полутора веков. Виной тому, как кажется, не недостатки книги, а спорная личность её автора. Адольф Тьер (1797-1877) начинал как романтик в литературе и либерал в политике, большую часть жизни провёл приспособленцем и критиканом, а закончил консерватором и палачом Парижской коммуны. Прозванный "карлик-чудовище", этот политический хамелеон был главой правительства при монархии, оппозиционером при империи и президентом при республике. Предавшего и продавшего всех Тьера поспешили забыть даже верные бонапартисты, делу которых он немало поспособствовал, а уж левые и вовсе прокляли и "скинули с корабля". Меж тем, грандиозная "История Консульства и Империи" в 20 томах, написанная в годы политической изоляции (1845-1862), - это труд учёного-материалиста, рассказ не о героях, а о массах и рациональной политике. Правление консулов - это переходный период от военной диктатуры с оттенком республиканизма, установленной генералом Бонапартом в 1799, к провозглашению империи в 1804. Время побед французской армии в Италии и Германии и потери колоний, попыток состязаться с Англией в морской мощи и подготовки масштабной высадки на Британские острова. Это годы неслыханной популярности Наполеона, внутренних реформ и торгового бума, роялистских заговоров и болтовни политических клубов. Когда сын лавочника мог стать маршалом, а принца королевской крови расстреливали у рва за преступные намерения. Крайности Революции сходили на нет, впереди была мнимая стабильность Империи. И всё происходило очень быстро.

Для тех, кто не в теме:
"Мы все глядим в Наполеоны", написал один из российских читателей Тьера. Глядим, узнаём, оцениваем, прикидываем - а я бы смог? Ведь мы все сколько-нибудь да знаем, или думаем, что знаем, этого человека. "Что за роман - моя жизнь!", удивляется сам себе знаменитейший из людей. И роман этот неплохо продаётся уже два века и будет находить читателей всегда. Эти пять лет - Наполеон после Египта и до Аустерлица - сюжет для книги о перерождении молодого бунтаря в эгоистичного тирана, амбиции и живот растут, волосы и директивы - укорачиваются. Почему наш ровесник (Бонапарту только 30 в начале книги), который, кажется, любит всё, и всех хочет помирить и наградить, превращается в мнительного истерика, каким он предстаёт в сильнейшей сцене тьеровской книги - утром после расстрела герцога Энгиенского? Метаморфоза показана только пунктиром, в небольших отступлениях о характере главного героя и мотивах его решений. Как необыкновенно поражают величайшие умы даже мелкие неприятности, с горечью восклицает Тьер, имея в виду бурчащих сенаторов и одиноких разбойников-шуанов с кинжалами. Ведь я был справедлив, я работал для Франции и хотел только мира, беззвучно кричит Наполеон, но его не слышат и не понимают. Массы ворочаются, колонны шагают, а простой человек, у которого почти получилось стать бессмертным, скоро проиграет.

Для тех, кто в теме:
Тьер - историк повествовательной, даже беллетристической школы. Слово для него важнее цифры, факт предпочтительнее оценки. Это изначальная история, т.е. хронологически последовательный и крайне подробный рассказ с привлечением архивных источников. Заполняя лакуны, Тьер, младший современник описываемых событий, не может удержаться от восхищения Наполеоном, настоящим титаном, намного превосходящим умом и волей окружающих. Его ошибки - временные помрачнения, тогда как недочёты других - порождение несовершенного характера. Неудивительно поэтому, что книга Тьера сыграла большую роль в возрождении наполеоновского культа во Франции... Порой Тьер наивен, когда, например, приписывает смерть Павла I несчастному случаю, порой услужлив, любуясь царственными особами и сановниками, дожившими до Реставрации, а иногда несправедлив к генералам, покинутым Францией. Зато он бесподобен в описании битв при Маренго и Гогенлиндене и войны в целом, баталий в Трибунате и дипломатических сражений. Тьер-политик - злобный двойник Тьера-историка: как он, автор проникновенных строк о последних часах жизни Дезе, Клебера, герцога Энгиенского, чувствовал себя, отдавая приказ о расстреле сотен парижских повстанцев в 1871?.. Видимо, тоже следствие переходной эпохи.

Общая оценка:
Орёл взлетел...Полёт нормальный.

Оформление и оценки

Комментарии


Нечасто случается, чтобы автор и герой являлись настолько яркими личностями, где-то даже сопоставимого масштаба.

Интересно, спасибо. :)


Пожалуйста.

Тьер, конечно, больше нам понятен, потому что приспосабливался, как умел. А Наполеон - цельная личность - орёт, так уж на всех, от солдата до посла, идёт напролом. И Тьер исторически "получил по заслугам", а Бонапарт, наоборот, почти обелён, хотя на нём тоже крови немало.


Мы многое готовы прощать за масштаб личности и удаль молодецкую...

У Бисмарка подсмотрела, очень в тему:

Мысленно восстанавливая историю европейских народов, я не нахожу ни одного примера, когда честная и самоотверженная забота о мирном преуспеянии народов оказывала бы на эти народы большее впечатление, чем военная слава, выигранные сражения и завоевания наиболее упорно сопротивлявшихся земель.

У Бисмарка телевизора не было, а то б он увидел, как ежедневный показ "честной и самоотверженной заботы" нашего национального лидера оказывает на народ самое большое впечатление.


Это вы наши каналы ещё не смотрели...

Но Бисмарк-то говорит про ретроспективу. И здесь, как мне кажется, он попал в яблочко. Плюс - времена меняются. То, что считалось нормой двести лет назад (начать войну), сегодня порицается мировым сообществом. Или называется "гуманитарными операциями". Но это уже совсем другая история...


Я и ваши каналы смотрел, полгода в Жлобине прожил.

Тут ещё дело в определённом культе храбрости у общества начала XIX века. Храбрости и чести. Об этом Лотман писал, помнится. Война не как преступление, грязь, дипломатия другими средствами и т.п., а как череда подвигов и проверка на мужественность. Этот культ, по-моему, окончательно только в Первую мировую испарился.


Нет, ну война как продолжение политики другими средствами - это же классическая позиция, которую потом Клаузевиц в виде чёткого определения оформил. Но одно другому (политика геройству) не мешает. Да, Первая мировая окончательно развеяла весь романтический флёр, а началось, мне кажется, с Крымской. Так что эпоха Наполеоновских войн - это, считай, последний осколок "честной войны по рыцарским правилам".


Согласен, что в Крымскую войну условное "рыцарство" закончилось. Видимо, это следствие общего заката аристократии и её норм.

В тьеровской "Империи" войн будет ещё больше, вот и посмотрим, как было "на самом деле". Он всё под микроскопом описывает.


Плюс ещё скачок вперёд военных технологий. Воевать стало совсем неромантично-с.

О, так будет продолжение? С удовольствием почитаю. :) На книгу пока не тянет, но узнать, что там и как, будет очень любопытно.


Издательство обещало, что книга выйдет уже в этом году. 5 лет занимают 900 страниц, стало быть, 10 - это за полторы тысячи выйдет. Хмхм...
Перевод ещё беспокоит...


Солидно. Тьер не мелочился. :)

А в этой книге как с переводом?


Возьму на заметку. Они собираются все 20 томов издавать?


Наверно, запихнут остальное в один-два тома.