Больше рецензий

22 июля 2022 г. 12:35

1K

5

К русской литературе я всегда относилась скептически, и не к той вечной классике, на которую молится каждая учительница русского, а к современной прозе, наивно полагая что дух Донцовой крепко укрепился на всех книжных прилавках.

Как же приятно была я удивлена познакомившись с романом Сорокина. 

Книга мне понравилась и стилистически и неоднозначным содержанием.

Главная героиня описывается как совершенной красоты молодая женщина. Мы знакомимся с ней уже в зрелом возрасте и переодически перемещаемся по обрывочным воспоминаниям ее непростой жизни.

В своём настоящем она потеряна и несчастна, но понятно это становится не сразу. Вот она лежит в постели у возрастного пианиста, следом она уже забирает целую коробку казенных продуктов у другого любовника и несёт их домой третьему, борцу за свободное государство оппозиционеру. Придя домой самозабвенно молится портрету безымянного мужчины и ждёт свою молодую возлюбленную под номером 29.

И если сначала ее связи намекают на распутсво, позднее становится понятно что по настоящему она никогда не любила и ищет это неосязаемое чувство с нарастающей тревогой и отчаянием.

Но я вижу ее огромную боль в своей несвободе. И хотя она живет в своей относительно буржуазной квартире, дружит с дисидентами, вращается в богемных кругах и выпивает в дорогих ресторанах с карикатурными представителями Америки, где-то между строк замечаешь что воля у неё попросту отсутствует.

И это неудивительно. Ее воля и свобода были самым ужасным и отвратительным образом украдены собственным отцом. Сцена детского насилия описана достаточно подробно, чтобы навсегда закрыть книгу и больше не открывать. Но советую не спешить. У всего есть свой смысл.

Итак ее растлил собственный отец в пьяном бреду, позже осознав всю чудовищность собственной натуры утопился наутро в море. 

Позже сцена насилия повторяется уже в пионерлагере, когда старший вожатый буквально уплывает с ней в камыши на фоне пролетающих в небе птиц.

И казалось бы ее первая влюбленность в девушку описана так сладко и романтично, на деле мы снова видим как молодая, уже замужняя, дама совращает 15 летнего, неокоепшего умом, ребёнка.

Итак она течёт по этой реке, безвольно покоряясь чужой воле, пока река не кончится.

И где же находит своё спасение наша неудавшаяся протестантка? В отлаженной машине советского аппарата, которая была ей так ненавистна. 

Вот она меняет музыкальную школу на заводской станок, косуху на синий комбинезон, волосы русалки состригает и становится вместо Маринки, товарищем Алексеевой. Здесь не нужна свобода, здесь не нужно проявлять индивидуализм и отстаивать границы своего я. Здесь свящённый труд сплоченного коллектива краеугольный камень сильного государства.

Интересно наблюдать как с почти мурлычущего и живого языка Сорокин переводит все в сухой машинописный текст. Красивые и нежные имена, сменяются чеканными фамилиями с важной приставкой «товарищ», а под конец и вовсе стираются, словно отрицая всякий индивидуализм и показывая что советский человек - человек без имени, полезная общественная единица. Все сознание заменяется трансляцией новостей, вместо головы на плечах мерцающие тв экраны с непрекращающейся сводкой о мировом порядке. И финал романа напоминает лекцию по международным отношениям.

Так нам показывают Россию под серпом и молотом во всей красе. Ты сидишь в актовом зале, серая масса внимает на освещенную праведными лучами сцену, с которой вместо живого человека вещает огромный рупор. И тяжелый бархатный занавес опускается.