Больше рецензий

25 апреля 2022 г. 08:36

365

5 Мал золотник, да дорог

Эта совсем небольшая пьеса в одно действие служит ярким подтверждением тезиса: мал золотник да дорог!
Темная комната в синеватых тонах. Воздух пропитан болью, отчаянием, безнадежностью. Это женская спальня, находящаяся в страшном беспорядке. В спальне женщина, то нервно ходящая из угла в угол, то в бессильно свесив голову сидит в кресле. Она жертва, она убита несчастной любовью. Он её бросил после пяти лет счастливой жизни. По-крайней мера она была счастлива. Но сейчас она производит впечатление человека, истекающего кровью, теряющего кровь при каждом движении, как раненое животное, и чтобы в конце пьесы комната казалась наполненной кровью.
Пьеса представляет собой такой монолог- диалог. Она разговаривает по телефону со своим бывшим возлюбленным. Только мужчину зритель не слышит. Слышат только её ответы, но что он говорит понять не трудно. Он был смыслом её жизни, точнее всей её жизнью.
Кокто последовательно, короткими точными фразами, оборванными ответами, незаконченными вопросами показывает как человек погружается в пучину отчаяния, депрессии, смерти.
Помнишь, как Ивонна удивлялась, что человеческий голос проходит через телефонные провода. Я обвила шею проводом. Твой голос...обвивает мою шею...
Она боится, что сейчас этот провод оборвется, эта связь прервется и с ней будет покончено навсегда.
Излишне драматично? Возможно. Однако нельзя не признать мастерство драматурга, создавшего на нескольких страницах, такую удивительную по силе картину горя и боли.
С какой-то обывательской точки зрения эта женщина не может не вызывать раздражения. Ну нельзя же так унижаться. Её непрестанные: “Милый, ты так добр ко мне…” просто бесят. С философской точки зрения понимаешь, что увы такое возможно, человек способен загнать себя на самое дно и остается только пожалеть несчастную. А заодно и предупредить влюбленных о том, что любовь это не полное растворение в другом, здоровая доля эгоизма тут нужна как нигде. Но кому нужны эти предупреждения? Уж не влюбленным точно.
“Человеческий голос” впервые был поставлена на сцене в 1930 году и с тех пор не сходит с подмостков театров и экранов кинотеатров. Один из последних ярких примеров - короткий метр от режиссера Педро Альмодовара с гениальной Тильдой Суинтон в главной роли. По этой пьесе также сделана опера и еще множество постановок разного формата. Неудивительно, ведь по словам самого Кокто, пьеса была задумана как “театр одного актера”, чтобы дать возможность актрисе проявить свои таланты, «заблистать новыми, подчас неожиданными гранями таланта». Так что думаю, мы еще увидим не одну интерпретацию этого сюжета, пока будет жива любовь, пока у людей будет болеть душа.