AdrianLeverkuhn

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 июня 2013 г. 17:12

412

5

Погружение в философию Рэнд на ещё один шаг. Ещё не так подробно, как в основных трудах и статьях, но и не так размыто, как в «Атланте» — только конкретика ответов на вопросы из зала.

Для начала, небольшая ложка дёгтя. Первая часть книги составлена не очень удачно: всё слишком тесно сгруппировано по теме. Я бы и без этого не потерял нить рассуждений и смог составить цельную картину мыслей писательницы о тех или иных вещах, а «ехал капитализм через капитализм, видит капитализм капитализм капитализм» чуточку затрудняет чтение. Вспоминается отвратительный язык Маркса и иже с ними, в котором едет уже социум. Однако же, стоит только напомнить себе, что это просто недостатки формата книги, как игнорировать это получается. Но отметить надо.

В книге «Атлант расправил плечи» есть небольшой недостаток в раскрытии её философии: ради красного словца она не очень внятно описала позицию по поводу эгоизма. Там он местами не разумный, а слишком уж жёсткий, как, например, в интервью Риардена и Дагни. Тут же подробно расписано, в чём суть, зачем и как. Вопросов не остаётся: он действительно добродетельный, причём местами съезжает в kind of хороший альтруизм — например, не считать помощь другим своей главной добродетелью. Если просуммировать, то выходит, что Рэнд лишь отрицает неправомерные жертвы альтруизма. что, в конечном счёте, может обезопасить от помощи нехорошим людям. А эта позиция — добро однозначное.

Также радует то, что она довольно часто рассказывает про свой опыт, будь то встреча с совками или же война с коммунистами в Голливуде. Это позволяет заметить обоснованность её слов, а такой философии поверить проще.

Однако в её взглядах есть то, что меня не устраивает. И вот два важнейших пункта. С политической позиции — слишком сильное невмешательство государства в экономику, с философской — абсолютное неприятие всего, что не является объективизмом. В политике она заходит настолько вправо, что слегка проворачивается влево, в сторону анархо-капитализма. Не до конца, конечно, однако какие-либо части анархизма или коммунизма в идеологии в принципе недопустимы, даже в такой форме. Две не совсем верные предпосылки: вмешательство государства в любых количествах является злом и вера в интеллектуальные способности всех людей без исключения. Да, если гениальные люди на крупном рынке прекрасно будут чувствовать себя и без советов\ограничений государства, то компаниям поменьше (например, действующим только в регионе определённом, но всё ещё нужным), инвалидам и прочим будет без контакта с государством не так хорошо и может несколько повредить экономике.

Далее, неприятие прочих позиций. Конечно, это более или менее отвечает философии объективизма, мол, объективно только мы правы, значит все компромиссы — это плохо. Опять же, попахивает тоталитаризмом. Вернее, авторитаризмом: всё же внутри определённых рамок можно двигаться как угодно. Но тут я не могу согласиться по ряду причин, в т.ч. и эгоистических: если, например, моя религиозность никоим образом не мешает самореализации и прочим важнейшим принципам философии Рэнд, то почему я должен от неё отказываться? Если я считаю, что уклон в сторону субъективизма оценок — это kind of разрешение большей творческой свободы людям, то почему я должен вдруг стать уверенным, что только объективная оценка важна для жизни? Конечно, она позволяет сохранить честность, но лишь одну её часть, истребляя часть субъективную.

Конечно, на это можно найти аргументы прямо в тексте и я знаю какие, но они бьются разъяснениями, которые мне приводить лениво. Так что я могу сказать, что у Рэнд я научился очень и очень многому, но назвать себя последователем или объективистом я не могу. Даже с учётом того, что её философия повлияла на меня больше прочих.

Комментарии

> В политике она заходит настолько вправо, что слегка проворачивается влево […]
WUT
Это как? Анархо-капитализм, если что — вполне себе правая идеология (как что-то, делающее максимальный акцент на капитализм, может быть левым?).

> Не до конца, конечно, однако какие-либо части анархизма или коммунизма в идеологии в принципе недопустимы, даже в такой форме.
Вообще, насколько я помню, она всегда отстаивала мнение о необходимости государства как защитника естественных прав, «ночного сторожа» (и в том числе за это она ругала либертарианцев, за то, что среди них есть анкапы, мол, тупые анархисты).

> Далее, неприятие прочих позиций. Конечно, это более или менее отвечает философии объективизма, мол, объективно только мы правы, значит все компромиссы — это плохо. Опять же, попахивает тоталитаризмом.
Да, мне тоже это у неё не нравится. Формально говоря, она не применяет правило «правила не должны быть жёсткими» к самому себе (а надо бы, потому что даже такое правило, будучи жёстким, не нужно).

> Но тут я не могу согласиться по ряду причин, в т.ч. и эгоистических
Довольно разумная позиция. Ну и, по-моему, само по себе это не слишком противоречит её философии, так как как раз и эгоизм является центральным её пунктом, а наличие или отсутствие религиозности, мистицизма и вот этого вот всего — второстепенный довесок, который не должен противоречить пункту про эгоизм.

Но, вообще, забавно читать, как ты в одном абзаце ругаешь её за «неприятие прочих позиций», а в соседнем «какие-либо части анархизма или коммунизма в идеологии в принципе недопустимы».

+2 25.06.13

>как что-то, делающее максимальный акцент на капитализм, может быть левым?
Имхо тут тот же парадокс, что и с нацистами. Вроде как они придерживаются радикальных националистических теорий, потому крайне правые, но при этом и социалисты, то есть очень даже левые. Тут — абсолютно аналогично, ведь помимо акцента на капитализм есть анархизм.

>Вообще, насколько я помню, она всегда отстаивала мнение о необходимости государства как защитника естественных прав
Да, она оставляла государству власть судебную и исполнительную, а остальное урезала до микроскопических размеров. Потому я и говорю про частичный анархо-капитализм.

>второстепенный довесок
Не совсем. Она говорила, что, мол, если ты мистик — ты не объективист, не капиталист и вот это вот всё.

>Но, вообще, забавно читать
Ну так суть в том, что неприятие позиций у неё теоретическое, а ультралевые идеи уже на практике показали свой вред, без всяких там домыслов. Потому если на «Толстой разрушит мир» пруфов не найдётся, то вот на вредоносность коммунизма найти можно их тонны. В этом и разница.

-1 25.06.13

Ну так анархизм — полное отсутствие государства, с передачей судебной и исполнительной власти в частные руки. Если же государство есть и исполняет эти свои функции, то это что угодно, но не анархизм, мне кажется.

Мало ли что она говорила :) Она, на мой взгляд, крайне догматична и ты, как я вижу, сам это замечал.

Анархизм не разрушал мир (а, например, та же Британия веке в восемнадцатом с частично реализованными элементами анархо-капитализма — с частными армиями и минимумом налогов так и вообще довольно неплохо развилась в своё время. Хотя, конечно, трудно отрицать, что там сыграла свою роль и консервативность, традиционность и благоразумие большей части граждан).

+1 25.06.13

>то это что угодно, но не анархизм, мне кажется
Так вот поэтому я и говорю, что это анархо-капитализм и лишь частично, а мне достаточно и такой части.

>Анархизм не разрушал мир
Потому что его не было, но если достаточно коммунизма для такого счастья, то с этим вообще всё весело.

>Британия веке в восемнадцатом с частично реализованными элементами анархо-капитализма
Я бы назвал это не анархо-капитализмом, а феодализмом, лол. К оному ближе по сути: вся эта власть передавалась ну никак не в рандомные руки.

-1 25.06.13

Нууу, следуя такой логике, всё, что не тоталитаризм, можно назвать частично «анархо-капитализмом». Так что я бы лучше переформулировал твои слова, мол, «я не считаю адекватной систему, когда государство есть, но оно занимается только охраной естественных прав».

Ну да, я не спорю. Но тем не менее, «часть» анкапа там была и была не такая уж малая.

+1 25.06.13

>Так что я бы лучше переформулировал твои слова, мол, «я не считаю адекватной систему, когда государство есть, но оно занимается только охраной естественных прав».
Я про это и говорю, просто более развёрнуто.

>Но тем не менее, «часть» анкапа там была и была не такая уж малая
Строилась на других предпосылках и на иной идеологической базе, потому и результаты такие. Ведь это было не из-за «а давайте ограничим сраное правительство в сраных правах, а потом вообще уберём его!».

-1 25.06.13