Больше рецензий

Net-tochka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 июня 2013 г. 21:38

1K

3

Есть ли среди вас те, кто ни разу не впадал в отчаяние и кто если не сам, то через знакомых не сталкивался с проблемой самоубийства? Я очень удивлюсь, если узнаю, что найдутся такие люди. Мне довелось знать людей, чьи близкие ушли из этой жизни по той или иной причине, и самоубийцы среди моих друзе тоже БЫЛИ... Поэтому мне понятно, что когда тема суицида оказывается актуальной, единственно важным становится вопрос о способе ухода из этой жизни. Именно этот вопрос пытается решить героиня романа, впавшая в глубокую депрессию.

Когда что-то у японца начинает идти вкривь и вкось, он делает себе харакири.

Удивительно, как после такого подхода к решению жизненных проблем японцам удалось дожить до наших дней?

Недавно один мудрый человек поведал мне о людях, у которых в школьные годы проявляется синдром отличника. Они всю жизнь преуспевают в школе, в различных конкурсах, им пророчат будущее великих ученых. Но, сделав первые шаги во взрослой жизни и столкнувшись с трудностями посложнее, чем контрольная по самому нелюбимому предмету или очередной зачет, эти люди вдруг понимают, что все их книжные знания мало чего стоят в обычной жизни. Более того – жизнь вообще проходит мимо них, а их жалкое существование, которое до этого представлялось сплошным перечнем побед и достижений, оказывается никчемным забегом на короткую, очень короткую дистанцию под названием «школьная жизнь». А дальше, за этой школьной жизнью, начинается другая, и в ней неудачи не будут выражаться уже плохой оценкой – они будут записываться глубокими шрамами на сердце, тоской в глазах, непониманием и одиночеством, крахом надежд. Вместе с осознанием того, что жизнь со школьной скамьи казалась проще и понятнее, чем она есть на самом деле, приходит осознание своей никчемности, бессмысленности бытия, апатия и, в конце концов, мысль о самоубийстве. Привыкший только к победам (условным, весьма условным!), бывший отличник оказывается просто неподготовлен к обычной взрослой жизни. (Помните, 25 мая в соцсетях гулял демотиватор для выпускников «Поздравляем. Вы прошли самый легкий уровень игры под названием жизнь»?). До конца второго левела дойдут уже не все...

Погоня за новыми успехами – уже за пределами школы, – оказалась для хрупкой психики главной героини книги непосильной. Впав в глубокую депрессию, Эстер ищет способы самоубийства. Все вроде понятно, актуально. Должно быть очень интересно. Но мне книга не понравилась. Либо не вовремя я ее прочитала, либо немного больше знаю об этом вопросе, чем сказано в данной конкретной книге – и потому просто не верю. Нет у меня жалости к главной героине и нет даже желания ее понять. А вот ее подруга (правда, уже на последних страницах книги) – меня заинтересовала куда больше (не своим последним поступком, а тем, что помогала Эстер). И мать девочки тоже оказалась для меня интересна и вызвала мое сочувствие. Понятно, что к состоянию дочери она приложила руку – но не желая ей зла. В конце концов проблема отцов и детей – вечная проблема, и если девочка была такая умная, то уж в свои 19 должна была это адекватно перенести!
Спекулирование издателей книги автобиографической стороной романа тоже не способствовало моему пониманию главной героини. В аннотации довольно топорно проводится идея, что автор со знанием дела описывает ситуацию. «Знание дела» подтверждается тем, что С. Плат сама ушла из жизни добровольно практически сразу после выхода романа в свет. Но какую тут связь нашли? Элементы автобиографии не дают права полностью отождествлять автора и героя его книги! Разочаровавшаяся в браке мать двоих детей и выигравшая премию на стажировку и получившая возможность учится дальше вчерашняя школьница – разве у них одни и те же проблемы, приводящие к депрессии и самоубийству? Если череда проблем, с детства преследовавших С. Плат, вызывает у меня понимание и сочувствие, то от «жизненно важных» проблем Эстер по поводу «выравнивания счета» по любовникам со своим БЫВШИМ женихом, простите, отдает не депрессией, а идиотизмом (чего стОит ее «одноразовое знакомство» с преподавателем математики).

И еще: да простят мне люди, являющиеся в данных вопросах специалистами, но я все-таки скажу свое мнение о лечении главной героини – нужно было лечить ее не в лучшей клинике для душевнобольных (мать, между прочим, лишних денег на это не имела), а отправить туда, где тяжелый физический труд, где реальные ФИЗИЧЕСКИЕ страдания, где приобретается жизненный опыт поважнее, чем умение разбираться в спиртном. Эта мера многих излечивала и возвращала если уж не вкус к жизни, то по крайне мере какой-то интерес.

Не поверила я главной героине. И не хочу автора отождествлять с ней – язык книги мне понравился, некоторые фразы удивительно хороши (постоянно делилась цитатами со знакомой). И тема важна. Но что, скажите мне, что вынесет из этой книги человек, задумавшийся о том, как покинуть этот мир? Чему может научить отчаявшегося, уставшего от жизни и людей человека маленькая ленивая дрянь Эстер?

P.S. Долго думала, какую оценку поставить. Творчество Сильвии Плат, ТЕКСТ произведения произвел на меня очень большое впечатление. Но мое сознание отказывается принять Эстер с ее проблемами, которые мне проблемами не представляются. Поэтому, сложив 5 и 2, решила, что будет «нейтрально».

Книга из вишлиста (подборки) Angek , прочитана в рамках игры "Дайте две!" Седьмая волна (Июнь - Август)

Ветка комментариев


Стремление и способность достичь высоких результатов ради САМИХ результатов - речь шла об этом (в книге в том числе, и в этом сама героиня признается). Разве это знания? У каждого нормально развивающегося человека должен быть момент, когда количество знаний переходит в качество, а не превращается в медальки/дипломы/зачеты (кстати, героиня книги откровенно гналась за отличными оценками, а не за знаниями. Ей было все равно, как она получит оценку - лишь бы получить. Так что отличник отличнику рознь. А тем более в наше время, когда дипломы покупаются.
Я предпочту лечиться у крепкого троечника, влюбленного в свою профессию, а не у круглого отличника, купившего диплом и пару-тройку публикаций в ВАКовском журнале (знаю, о чем говорю, так как работаю в этой сфере). Про знающих людей не буду спорить - являюсь в настоящее время свидетелем того, как профессора с МИРОВЫМ именем выживают с работы, потому что он против воровства, а но отсавляют на работе бездарных маразматиков, которые в НАШЕ ВРЕМЯ, являясь ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ВУЗа, НЕ УМЕЮТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КОМПЬЮТЕРОМ! Это реальные факты, поэтому даже спорить на тему, что знающие люди нужны в нашей стране, не буду - я вижу изнанку этой политики ежедневно практически.
О практическом применении книжныхзнаний - кнечно, в ремонте знания помогут. А вот как быть с любовью, с дружбой, с одиночеством? Человеческие отношения и чувства не поддаются разуму.
Энштейн говорит о скрипке и Достоевском - это духовные ценности! И, как видите, без них нельзя сделать великих открытий даже в физике.


О, если Вы это имели в виду, то я согласна. Но чтобы количество знаний превратилось в качество, все-таки нужно учиться и оценки в большинстве случаев показатель знаний. Я не говорю о ситуациях, когда оценки покупаются. Я сама преподавала в универе и, смотря на моих троечников, всегда думала, как хорошо, что они в перспективе экономисты, а не медики. С таким уровнем знаний в медицине у них лечиться было бы опасно для жизни )
Мне кажется, что философия и литература относятся к категории книжных знаний. И здорово помогают найти адекватное отношение к сложным ситуациям, да и, вообще, строить и жить помогают)
А духовные ценности сами собой не появляются, чтобы постичь что-то в этой области приходится много читать, думать, обсуждать, короче получать знания в этой области.


Думаете, экономисты-троечники - это хорошо? У меня серьезные сомнения на этот счет есть. Ну и оценки в универе - все-таки не то же самое, что оценки в школе, я думаю. Вы ведь, наверное, встречали неглупых студентов, котрые участя на троечки в силу каки-то причин - работа/семья/больная бабушка, маленький ребенок (обстоятельства, которые обычно не мешают учебе в школе).


Даже не знаю, не очень, но и не смертельно. Обычно троечники достаточно предприимчивые, общительные люди, сумеют себя найти в бизнесе. Мне кажется, большинство успешных предпринимателей далеко не отличники, что не значит, что все троечники успешные предприниматели.
Мне кажется, если ты идешь получать высшее образование, то надо учиться, а не оправдываться тем, что мешает работа, семья, ребенок и т.п. Иначе получаются какие-то потемкинские деревни, а не высшее образование. По человечески все эти проблемы вызывают сочувствие и понимание, но неправильно, когда преподаватель делает вид, что учит, а студенты, что учатся - это бессмысленно.


а большей части и умным, и глупым мешает лень и неорганизованность!) Ну и что "так-сяк сгодится" - сгодится и себе и всем остальным!


Да, лень - это наше все )


Обычно троечники достаточно предприимчивые, общительные люди, сумеют себя найти в бизнесе.

Стереотип из девяностых, зачастую идущий в разрез с сегодняшними реалиями.

Мне кажется, большинство успешных предпринимателей далеко не отличники,

поверьте, это далеко не так)))
Насчет высшего образования - оправдываться и совмещать учебу - разные вещи. Я не про оправдание, а про тех, у кого реально обстоятельства вмешиваются в планы - это разные вещи. Другой вопрос, что не нужно идти учится ради корочек просто.

но неправильно, когда преподаватель делает вид, что учит, а студенты, что учатся

так именно это и происходит в книге С.Плат!!! а мы уже давно ушли от темы - собственно книги и рецензии на нее.


Возможно, Вы правы
Да уж, что-то далеко нас занесло )