Больше рецензий

8 марта 2022 г. 16:18

624

5 Самое главное в людях и в жизни

Роман-утопия крупнейшего прозаика и поэта ХХ века о способах выявления и обучения лучших представителей молодого поколения в некоем абстрактном обществе, долгое время существующем в выдуманном государстве Касталия как обособленный патрицианский социум. А собственно игра в бисер -- это как бы квинтэссенция наук и искусств, средство самодисциплины, самоорганизации, средство, некогда изобретенное магистрами знаний и с тех пор служащее основой всего процесса обучения студентов, а также досуга преподавательского состава.

Воспитанием элит современная цивилизация была озабочена еще со времен Древних Греции и Рима. В Греции развивались науки, а мальчикам поголовно прививались навыки воина. Рим добавил к этому развитие на цивилизационном уровне искусств. При этом лучшие и самые умелые представители плебса постепенно выделялись в особый клан общества, образуя городскую и государственную знать.

В европейское Средневековье вплоть до начала Реформации решающую роль в политике и жизни общества играла католическая церковь. Развитие наук и искусств в западном мире было напрямую связано с развитием религиозной философии*. Поэтому лучшие представители общества, обладающие большим авторитетом, или пестовались церковью, или жили с оглядкой на церковь, поскольку в ином случае оставить знания мировому потомству было невозможно.

При этом так или иначе всегда и везде существовал какой-то механизм воспроизводства элит.
Элиты не только способствуют сохранению социального кода, они создают некие алгоритмы, по которым этот код может улучшаться. И вопросом описания элит, понимания, чего от них ждать, задавались многие писатели и поэты, философы и просветители, признавая их решающую роль в существовании цивилизации.

Герман Гессе, как мне показалось, взялся за подобный труд с самой сложной стороны. Он подверг анализу саму функцию воспроизводства наиболее думающего и прогрессивного слоя общества, представив на суд читателя некие споры, суждения и некую игру, которую все жители той страны знают, а читателю предстоит о ее смысле лишь догадываться.

В этом плане "Игра в бисер" -- произведение глубоко философское. От начала до конца оно пропитано стремлением к прекрасному, но в самой обобщающей его форме. Сюжет размытый, много этических размышлений, читать книгу нелегко. Это произведение из разряда тех, в которые нужно погружаться, улавливать настроения, тогда только придет ощущение смысла происходящих в ней событий. Придут открытия, понимание тональности и того, к чему на самом деле все идет. Такие книги надо читать вдумчиво, иначе в голове не останется даже названия и, вспоминая о ней, так и не будешь знать, что же это есть такое -- игра в бисер.
_________________________
* Бертран Рассел, История западной философии, АСТ, М., 2010