Больше рецензий

bikeladykoenig

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 марта 2022 г. 16:57

262

4

О частях книги я писала не в том порядке, как они идут по тексту, а в том, как у меня нашлись слова для этих зарисовок.

Я читала ранее две книги Дугласа Коупленда. От прочтения третьей у меня осталось ощущение, что она - продолжение книги «Generation Икс». В той книге есть момент, когда Эндрю (основное действующее лицо той книги) и его друзья сочиняли маленькие истории. Так вот эта книга («Жизнь после Бога») и похожа на сборник таких историй.

Часть историй - дорожные. К таким относится зарисовка «Милые создания». Здесь мы встречаем мысленный разговор отца с дочерью о животных, которые попадаются путешественникам в дороге, рассуждения о природе человека и животных. Например, что было бы, если бы не люди строили небоскребы, а кошки. Насколько сильно меняется человек с возрастом и что вообще делает человека человеком. Под конец дня (когда семья устроилась на ночлег) дочь просит рассказать отца сказку. Сказка получается очень короткой и грустной. Я когда-то читала одну из книг Тоона Теллегена с короткими сказками, где тот очеловечивает животных - у Коупленда получилось что-то похожее.

«В пустыне» - ещё одна дорожная история. Автомобильное путешествие персонажа сменяется пешим, когда у главного действующего лица глохнет автомобиль. А тут ещё ночь, незнакомая местность, главный герой заблудился. Пока герой был за рулем - он слушал радио и размышлял, что его чувства со временем притупляются и «какая это скверная шутка – прожить еще несколько десятков лет, ни во что не веря и ничего не чувствуя». В конце зарисовки автор отмечает, что маленькие добрые поступки (персонажа спас бродяга, указав заблудившемуся человеку дорогу до поселения) иногда запоминаются гораздо больше, чем какие-то более масштабные события.

«Патти Херст» - здесь мы узнаем, что у главного действующего лица есть старшая сестра Лори, одним из любимых образов которой стала Патти Херст. Повзрослев, сестра сильно изменилась (это все описано в зарисовке), а потом исчезла. Её не мог найти даже нанятый отцом детектив. И вот, приятель сообщают, что видел Лору в городке под названием Уистлер. Рассказчик сразу выдвигается туда - «проверить, правду ли мне сказали». Здесь много размышлений о человеческой памяти, и ещё о том, чем она отличается от памяти животных. В тексте несколько раз встречается словосочетание «моментальный снимок». Почти все такие «снимки» - воспоминания персонажа о сестре. Но есть и ещё один - о псе Уолтере, который умер от тоски по своему хозяину после его смерти.

«Геттисберг» - другая мысленная беседа отца с дочерью, правда в этот раз главный герой гостит у своих родителей. Он вспоминает разговор со своей бывшей женой, которая говорила, что в её молодости мир был полон чудес, а потом это волшебное чувство прошло. И как его вернуть - неясно. Прошла и любовь, в результате чего двое оказались в разводе. В этой зарисовке есть беседа матери и сына по поводу утраты иллюзий и того, что может продолжать держать людей вместе.

«Умеющие летать» - зарисовка, как бы предваряющая «Геттисберг» (здесь рассказывается о приезде главного действующего лица к родителям). Здесь главная тема - одиночество, близкие же люди (родители) в этот раз не только разговаривают с сыном, а пытаются его чем-то отвлечь (например, вместе покормить соек, живущую на заднем дворе дома белку-летягу Йо-йо). На какое - то время им это удается, а потом герой снова впадает в уныние. Из этой части книги можно узнать, почему домашние гуси помнят людей «год и один день» и как «целое море жизни» (наблюдение за птицами, животными) все-таки может дать облегчение человеку, который находится в депрессии.

«Тысяча лет» («Жизнь после Бога») - здесь тоже много природы. Мы находим главного героя на природе в палатке «в пиджаке, галстуке». Здесь - смесь размышлений о том, как будут воспринимать людей их потомки через тысячу лет, рассказ, о том, что привело человека на природу, и почему он оказался неподготовлен к этому, размышления о том, почему жизнь «сейчас» похожа на сон. Я не так давно читала книгу О. Токарчук «Бегуны»: если убрать из книги польской писательницы все медицинские подробности и описания, то истории людей из книг Коупленда и Токарчук становятся очень близкими по духу друг другу.

Здесь обращает на себя внимание фраза:



В чем твой конец и твое начало? Может быть, твое ты – это незримый шелк, сотканный из твоих воспоминаний? Или это дух? Электричество? Что это такое?

«Не то солнце» (более ранняя по структуре книги зарисовка). В ней две части - «Думая о солнце» и «Мертвые говорят». Это - одна из самых горьких частей книги, о том, каким может быть конец света. Вторая часть - повествование от лица погибших об их смерти .

«Гостиничный год» - тоже повествование, состоящее из двух историй - «Кэти» и «Донни». Рассказывается о человеке, который «оборвал большую часть своих связей с прошлым» и переехал жить в гостиничный номер практически без удобств. Кэти и Донни - это одни из тех людей, с кем герой повествования смог наладить общение. Маленький кусочек жизни каждого из них рассказан отдельно. В конце второй зарисовки есть фраза, которая может послужить скрепляющим элементом для некоторых частей книги:



Вскоре я покинул гостиницу, а после этого очень скоро влюбился. Любовь была пугающим чувством и причиняла боль – не только пока длилась, но и потом, когда прошла.