Больше рецензий

Landnamabok

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 февраля 2022 г. 13:47

262

3 Выстрел с обложки или маленькая эпилепсия

Это очень странная книга, наверное, самая странная, не побоюсь гипербол и натяжек. Великолепный литературный язык и полное отсутствие адресата…, включая, возможно, самого автора.

Для кого не написана эта книга:

Для почитателей классики/русской классики (… в моём понимании, сиречь, литературы, написанной в XIX веке и соответствующей определённым стандартам). При всей литературности текста, наличии ёмких и ярких персонажей, детальных описаний – нулевой сюжет, отсутствие фабулы и, собственно, содержания. У нас есть Андрей Михайлович Видалин, 30 лет – столичный красавец, сердцеед, уникальный представитель сонмища вронских со всей атрибутикой:

У него был целый арсенал определений любви – и «общение душ», и «обмен двух фантазий» и «взаимное влечение двух полов», и «поэзия чувства», и «столкновение двух атомов», и «медь жизни», и даже «маленькая эпилепсия». На все вкусы. Надо, однако, сказать, что он не был Дон-Жуаном, но очень нравился женщинам и знал это и этим пользовался, сохраняя себе достаточно времени для деловых занятий. При этом он обладал драгоценным талантом казаться серьёзным, дельным и скромным.

У нас есть Варенька – Варвара Сергеевна Мурина. И вот тут-то всё начинается. Своеобразная барышня, красавица, естественно, девочкой брошенная матерью ради любовника – итальянца, учителя Вареньки, воспитанная любящим отцом, владеющая иностранными языками, всесторонне образованная, мистически настроенная, видит духов и привидений, прожила в монастыре несколько лет послушницей, считала себя избранной, фантазёрка, спонтанная альтруистка… Видалин соблазняет Вареньку. Три недели блаженства и… Варенька всё это теряет – весь свой мир, цель и смысл своего существования. Варенька исповедалась игуменье монастыря, её не по-детски колбасило. Без необратимых последствий…, в смысле, не забеременела. И всё. И это - 5% текста, больше в романе ничего не происходит, одни разговоры и размышления героев, отстранённые рассуждения автора. Что это было, Алексей Сергеевич? Такое многообещающее начало и такой некровавый пуф далее? Ещё один интересный моментик. Ближе к концу романа странная, так же как и Варенька мистически настроенная злобная монахиня Серафимка, в мистическом приступе начинает рубать ножом бесов, сидящих на Вареньке… Кстати, в оправдание Видалина – Вареньке-то он формальное предложение брака сделал, думая, что тем он совершает жертвенный и благородный поступок, но Варенька его уже «раскусила» и отказала.

Для любителей любовной литературы. Вся атрибутика любовной истории в романе есть – красивая история знакомства Вареньки и Видалина, пошаговое соблазнение Вареньки и… всё. Три недели любовных утех из книги вычеркнуто. Даже не одним абзацем, а одним предложением Суворин перечисляет – поцелуи, страстные объятия, весьма расплывчато и завуалированно о сексуальных отношениях. Одним, блин, предложением!

Для феминисток, простите. Вот тут, кстати, достаточно интересно аргументирован «женский экстремизм», простите: про неестественность браков, про мужской мир, про задуманное Варенькой «общество мудрых дев» и вообще вся эта Варенькина феминистическая христианско-масонская утопия дышит новизной. И опять – ну какая из Вареньки феминистка – она фантазёрка, сторонящаяся людей, ни с кем не общающаяся. В конце романа уже появляется интересный персонаж – женщина-врач Анна Григорьевна Рысина, лечащая Вареньку от последствий покушения, остроумная, несколько циничная в своей мужской профессии и здравомыслящая «феминистка», без крайностей – самый живой и интересный персонаж романа. Но возникает ощущение, что автору всё это не интересно, он просто бесстрастно описывает нравы конца века и всё.

Для любителей психологической, абсурдной, философской и экспериментальной прозы. Я уже был готов возрадоваться за почитателей творчества Джойса, Пруста, Музиля, Кафки, Камю, Макса Фриша, Алена Роб-Грийе, Кржижановского, Бориса Поплавского…, но…, не возрадовался. В книге много философских, нравственных или обобщённо - этических рассуждений персонажей и автора, вообще, преимущественно, текст книги – и есть одно больше рассуждение, рефлексия автора и героев. Такой яркий персонаж как Видалин бросается и забывается автором на первых страницах романа. Появляется новый яркий персонаж – Алексей Владимирович Мурин – крайне дальний родственник Муриных (Вареньки и её отца), богатый помещик, мечтатель, альтруист, тайно учащийся в духовной академии в Москве, эдакий князь Мышкин, крайне своеобразный, мечтающий локально делать мир лучше – на своём приходе, в своей семье, в своей деревне. И что? На 30-50 страницах романа этот Мурин раскрывает Вареньке полемику христианства и атеизма, доказывает несостоятельность атеизма, с многостраничными цитатами из Шлейермахера, Шлегеля и прочих Гегелей. Процитированных мыслителей в тексте несколько десятков, с краткими биографиями, Вольтеру сугубо на сухари досталось. Далее, если Достоевский, Лесков, Писемский, Гончаров, Крестовский, Авсеенко… сидят на одном стуле; Герцен с Чернышевским… - на другом, а Тургенев прыгает со стула на стул, то Суворин стульев не нашёл (а Толстой их вообще выкинул!). Суворин умудряется, высказываясь, не раскрывать свою точку зрения, не обозначать её вообще, не то чтобы даже отстраняться, а просто – её не иметь.

Для любителей мистики. На фоне случившейся не-любви между Муриным и Варенькой, они полюбили другу друга, но она не смогла, в тексте полно мистических полунамёков. Когда Варенька бледнеет, увидев за спиной своего отца собственный призрак, а потом призрак Вареньки соблазняет Мурина – это достойно пера Густава Майринка, я бы даже сказал, что тот нервно курит в сторонке. Да и Серафимкин бой с бесами заслуживает всяческих похвал. Варенька с детства общалась со своим ангелом хранителем и ходила аккуратно, чтобы он не упал, когда заснёт у неё на плече. И спиритуализм мельком упоминается… с сочувствием. Но всё это – какие-то случайные вкрапления и до конца не понятно – происходящее только кажется персонажам или действительно происходит. Обычно я такое очень люблю, но здесь это раздражает.

А мне то что? Ну, я, конечно, понадёргал понемножку того что мне нравится. Но это не слепилось. Это очередной неантинигилистический роман из списков антинигилистической литературы. Мне понравилось как это написано, очень понравилось – и язык и персонажи, некоторые рассуждения и мысли, некоторые события в книге. Не понравилось что написано. Понравилась подача, не понравился материал. На мой взгляд, Суворин – великий путаник, либерал, либералище даже, склонный… к старине и традиции, православный мистик-традиционалист и любитель спиритуализма, феминист… в домостроевском духе. Крайне заинтригован творчеством Алексея Сергеевича, однозначно буду читать ещё. Ни кому не рекомендую!

Комментарии


неожиданная концовка рецензии! )))

Ну, видите ли...))), Вы же за неё зацепились, значит она сработала! Спасибо!