Больше рецензий

krek001

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 марта 2013 г. 20:30

3K

2

Хотела написать большую разгромную рецензию, с кучей претензий и недовольства, но текстовый файл, в котором были все мысли относительно книги, а заодно и черновик рецензии неожиданно крякнул и канул в небытие моего рабочего компа. Писать заново все это мне лень (да, я ленивая задница, каюсь)), поэтому буду краток.
Не понравилось. Ужасно. Банально. Поверхностно. С претензией на изобретение велосипеда.
Любой человек, прочитавший в жизни что-то помимо букваря, все эти правила и принципы знает и применяет чисто интуитивно. Пытаться научить читать – рассуждения о терминах «читать» и «чтение» на несколько глав меня просто до белого каления довели – все равно что пытаться научить любить. Это просто абсурдно! У каждого человека индивидуальный подход к книгам, кто-то читает медленно и вдумчиво, а кому-то можно бегло пробежаться по тексту, чтобы все понять и запомнить. Кто-то абсолютно не въезжает в философию, но ас в математике, для другого же Достоевский – темный лес, а вот Гете словно брат родной. Усредненного читателя не бывает.
По ходу книги вопросы прямо-таки разрывали мою голову. Если следовать логике автора, то одни и те же книги стоит перечитывать несколько раз? И получится, что я наизусть выучу труды Адама Смита и пропущу мимо другие книги, которые принесли бы мне массу положительных эмоций, просто потому, что мне не хватит времени читать и то, и другое. И еще не забудьте про все эти списки великих книг! Не смейте читать Керуака или Кинга, их в этих списках нет! Читайте только великие книги! Вообще спекуляция автора словом «великие» меня изрядно взбесила. Это просто зомбирование какое-то!
И напоследок. Сразу видно, что книгу писал американец для американцев. В каждой главе проскальзывают типичные для американской non-fiction литературы мысли, а в искусстве словоблудия автору нет равных. Вокруг да около он может ходить две, а то и три главы, когда основную мысль можно выразить в трех-четырех предложениях.
Словом, очень спорная книга. На мой взгляд, ее полезность завышена. По крайней мере для себя я решила, что лучше читать сами книги, чем читать о том, как их правильно читать.

Книга прочитана в рамках игры "Книжное путешествие. Тур 1"

Reading books makes you better

1 2

Комментарии


Мне эту книгу порекомендовал человек, мнению которого я очень доверяю, но дальше третьей главы я проползти не смогла, хотя очень хотела! И с тех меня помучивали угрызения совести, но ваша рецензия их слегка успокоила)


почему помучивали? :) Все нормально: не идет и не надо. В нашей несовершенной жизни слишком много вещей приходится делать "из-под палки", так пусть хотя бы книги будут исключением :))


Помучивали, потому что иногда авторитет довлеет)) Я не смогла продраться сквозь книгу и опасалась, что это от лености, а не потому, что "не идет и не надо") Немного проще, когда видишь, что ты не одна в этом лагере)


не переживайте, нас таких много :)


Почему же меня так раздражают рецензии и книги на тему: как читать литературу , хотя у меня самой в прочтеных есть книга о чтении, вполне научная, и она мне очень понравилась?
Вспомнила: потому что это глубоко личное дело.


каждому свое :) Возможно, есть и правда очень полезные книги на эту тему. Но эта, на мой взгляд, не из их числа.


да нет, я не об этой субъективности немножечко, хотя в конечном итоге такая тоже имеет место быть)


Вот ППКС! Я как-то тоже поленилась сформулировать свое отношение к книге, но в этой рецензии очень точно выражены мои ощущения)


спасибо! Рада, что это не только мое мнение :)


Последняя фраза шикарна!

На будущее, рецензии можно писать в google docs или в теле нового письма на gmail. Там ничего не сгинет, даже если случится конец света.


я старомодна - word наше все :) Пытаюсь приучить себя к другим способам, но пока никак.


Там тоже ставится автоматическое сохранение с задаваемым интервалом - а_хоть_каждую_минуту - и без проблем )


в этом случае проблема была не столько с сохранением, сколько с битым файлом. А сохраняю я почти после каждого предложения: после печального случая с курсовой, которую полночи печатала без сохранения, а все возьми да и полети в чертям :)


Повторение - мать учения :)


Спасибо за отзыв!
А последняя фраза очень понравилась!


Вам спасибо!


Спасибо за рецензию, у меня к этой книге такое же отношение, я ее отнесла в список "Ниасилил", и эта единственная книга в моей жизни, которую я не смогла дочитать, потому что я всегда дочитываю. Но эти странные сравнения с бейсболом и о том как словить мяч, пардон, нет слов. Действительно для тех, кого уж никаким способом нельзя заставить открыть книгу.
Хотя, подозреваю, что если человек не любит читать даже самые интереснейшие книги в мире, уж эту муть от точно не прочтет.


да, про бейсбол это странность из странностей. А целая глава, в которой рассматривается различие между чтением для развлечения и чтением для пользы? Все это в двух предложениях можно выразить, не разводя канитель на несколько десятков страниц.
Сама тоже пару раз думала бросить на середине, но книга выпала в игре, пришлось до конца читать.


По крайней мере для себя я решила, что лучше читать сами книги, чем читать о том, как их правильно читать.


Плюс много! :)
Очень понравилась рецензия. Жалко, что первоначальный вариант пропал.(
Тоже не люблю подход "то читать, а это не читать", да и разделение на великую литературу и мусор, тоже весьма условно. Ведь не исключено, что через 20 лет великой литературой станет тот же Керуак.


самое интересное - список этих самых Великих книг в конце. Там попадаются такие узконаправленные вещи, которые вызывают кучу вопросов.
И похоже автор никогда не сталкивался с тем, что современная литература может поднимать такие тяжелые и спорные вопросы, которые порой ни у одного греческого философа не встретишь.


Занятная рецензия, но ваше мнение можно разнести в пух и прах )
Во-первых, книга эта была написана посмотрите в каком году, и подумайте, какую именно роль она могла сыграть для поколения, жившего после разрушительной Второй Мировой.

Во-вторых, читать великие книги - а вы против? ) Сильные книги остаются сильными спустя десятилетия, потому что истины, заложенные ими, актуальны всегда. Со временем они проецируются на жизнь по-другому, или выражаются в других вещах и явлениях, но это те же самые истины. Зная основу, вы гораздо легче можете прийти к пониманию жизни в её многообразии.

В-третьих, конечно, любимые книги или насыщающие определенными ощущениями лучше перечитывать - всегда найдется что-то новое. Это гораздо лучше, чем проглатывать одноразовую развлекательную литературу, суть которой сводится только к тому, чтобы убить чтением время, а не дать что-то новое - даже новое развлечение, - со временем всё сливается в единообразную кашу.

В-четвертых, нигде не сказано, что не нужно читать другие книги. Нельзя читать всю жизнь одну Библию, например - хотя есть и примеры обратного. Но читать хорошую литературу нужно именно потому, что она облагораживает - и является продуктом труда, выражением таланта etc.

Ну и то, что книга написана для американцев - опять же, делайте поправку на "возраст" книги.

Да и вообще будьте посдержанней. А то так можно задним числом и старину Дарвина начать обвинять, мол, вот старый дурак, чушь какую-то написал, когда спустя 150 лет доказали обратное.

С другой стороны, хорошо, что вы знаете, ЧТО вам хочется читать. Что, в свою очередь, эта рецензия лишний раз доказывает.


буду последовательна :)
Про "во-первых". Я никогда не делаю скидок на время и эпоху написания книги. Дельные мысли хороши в любое время, в любом обществе. Тем более это не историческая книга, затрагивающая какую-то отдельную веху в истории человечества, не художественный роман, обличающий пороки современников, а книга на тему, стоящую вне времени.
Про "во-вторых". Я не против. Я против именно самой формулировки "Великие книги". Я бы назвала их значимыми, породившими последователей и подражателей. А что касается именно великих книг... Пример. Для меня великой книгой является "Рабы Майкрософта" Коупленда. Но ее нет ни в одном списке. В свое время книга помогла мне понять многое в жизни, дала ответы на волнующие меня вопросы, когда мне было тяжело, она утешала и дарила надежду. Думаю, мысль ясна :) У каждого свои великие книги, нельзя вот так просто взять и составить список. Кому-то помогает манга, кому-то - Коупленд, кому-то - Дарвин. Все очень индивидуально и относительно. Но против самих книг, перечисленных автором, я ничего не имею, даже некоторые из них хочу прочитать. Не потому, что они в списке великих, а потому, что затрагивают интересующие меня темы :)
Про "в-третьих". Опять же, для кого-то тот же Коупленд - одноразовая книжуля, для меня это библия жизни и советчик во всех вопросах. Здесь опять все относительно. Кто-то зачитал древних философов до дыр и находит в них утешение и просветление, а другой - день и ночь перечитывает Паланика и видит в нем тот же свет и ту же силу. Если смотреть с этой точки зрения, то все, кто не перечитал "Манифест коммунистической партии" как минимум два раза - неуч и не имеет право называться человеком образованным. Так получается? :) У Вас вон тоже в списке любимых книга Симмонса значится. Если следовать Вашей логике, то это было одноразовое чтиво, для развлечения. Так почему же в списке любимых? Задела? Ошеломила? Или просто по-человечески понравилась? :)
Про "в-четвертых". Правильно, не сказано, что не нужно читать другие книги. Но опять же, получается, что великие книги - для ума, все другие - для развлечения. А про книги для развлечения и автор, и Вы сами выразились достаточно ясно. То есть получается, что читать можно все, но чтение невеликих книг не приветствуется и не делает человека умнее. Знаете, в списке великих нет Бредбери. Тем не менее попробуйте сказать, что "Вино для Одуванчиков" или "451 градус по Фаренгейту" не облагораживает, не является продуктом таланта, труда и т. д.

И против Дарвина ничего не имею :) Как и против других указанных в списке книг. Мне не понравилась именно уверенность автора в том, что читателей и их пристрастия можно привести к среднему знаменателю, не понравилась категоричность, не понравилось хождение вокруг да около, блуждание по задворкам (сравнение с бейсболом уже упоминалось, на мой взгляд, это типично американский подход к делу). Я считаю, что чтение - очень индивидуальный процесс, здесь нельзя ставить рамки и ограничения, тем более нельзя вешать на книги ярлыки. Можно лишь посоветовать обратить внимание на некоторые труды, ознакомиться с ними хотя бы для общего развития, не заставляя перечитывать то, что читателю, возможно, просто неинтересно.
Вот :)


1. По поводу "во-первых" и "во-вторых". В ваших словах видится сильно обозначенное "Я", которое требует, чтобы с его мнением не столько считались, сколько считали основным. Это не всегда хорошо и уместно, особенно в дискуссии, где важен объект под названием "истина" или хотя бы "попытки постичь истину".

Великими книги становятся со временем, из-за своей исторической и созидающе-мировоззренческой роли. Здесь конкретное "Я", вот как в вашем случае, считающее книгу великой - вторично. Потому что сами идеи, например, в вашем случае с Коуплендом - тоже вторичны, и берут начало как минимум в марксизме, и вполне адресно у Жана Бодрийяра - хотя бы "Общество потребления" и "Симулякры и симуляция" можно взять, как пример. У каждого человека есть книги, изменившие определенным образом его взгляды на жизнь (например, в моём случае это "Незнайка на Луне" Носова), но великими книги делает не личное отношение к ним, а время, широта охвата мысли, значение для людей/социума/общества.

2. Книги Симмонса в списке любимых - я разве где-то назвал его книги великими? Если бы книга для меня имела значение, я бы купил её в бумажном варианте. Мы находимся в виртуальной библиотеке, и цель "занести в любимые" выполнять может какую угодно роль. Абсолютно. В моём случае - роль презентационную - чтобы человек, решивший поинтересоваться, какие книги я читаю, мог о книгах Симмонса узнать. Это добротная фантастика с большим количеством как раз идей, хорошей атмосферы и интересным писательским подходом - её нельзя назвать великой в общечеловеческом смысле, но для жанра "фантастика" она имеет значение, проверенное временем, выполняет роль не только развлечения, но ещё и интеллектуальной работы над текстом, имеющего множество отсылок и аллюзий.

То есть получается, что читать можно все, но чтение невеликих книг не приветствуется и не делает человека умнее.


3. Мне кажется, в месте, где вы обучались, логику не преподавали ) И опять же, к вопросу о вашем "Я". Вы - современник, простите за тавтологию, вашего времени. В котором важно иметь возможность оболгать, облить грязью, не особенно вникая в вопрос - собственно, что вы и делаете. Вопрос такой - сколько из приведенного Мортимером Адлером списка "великих книг" вы прочитали, чтобы негласно бунтовать против ЗА то, чтобы считать себя хорошо образованным человеком? И чем отличается классическое образование и взгляд на чтение Адлера с тем же Дарвином с его классической теорией о происхождении видов? Почему в ваших словах заметно равнодушие и даже некоторое уважение к одному человеку и его теории, и в то же время агрессия и неуважение к другому, хотя в сущности, явления мало чем отличаются - не более чем хронология развития мысли? Может, стоит быть немного более объективным человеком в своих рассуждениях? Или по крайней мере, более спокойно относиться к этому вопросу?

Особенно потому, что автор в своей книге делает ИМЕННО то, что вы пишете:

Можно лишь посоветовать обратить внимание на некоторые труды, ознакомиться с ними хотя бы для общего развития, не заставляя перечитывать то, что читателю, возможно, просто неинтересно.


Видимо, вы просто не обратили внимания - такое бывает, когда читаешь быстро и не очень вдумчиво.

Удач!


В порядке постскриптума, хочется вам сказать следующее. В моей жизни встречались люди, которые, например, в священной для христиан книге Библии находили лишь общие принципы управления жизнью - как одного из источников угля для камина - если под камином понимать процесс мыслительной деятельности и духовной жизни. А были и такие, которые вот прямо точно говорили - я нашел, что в субботу нельзя смотреть телевизор. И настаивали на этом чуть ли не с пеной у рта, считая все другие точки зрения глупостью.

Учитывая то, что вы читали (и наверняка ещё будете) Коупленда, подумайте, на какой вы стороне.


Господи упаси меня навязывать свое мнение! Тут видно вы неправильно меня поняли. Просто я пользуюсь своим правом высказывать его публично, а согласиться с ним или нет - дело каждого. Недавно в профиле какого-то читателя (не помню, какого) прочитала что-то типа "Мое мнение - истина в последней инстанции". Так вот, я не настолько самоуверенна. Вот вы же несогласны, и что, я закидала Вас тухлыми яйцами? Нет, по-моему, я просто нормально ответила на все претензии. И естественно, что кроме своего собственного мнения, я ничего больше не выражаю. Кто я, Наполеон что ли, чтоб говорить за всех? Возможно, и нужно быть более объективной, но тут уж дело привычки и характера. Кто-то может со стороны на ситуацию посмотреть, кто-то - с высоты собственной колокольни. Я отношусь ко вторым.
А постичь истину, наверное люди не смогут никогда. Думаю, тут Вы со мной согласитесь. Этого не было во времена древних философов, нет и сейчас. Если только в будущем у всех будет один коллективный разум, только лишь тогда возможно. А до тех пор любой спор будет порождать не истину единую, а только лишь ее вариации, потому как никто от своего мнения отказываться не будет. Если бы истина была достижима, разве были бы у нас воины и насилие?
Про Симмонса. Извините, не знала Ваш принцип добавления книг в любимые. У меня и у многих других он иной. Тем не менее Вы сами называете ее значимой в определенном жанре. То есть признаете, что она не проходная, не одноразовая развлекуха? Так зачем тогда столь категоричные суждения о том, что есть только великие, а есть только развлекательные? Любые книги хороши. Например, просмотрела сейчас Ваш список прочитанного. Не все же книги из этих - великие, да? Тем не менее вы их прочитали, многие Вам даже понравились. И что же, получается Вам понравилась одноразовая развлекуха? Или все же можно сказать, что не все книги, не названные великими, носят легкомысленный характер? Повторюсь, я ж не против этих списков Адлера. Я против именно четкого деления на "великие" и "развлекательные". Можно хотя бы для приличия упомянуть, что есть середина, произведения, которые до великих не дотягивают, но и в разряд пустышек не попадают. То есть не так сильно унижать читателя, ведь не всем нравится и хочется читать «Святого Фому Аквинского». А получается (по крайней мере мне так показалось, возможно, не так я поняла Адлера), что если ты не читаешь книги из его списка, то ты лох, тупица и неудачник (говоря современным языком).
Я знаю людей которые ни одну из этих книг не прочитали, либо прочитали, но очень мало и в основном только художественные произведения, при этом они прочитали массу других хороших книг. И замечу, что эти люди очень умные и всесторонне развитые.
И в любом случае, думаю, Вы со мной согласитесь, спор бессмысленный. Ни Вы, ни я ни откажемся от своего мнения. Только время потратим, которое можно использовать для чтения книг, великих, невеликих, кому как нравится. Однако спасибо за то, что не оставили без внимания. Отрицательное мнение все же лучше чем равнодушие :)


Вопрос только один - при чём здесь я. Вы из попытки высокой философии перешли фактически на личность, и зачем это сделано - непонятно.

Конечно, диалог лишён смысла. Есть объективные вещи, и можно их принимать, а можно нет. А есть субъективное мнение. Мне кажется, я своё в достаточной степени указал ранее.


В английском "great books" звучит не так, как русское "великие книги"


Что можно ждать от книги с таким названием?...


как раз название меня заинтриговало. Представляла себе что-то типа путеводителя по миру книг, даже без указания конкретных авторов. А получила нечто странное.


У каждого человека индивидуальный подход к книгам

Вы знаете, это всё равно что сказать: кто-то лох, а кто-то гений, но все они, блядь, индивидуальны.

1 2