Больше рецензий

29 ноября 2021 г. 20:03

668

5 Не для читателей

Эта книга меня, современного обывателя, в первую очередь удивила.
Во-первых, она поделена на две части: в первой выложено фактическое описание событий сюжета (включая рассказы очевидцев), во второй нам дают почитать личный дневник "of a justified sinner". И если сначала просто говорится о главном герое как о неком неадеквате, то потом он раскрывает причины своих поступков; так что автор был первопроходцем в формате Расемон - это заслуживает уважения.
Во-вторых, здесь явно осуждаются традиции протестантизма в Шотландии какого-то там века, что для глубоко христианизированного общества нетипично. Главный герой формально праведник, однако в то же время он почему-то водится с очень сомнительным типом и под его влиянием идет на серию убийств. Ах да, разрешает он это противоречие конечно не совсем как Раскольников, но все же интересно и через догматы религии: мол, убьешь праведного - так он быстрее воссоединится с богом; убьешь грешника - тот не успеет довершить все свои грязные делишки, и в аду ему будет уготована сковородка похолоднее.
А в-третьих, если отвлечься от содержания и прочих философий, то хочется отметить, что это:
а)готично
действие происходит за много лет до написание и крутится вокруг замка с неприятной историей, загадочные убийства
б)динамично
сюжет запутанный и длинный, но, что называется, веселый. Хотя большая часть событий в нем из-за системы с двумя частями повторяется, в личном дневнике также добавляются атаки чертей - забавно.
в)гомо?тично
не понятно, что поставить вместо знака вопроса, потому что отношения между главным героем и типом, с которым тесно общается, то ли дружеские, то ли романтические (это уже для автора был действительно прогрессивный шаг: дата первой публикации - 1824)
Так или иначе, все здесь для своего периода настолько революционно, что складывается ощущение, будто Хогг писал книгу, чтобы доставать ее втайне от всех по ночам, любоваться своими упражнениями в писательстве и удивляться гениальности собственной же запутанной философии, гордиться тонкими замечаниями относительно лицемерия общества. Но, мы тому свидетели, это дело было опубликовано и стало доступным для широких масс. Так что читать это стоит не столько ради удовольствия (готика тут разбавленная, философия неактуальная, хотя критика христианства, надо отдать должное, бьет ровно в точку), сколько из интереса к истории литературы и из уважения к трудам автора