12 октября 2021 г. 15:19

192

4 Спойлер

Вероятно, странно писать о цикле, который был написан почти двадцать лет назад. Да и сам долго опасался, опасаясь, что получится абы что. но раз перечитал сейчас — почему бы и нет?

«Хроники Сиалы» Алексея Пехова — это даже не цикл из трёх книг, это просто один роман (роман-эпопея), разбитый на три больших части-книги. И это самое первое произведение Алексея, который за двадцать лет стал очень успешным и востребованным автором, а его книги публикуются в том числе за рубежом.

Главный герой книги — вор по имени Гаррет. И многих все эти годы мучает вопрос, это тот же Гаррет, что есть в мире игры «Thief» («вор»), или же нет?

Формально — нет. И тут я немного повторю информацию, известную почитателям творчества Алексея Пехова.

Да, обоих зовут Гаррет, оба — профессиональные воры, живущие в тени, предпочитающие оставаться незамеченным, однако при необходимости могущие постоять за себя. У обоих одно из любимых видов оружия — небольшой арбалет. Однако миры у игры и книги отличаются, сюжеты тоже совершенно разные (хотя дотошные люди и находят «совпадения»). В то же время первое издании последней части книги — «Вьюги теней» — заканчивалось следующей фразой:

Имя главного героя, а также воровская атрибутика происходят из виртуальной реальности мира THIEF. – Автор.

Позднее автор придерживался иной версии:

Хроники Сиалы не основаны на игре «THIEF». Это достаточно просто понять, поиграв в игру и сравнив с книгой. Про игру THIEF лично я написал, когда мне сказали, что у твоего вора такое же имя, как у вора в игре, хотя имя я брал исключительно из моего огромного расположения к герою Глена Кука ― детективу Гаррету. В то время для меня это был самый яркий образ.

А первая фраза из последующих изданий исчезла. В общем, может, всё действительно случайность. Но очень уж красивая легенда, которая живёт много лет. (Кстати, я вполне верю в случайности, когда я выдумал своему бесёнку в рассказе имя Барток, и лишь потом мне уже сказали, что так же зовут миньона злобного Распутина в мультфильме «Анастасия»).

И всё же вернёмся собственно к книге. Роман состоит из трёх частей:

«Крадущийся в тени»
«Джанга с тенями»
«Вьюга теней»

Гаррет, как истинный вор, живёт в тенях. Промышляет тем, что крадёт у богатых то, что плохо лежит, но много стоит, а потом некоторое время живёт безбедно. Затем цикл повторяется. Но вдруг его угораздило влезть в дело, где на кон поставлена судьба всего королевства, а спасти его может лишь только Гаррет, поскольку для этого спасения нужно как раз украсть то, что лежит совсем неплохо, да ещё и точно непонятно где. И варианта отказаться от такого дела у Гаррета, в общем-то, нет. Но зато ему будет в этом помогать разношёрстная компания из закалённых в боях представителей разных рас. И нужно будет им долго идти к легендарным усыпальницам — Храд Спайну, откуда следует достать заветный артефакт — Рог Радуги.

Построение сюжета у книги довольно классическое: есть цель; собирается команда, чтобы эту цель выполнить, причём в команде не все друг друга любят и уважают, но вынуждены мириться ради большой цели. Дальше начинается долгий путь, где героев ждут испытания, появятся сильные недоброжелатели, чьи цели неясны, кроме того, что они стараются остановить наших героев. До конца пути дойдут не все, кто-то окажется героем, а кто-то не очень. Ну и в конце нас всех ожидает какая-то развязка (хорошая или плохая — тут уже как посмотреть). Вот такой поход мушкетёров за подвесками королевы.

Всё это — в интересном мире со своей историей, пусть и тоже довольно стандартном для фэнтези-канонов. Есть люди, есть эльфы и орки, есть прочие расы (правда, тут Алексей придал эльфам с орками своеобразный колорит). И есть те, кто уже ушёл из этого мира, но ранее правил им, и чья магия по-прежнему может творить чудеса.

И хотя сам Алексей Пехов и говорит, что его Гаррет — это не Гаррет из игры, но ощущения от первого тома — вполне сродни погружению в большую игру в фэнтези-жанре. Нас кидают в огромный мир, часть истории подают через необязательные тексты (то есть сноски в книге), есть основная сюжетная линия, а есть много дополнительных квестов, которые главный герой, как любой уважающий себя игрок, старается сходу все взять, а там уже по мере прохождения будет смотреть, какие из этих квестов удастся выполнить, а какие окажутся невыполнимиыми при его стиле игры. Часть из квестов выглядит странными, словно их писал не знакомый с главной сюжетной линией литературный негр. В общем, всё как положено.

И при чтении первого тома совсем нет ощущения, что эта книга — самое первое произведение писателя. Всё подано красочно, мир продуман, герои — не «плоские» статисты. За событиями интересно следить, хотя часто они тут и отходят от основной линии в угоду, казалось бы, каким-то побочным событиям (на самом деле многие из них затем вполне сработают на сюжет). А главное — вокруг Гаррета собирается команда, в которой некоторые персонажи порой даже затмевают самого вора по интересности (да-да, я про гоблина Кли-Кли!)

А вот с переходом ко второму тому некоторые проблемы «первого блина» всё же проявляются. Поскольку книги выходили не сразу вместе, а через некоторые промежутки, автор решил напомнить читателям, что же там было раньше. Вообще, я крайне поддерживаю начинание в целом, ибо сам часто спустя год уже полностью забываю, что же было в прошлом томе, и потому крайне не люблю читать романы-эпопеи по частям с длинными перерывами. Всегда хочется этакого «краткое содержание предыдущих частей».

Но именно в случае с «Хрониками Сиалы» выбранный автором вариант скорее раздражал. Потому что «напоминаний» очень много, и подаются они через внутренние монологи главного героя, который раз за разом пересказывает нам события прошлой книги, словно бы я совсем память потерял. Выходит несколько притянуто, ну да автор это и сам осознал, поскольку в последующем (а он так и продолжает писать романы-эпопеи) он эту ошибку не повторял.

Эти «погружения в прошлое» занимают довольно заметную часть книги, но как только от них отходят, сразу становится интереснее. Более того, некоторые события из истории мира, к которым так или иначе оказыватся причастны герои, Алексей подаёт как краткие отступления, яркие сны Гаррета. И некоторые из этих снов по силе и эмоциям порой даже выигрывают у основной сюжетной линии, как мне кажется.

В какой-то момент даже сам Гаррет отходит на второй план, поскольку верховенство в пути занимают совсем иные герои (а Гаррет так, скорее опекаем ими). Книга, как я уже сказал, своего рода история пути. Когда все идут-идут куда-то, чтобы выполнить заветную миссию.

И книги-части в целом можно подать как «подготовка и начало пути» (книга 1), «долгий и опасный путь» (книга 2), «поиски артефакта и возвращение» (книга 3).

Да, только к третьей книге герои наконец добираются до своей цели. И тут наконец Гаррет оказывается предоставлен сам себе, спускаясь в Храд Спайн на поиски, где за каждым углом его поджидают опасности, и где выжить почти нереально (из предыдущих нескольких экспедиций не вернулся никто). Почти половина третьего тома — блуждание по Храд Спайну. Причём в какой-то момент мне стало откровенно скучно следить за этими брожениями туда-сюда. В Храд Спайн все боятся ходить, две экспедиции предыдущие сгинули. Но почему — мало понятно. Ибо основную часть путешествия Гаррет проводит, не особо напрягаясь. Да и от большинства опасностей уходит обычными человеческими методами.

А уж концовка поиска и вовсе слита, как я считаю: Гаррет всю дорогу переживал за опережавших его врагов, а в итоге они все перемёрли сами по себе, без его участия. Включая их предводительницу, которая тоже умерла из-за единственной собственной ошибки. А сам Гаррет и не дошёл бы до конца, если бы ему не помогли. Этакие рояль на рояле в Храд Спайне. Тот неловкий момент, когда путь к цели был интереснее цели.

Ситуация меняется, когда Гаррет наконец выбирается из Храд Спайна. Опять начинаются приключения, вылезают скрытые секреты (на которые, впрочем, намёки были в первых томах), враг всё ближе. Но как только герои приближаются к родным краям, рассказ уносится вперёд дикими прыжками. И как-то бестолково начинают сливаться вроде бы самые пугающие страхи.

Орки, самая сильная раса в мире Сиалы, о Войне Весны которых помнят столетия, тут как-то вдруг бесславно терпят поражение по всем фронтам. Самый страшный враг всего живого, Неназываемый, вторгается в страну, а ведь именно это и должен был предотвратить Гаррет со своей командой. Но его быстро побеждают (в пределах одной главы примерно), а потом вдруг всё и вовсе заканчивается. Очень скомканно и без объяснений всей истории с упомянутыми Танцующими и прочим. Просто какие-то Хозяева с Игроком играли в игру. Всё, некогда объяснять, пора заканчивать книгу.

Нет, книга мне нравится, я прочитал её с удовольствием. Но снова вспомнил, почему в прошлый раз у меня осталась горчинка по окончании. Словно сам рассказ автору был интереснее, чем его завершение. Разумеется, это лишь первая книга, и дальше талант Алексея Пехова только рос. И потому всем бы авторам первого романа такие проблемы в первых книгах. Однако, может, именно поэтому эта «горчинка» так и заметна. Потому что книга не читается как дебют, а как произведение уже сложившегося писателя.

Поэтому моя оценка — «хорошо». Ибо я знаю, что Алексей Пехов может ещё лучше. И вопреки всем моим «минусам», книгу я по-прежнему рекомендую к прочтению. Сам вон уже два раза прочитал.

Источник

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!