Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 февраля 2013 г. 23:08

2K

4

Ошо, или Бхагван Шри Раджниш, лично для меня интересен, прежде всего, своими медитациями по первоисточникам, в качестве которых он выбирал Евангелия, «Так говорил Заратустра» или апокрифическое Евангелие от Фомы.
Философское образование и умение выстраивать длинные размышления на заданную тему, принесли ему заслуженную мировую славу, ибо он умел раскрыть привычные понятия порой с совершенно неожиданной стороны.
Рецензируемый четырехтомник «Приходи и следуй за мной» - это размышления над каноническими Евангелиями. Хотя, сразу надо пояснить, как появились книги Шри Раджниша. Сам он ничего не писал и все изданное является расшифровкой магнитофонных записей его бесед, сделанных учениками. Они же, по всей видимости, определяли и компоновку книг, поэтому в «Приходи…» главы, посвященные Евангелиям, перемежаются разделами ответов на вопросы. В своей рецензии я остановлюсь только на евангелической части.
Перед каждой главкой идет фрагмент из Священного писания и далее следует развернутая медитация на него.
***
Лучше всего настрой книги передает самое начало первой главы.

Я хочу говорить о Христе, но не о Христианстве. Христианство не имеет ничего общего с Христом. Фактически христианство против Христа - так же, как и буддизм против Будды, а джайнизм против Махавиры. Христос сам по себе является чем-то таким, что нельзя организовать: сама природа его является бунтом, а бунт невозможно организовать. Организуя его, вы убиваете его. Тогда остается мертвый труп. Вы можете поклоняться ему, но преобразовать он вас не сможет. Вы можете тащить свою ношу через века и века, но она будет только обременять вас, а не освобождать. Вот почему пусть с самого начала все будет абсолютно ясным: я целиком и полностью за Христа, но ни одна моя даже самая мельчайшая частица не за христианство. Если вы хотите Христа, вы должны выйти за пределы христианства. Если вы слишком цепляетесь за христианство, вы не сможете понять Христа. Христос за пределами всех церквей.


Наверное, то, что сделал Ошо, каждый должен выполнить самостоятельно – отрефлексировать, найти смысл в каждой строчке Священного писания. Хотя бы потому, что христианство является одной из основ нашей культуры. Но, увы, подавляющее большинство предпочитают либо не задумываться над этим, либо делегировать поиски смыслов вовне.
Церкви это тоже особо не нужно. Слишком свежа память, к чему приводит не только иное толкование свода Священных книг, но даже несогласие с деталями ритуала.
Вот и получается, что думающий человек оказывается, как бы, в вакууме. Самому не хватает знаний, а за озвучивание точки зрения отличной от канонической можно получить и отлучение (достаточно вспомнить Льва Толстого или совсем недавний «процесс» над Борисом Гребенщиковым).
Так что, книга Ошо заполняет пустующую нишу. Очень уважительно относясь к священным текстам, он поставил вопросы: «Почему?», «Что это обозначает?» буквально к каждой строчке Евангелий. И постарался найти ответы, причем, не замыкаясь рамками только христианства, а проводя аналогии и с другими религиями.
***

Все чрез Него начало быть,
и без Него ничто не начало быть,
что начало быть.

Бог есть сила творящая. Сказать, что Бог есть Создатель - уже ложь; но если сказать: «Бог есть сила творящая», то непонятно. Тогда бы люди думали: зачем употреблять слово «Бог» - просто «Творящая сила» было бы достаточно. Мы говорим: «Бог есть Создатель». Но из-за этого выражения возникает много недоразумений. Когда он создал мир? Почему он не создал его раньше? Почему он создал его в тот момент, когда он его создал? Почему он создал его таким, каков он есть? Почему он не может его улучшить?


Это наглядный пример, как Ошо строит свое размышление. Поставив вопросы, он последовательно ищет ответы на каждый из них.
Другой пример – главка об Иоанне Крестителе, где он подробно рассматривает два вида крещения – водой и огнем, попутно отвечая: почему Иоанн крестил именно водой? почему он удерживал Иисуса от крещения, но все-таки допустил к обряду? почему, сидя в темнице, он начал сомневаться в пророке? и зачем, вообще, потребовался предтеча, пробудивший в Иисусе, сыне плотника, Христа?

Дальше...

***
Первый и второй тома содержат медитации, начиная с первой главы Евангелия от Иоанна и заканчивая восемнадцатой главой Евангелия от Луки.
Несколько фрагментов:
«Обычный человек живет в прошлом. И для него прошлое важнее, так как прошлое прочно установилось и укоренилось. Он многое поставил на прошлое, многое вложил в прошедшее. Если я, например, приду и скажу, что вы неправильно молитесь, - а вы уже так молитесь пятьдесят лет, - то многое для вас становится поставленным на карту. Веря мне, вы также думаете, что ваши пятьдесят лет прошли напрасно. Поверить мне - значит поставить под сомнение пятьдесят лет вашей жизни. Поверить мне, значит понять, что на протяжении ваших пятидесяти лет вы были глупцом. Это уж слишком! Лучше вы будете бороться, защищаться.
А если речь идет о целом народе... На протяжении тысячелетий народ совершал определенные вещи, а затем приходит Иисус и все переворачивает вверх дном. Все снова становится хаосом. Он наводит смуту, разрушая все то, что казалось таким важным. Он должен это делать, ибо теперь он принес вам истину. Но вы много столетий думали, что истинным для вас является нечто другое. К чему же теперь склониться - к Иисусу или к собственному долгому прошлому? Что выбрать - Иисуса или традицию?»
*
«И се, глас с небес глаголющий:
Сей есть Сын Мой Возлюбленный,
в Котором Мое благоволение.

Вам нужно будет кое-что понять. Было бы лучше, если бы мы думали о Боге как о матери, потому что сын более глубоко связан с матерью. Он живет в утробе матери, он часть матери - ее кровь, ее кости, ее плоть, ее все. Но в том, что о Боге думают как об отце, есть глубокий смысл. Это небезосновательно.
С отцом связь косвенная, с матерью - непосредственная. Кто твоя мать - вы знаете; кто ваш отец - вы просто верите. Мать наверняка знает, что вы ее сын, но отец только верит. С отцом связь косвенная, с матерью - самая прямая. И с Богом мы связаны не прямо, а косвенно. Он является отцом. Это означает, что вы связаны с ним, но эта связь основана на доверии: это вера, глубокая вера. Вы придете к познанию своего отца только тогда, когда будете верить.
Мать является более научным фактом, опытным фактом; отец является более поэтическим фактом, не постигаемым в такой же степени на опыте. Мать очень близко, слишком близко; отец очень далеко, где-то на небесах. Ощущение матери является инстинктивным; чтобы ощутить отца, нужно быть наученным этому. Бога нужно открыть, обнаружить.»
***
Продолжение размышлений - в рецензии к третьему и четвертому томам.

P.S. Комментарии, не относящиеся к обсуждаемой книге, удаляются. Сорри.

Ветка комментариев


В том-то и особенность книг Ошо, что это размышления «с листа».
Он берет Евангелие, раскрывает, читает цитату и начинает над ней размышлять. И все у вас перед глазами. А так как таких бесед было больше тридцати, то, возможно, где-то и закрались противоречия. :)


Простите, не убедили. :) Количество бесед - это не аргумент.