Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 февраля 2013 г. 23:08

2K

4

Ошо, или Бхагван Шри Раджниш, лично для меня интересен, прежде всего, своими медитациями по первоисточникам, в качестве которых он выбирал Евангелия, «Так говорил Заратустра» или апокрифическое Евангелие от Фомы.
Философское образование и умение выстраивать длинные размышления на заданную тему, принесли ему заслуженную мировую славу, ибо он умел раскрыть привычные понятия порой с совершенно неожиданной стороны.
Рецензируемый четырехтомник «Приходи и следуй за мной» - это размышления над каноническими Евангелиями. Хотя, сразу надо пояснить, как появились книги Шри Раджниша. Сам он ничего не писал и все изданное является расшифровкой магнитофонных записей его бесед, сделанных учениками. Они же, по всей видимости, определяли и компоновку книг, поэтому в «Приходи…» главы, посвященные Евангелиям, перемежаются разделами ответов на вопросы. В своей рецензии я остановлюсь только на евангелической части.
Перед каждой главкой идет фрагмент из Священного писания и далее следует развернутая медитация на него.
***
Лучше всего настрой книги передает самое начало первой главы.

Я хочу говорить о Христе, но не о Христианстве. Христианство не имеет ничего общего с Христом. Фактически христианство против Христа - так же, как и буддизм против Будды, а джайнизм против Махавиры. Христос сам по себе является чем-то таким, что нельзя организовать: сама природа его является бунтом, а бунт невозможно организовать. Организуя его, вы убиваете его. Тогда остается мертвый труп. Вы можете поклоняться ему, но преобразовать он вас не сможет. Вы можете тащить свою ношу через века и века, но она будет только обременять вас, а не освобождать. Вот почему пусть с самого начала все будет абсолютно ясным: я целиком и полностью за Христа, но ни одна моя даже самая мельчайшая частица не за христианство. Если вы хотите Христа, вы должны выйти за пределы христианства. Если вы слишком цепляетесь за христианство, вы не сможете понять Христа. Христос за пределами всех церквей.


Наверное, то, что сделал Ошо, каждый должен выполнить самостоятельно – отрефлексировать, найти смысл в каждой строчке Священного писания. Хотя бы потому, что христианство является одной из основ нашей культуры. Но, увы, подавляющее большинство предпочитают либо не задумываться над этим, либо делегировать поиски смыслов вовне.
Церкви это тоже особо не нужно. Слишком свежа память, к чему приводит не только иное толкование свода Священных книг, но даже несогласие с деталями ритуала.
Вот и получается, что думающий человек оказывается, как бы, в вакууме. Самому не хватает знаний, а за озвучивание точки зрения отличной от канонической можно получить и отлучение (достаточно вспомнить Льва Толстого или совсем недавний «процесс» над Борисом Гребенщиковым).
Так что, книга Ошо заполняет пустующую нишу. Очень уважительно относясь к священным текстам, он поставил вопросы: «Почему?», «Что это обозначает?» буквально к каждой строчке Евангелий. И постарался найти ответы, причем, не замыкаясь рамками только христианства, а проводя аналогии и с другими религиями.
***

Все чрез Него начало быть,
и без Него ничто не начало быть,
что начало быть.

Бог есть сила творящая. Сказать, что Бог есть Создатель - уже ложь; но если сказать: «Бог есть сила творящая», то непонятно. Тогда бы люди думали: зачем употреблять слово «Бог» - просто «Творящая сила» было бы достаточно. Мы говорим: «Бог есть Создатель». Но из-за этого выражения возникает много недоразумений. Когда он создал мир? Почему он не создал его раньше? Почему он создал его в тот момент, когда он его создал? Почему он создал его таким, каков он есть? Почему он не может его улучшить?


Это наглядный пример, как Ошо строит свое размышление. Поставив вопросы, он последовательно ищет ответы на каждый из них.
Другой пример – главка об Иоанне Крестителе, где он подробно рассматривает два вида крещения – водой и огнем, попутно отвечая: почему Иоанн крестил именно водой? почему он удерживал Иисуса от крещения, но все-таки допустил к обряду? почему, сидя в темнице, он начал сомневаться в пророке? и зачем, вообще, потребовался предтеча, пробудивший в Иисусе, сыне плотника, Христа?

Дальше...

***
Первый и второй тома содержат медитации, начиная с первой главы Евангелия от Иоанна и заканчивая восемнадцатой главой Евангелия от Луки.
Несколько фрагментов:
«Обычный человек живет в прошлом. И для него прошлое важнее, так как прошлое прочно установилось и укоренилось. Он многое поставил на прошлое, многое вложил в прошедшее. Если я, например, приду и скажу, что вы неправильно молитесь, - а вы уже так молитесь пятьдесят лет, - то многое для вас становится поставленным на карту. Веря мне, вы также думаете, что ваши пятьдесят лет прошли напрасно. Поверить мне - значит поставить под сомнение пятьдесят лет вашей жизни. Поверить мне, значит понять, что на протяжении ваших пятидесяти лет вы были глупцом. Это уж слишком! Лучше вы будете бороться, защищаться.
А если речь идет о целом народе... На протяжении тысячелетий народ совершал определенные вещи, а затем приходит Иисус и все переворачивает вверх дном. Все снова становится хаосом. Он наводит смуту, разрушая все то, что казалось таким важным. Он должен это делать, ибо теперь он принес вам истину. Но вы много столетий думали, что истинным для вас является нечто другое. К чему же теперь склониться - к Иисусу или к собственному долгому прошлому? Что выбрать - Иисуса или традицию?»
*
«И се, глас с небес глаголющий:
Сей есть Сын Мой Возлюбленный,
в Котором Мое благоволение.

Вам нужно будет кое-что понять. Было бы лучше, если бы мы думали о Боге как о матери, потому что сын более глубоко связан с матерью. Он живет в утробе матери, он часть матери - ее кровь, ее кости, ее плоть, ее все. Но в том, что о Боге думают как об отце, есть глубокий смысл. Это небезосновательно.
С отцом связь косвенная, с матерью - непосредственная. Кто твоя мать - вы знаете; кто ваш отец - вы просто верите. Мать наверняка знает, что вы ее сын, но отец только верит. С отцом связь косвенная, с матерью - самая прямая. И с Богом мы связаны не прямо, а косвенно. Он является отцом. Это означает, что вы связаны с ним, но эта связь основана на доверии: это вера, глубокая вера. Вы придете к познанию своего отца только тогда, когда будете верить.
Мать является более научным фактом, опытным фактом; отец является более поэтическим фактом, не постигаемым в такой же степени на опыте. Мать очень близко, слишком близко; отец очень далеко, где-то на небесах. Ощущение матери является инстинктивным; чтобы ощутить отца, нужно быть наученным этому. Бога нужно открыть, обнаружить.»
***
Продолжение размышлений - в рецензии к третьему и четвертому томам.

P.S. Комментарии, не относящиеся к обсуждаемой книге, удаляются. Сорри.

Комментарии


Любопытно, спасибо за рецензию. Я давно присматриваюсь к Ошо, но пока не смогла на него решиться в силу некоторого предубеждения. Сейчас очень много сектантов, каждый со своей истиной и против общепринятых, мне думалось, не один ли из них и Ошо, но, пожалуй, часть этих предубеждений вашей рецензией снимаются. Я очень согласна с этим утверждением:

Христианство не имеет ничего общего с Христом. Фактически христианство против Христа - так же, как и буддизм против Будды, а джайнизм против Махавиры.


Любая проповедь Учителя, и неважно, как его зовут: Христос, Будда, Муххамед, преобразовывается последователями в инструмент, служащий их целям, в ритуал, соответствующий их пониманию.


Тем и интересен Ошо, что, во-первых, он получил классическое философское образование и имеет хороший базис для своих размышлений, а, во-вторых, он не ограничен рамками никакой религии и на христианство смотрит, как бы, со стороны.
Плюс, задает множество вопросов, которые при поверхностном чтении даже не возникают.
Думаю, прочитать надо обязательно. :)


Интересно ваше (обоих) мнение, найдется ли хоть одна развитая гуманистическая религия, инструмент которой соответствует пророведующимся постулатам?


Думаю, следует различать религии как этические учения, и их применение в повседневной жизни.
Если к идеалу прибавить интересы и потребности реальной жизни, то в результате получившаяся смесь будет весьма далека от первоначальной консистенции. :)


Комментарии, не относящиеся к обсуждаемой книге, удаляются. Сорри.


А каким образом это определяется?
А если комментарий представляет собой результат длинной цепи размышления на тему вашего комментария, а Вы просто не поняли?


Удаляются мат и оскорбления.
Так что если ваши размышления (по теме рецензии) их не содержат, то ради Б-га. :)


А если корреспондент не может выразить своего мнения без мата, то тогда как? Ну, предположим мат легко детектировать по формальным признакам. А вот, что такое оскорбление, решаете только Вы. Как известно

"обидеть нельзя, можно только обидеться"

И наверняка у Ошо, что нибудь в этом роде есть.


Тогда остается только метод проб и ошибок. :)
А что касается Ошо, то его в течение жизни донимали столькими вопросами, что среди них, вероятно, есть и ответ по поводу обиды.


Вы хотите сказать, что в рецензируемых Вами двух томах Оши, ничего по этому поводу не содержится?


Нашел только одно место в третьем томе.

Будда рассказал им притчу. Он сказал: «В соседней деревне люди пришли ко мне со многими сладостями, но я сказал им, что я не нуждаюсь в сладостях — «Пожалуйста, заберите их обратно». Я спрашиваю вас, что они сделали с этими сладостями?»
Люди, собравшиеся вокруг него, сказали: «Они, скорее всего, распределили их между жителями деревни».
Будда рассмеялся и сказал: «Что же вы теперь будете делать? Вы бросали на меня обиды, оскорбления, гнев, ненависть, а я говорю вам: «Я не приму их». Теперь вы должны забрать их обратно и распределить между жителями деревни. Я сочувствую вам».

Не знаю, понравится ли Вам сравнение Вас с Буддой, но он ведь не сказал: "Это будет уничтожено. Сорри."


Согласен. Мне еще до Будды, как до …. :)))


Прошу прощения, я, как-то сразу об этом не подумал. :)))


Генштаб не дремлет)))

Читал Ошо, интересно пишет, но порой слишком идеализирует. А идеалы, они тоже могут быть разными.
Иногда как-то читаешь, и складывается ощущение, что противоречит иногда себе. Вроде говорит, что Христос - это пример и так далее. А в другом месте говорит, вот он поступил так-то или так-то и это было "глупо". В общем, неоднозначный тип.


Если это разговорная речь, то накладки неизбежны.
Но я рассматриваю книги Ошо, скорее, в качестве «информации к размышлению», а не как истину в последней инстанции.


"Если это разговорная речь, то накладки неизбежны" - едва ли. Если философская (и любая) система продуманна и стройна, то безразлично, в какой форме - допустим, разговорной речи, - она излагается; в этом случае не может быть никаких накладок.


В том-то и особенность книг Ошо, что это размышления «с листа».
Он берет Евангелие, раскрывает, читает цитату и начинает над ней размышлять. И все у вас перед глазами. А так как таких бесед было больше тридцати, то, возможно, где-то и закрались противоречия. :)


Простите, не убедили. :) Количество бесед - это не аргумент.


Его система продумана, но не стройна по самой своей природе, потому что цель не создание системы, в отличие от философии например.


Продуманна, но не стройна?


Другими словами, внутренне противоречива, и это сделано намеренно так.


Тогда это нельзя называть системой. Попробуйте найти, какое то другое определение.


Мне все равно какое это будет определение.


Предлагаю назвать это "табуреткой". Возражений нет?


Его система создана не с целью создания системы!?
Вы меня просто огорОшоли!


... мне очень сложно (да и нельзя) говорить о тексте, не прочитав его, - но ведь иные рецензии служат своеобразной рекомендацией к прочтению. :) К Вашей последней реплике - я понимаю, что такое внутренняя противоречивость; но зачем "делать", как Вы пишете, противоречивость; и тем более зачем делать это "намеренно"? Ведь речь идёт если не о философской, то во всяком случае о мировоззренческой концепции.


Вы правы. Но для пущей убедительности почитайте несколько текстов, они небольшие совсем.


В таком случае, если Вы хотите понять "зачем?", Вам лучше прочитать его книги. Правда, не помню в какой из книг он говорил об этом.
Я могу лишь по памяти вспомнить несколько аргументов, что жизнь нелогична, она заключает в себе обе противоположности, потому можно быть и за то и за другое. Если вы хотите плыть вместе в целым, с жизнью, то будете за обе стороны, а это всегда нелинейно и противоречиво само по себе. Логика, ум всегда выбирают определенную часть, определенное мнение, а это создает разделенность. Еще, что каждый момент важен сам по себе, поэтому для данного случая подходят одни слова, для другого - другие. Заключать себя в определенные рамки мировоззрения - это ограничение. Любая система, мировоззрение - это построение ума, а тут задача совсем иная. Поэтому это сделано намерено.
Если Вас заинтересовал такой подход, то Вам лучше попробовать прочитать.


Спасибо.


Что-то слышится родное...
Плыть по ту сторону добра и зла?


А где же ссылка на первоисточник?


Вы имеете в виду Ницше? Вы наверно не знаете, что истина открывается каждый раз заново каждым человеком. Так что и Ваше понимание может служить первоисточником. Зачем ссылаться на другого, когда можно открыть самому?


Но Вы же ссылаетесь на Ошо и даже цитируете его.


Беседы Ошо есть результат построения его ума.
Ваше понимание их есть результат построения вашего ума.
Понимание данного комментария читателем есть результат построения его ума.

Логика, ум всегда выбирают определенную часть, определенное мнение, а это создает разделенность

.Естественно возникает вопрос: имеет ли всё вышеперечисленное хоть, какой либо смысл.


Да, никакого смысла, в том-то и абсурд ситуации, но это все, что можно сказать, пока ум существует. Чувство абсурда освобождает вас от логики. По крайней мере на время.


Ошо я воспринимаю только в контексте его биографии. То, что Ошо говорил и делал - совершенно разные вещи.


А что он такого делал, что противоречило его медитациям?