Больше рецензий

nenaprasno

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 февраля 2013 г. 17:53

285

5

Совершенно неожиданное впечатление произвела на меня эта книга.
Началось все не по-человечески: со второй части под названием "С Дягилевым", найденной на одном из трекеров в электронном виде. Это довольно эмоциональное и сумбурное повествование о дягилевском балете, о знаменитых русских сезонах, ну и, конечно, о личных отношениях. Автор, Сергей Лифарь, кажется здесь вечно сомневающимся, очень одиноким юношей. Ему часто не хватает умения, чтобы облечь свои воспоминания в надлежащую форму. И если бы не прочитанные когда-то отзывы критиков, чьи-то воспоминания и другие убедительные свидетельства, я бы не поверила никогда, что Лифарь являлся первоклассным танцовщиком. Дягилев здесь огромен и всевластен, а сам Лифарь - только его создание, вечно внутренне мятущееся и накрепко привязанное к хозяину. Тем не менне, это интересно. Опять здесь уже знакомые фигуры Карсавиной, Нижинского, Брониславы, однако освещенные под другим углом. Но Дягилев заслоняет все и заканчивается книга фактически тогда, когда заканчивается его жизнь. Уплывает в черной с золотом гондоле на венецианское кладбище - судя по всему прочитанному об этом человеке, очень по-дягилевски.
Затем я вдруг нашла на полке у родителей бумажный вариант этой книги со множеством фотографий и рисунков, но самое главное - с еще одной частью, рассказывающей о детстве и юности Лифаря, обо всем том, что происходило с ним до дягилевского балета, до побега из Страны Советов. "Страдные годы" оказываются прямо-таки шпионским триллером, который я теперь советую читать всем знакомым, вместо детективных историй, потому что реальность всегда изощренней вымысла. Если же говорить о стиле, о языке, то такое впечатление, что две части одной книги написаны разными людьми. Дело сорей всего в том, что "Страдные годы" написаны гораздо позже, в то время как "С Дягилевым" писалась "по горячим следам" сразу после смерти "создателя". И первая сильно выигрывает в сравнении со второй. Необыкновенно интересная и жутковатая история одного юноши, пытающегося выжить в раздираемом на части красными, белыми, петлюровцами и поляками Киеве.

Комментарии


Я вот почти дочитала "С Дягилевым". Знаете, такое там самомнение, что остальные и рядом не валялись по-моему=)
А насчет другого угла... Вот балетовед Гаевский (да и не только он) говорит, что Лифарь малость перивирает. Например, та же история с любовью Спесивцевы к Лифарю - чистая лифаревская выдумка.


Да и вообще, когда читаешь, чувствуется, что привирает. Но у него какая-то странность с самомнением. Оно, вроде, и есть, но рядом с Дягилевым он себя уменьшает до размеров букашки. Первая часть совсем другая. У меня такое впечатление, что написано двумя разными людьми. Не знаю, в чем причина. Или потому что "Страдные годы" он писал гораздо позже (она хронологически только первая), или их редатировал кто-то еще. Не знаю. Про балет практически ничего, но очень интересно о юности. Там же революция, а Киев постоянно переходил из рук в руки. И там нет самомнения совсем. Язык другой, лучше. Непонятно.