Больше рецензий

Victory81

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 января 2013 г. 21:13

1K

5

Два небольших предупреждения будущим читателям «Белого отеля».

Первое, вы часто думаете о смерти, как о неизбежном? Простите, что швыряю вам это жесткий вопрос прямо в лицо. Просто, хочу убедиться, что вы готовы к встрече с «Белым отелем» и его постояльцами.

Второе, любое подробное описание событий романа, сюжетных ходов или содержания частей, может испортить потенциальным читателям впечатление от книги.
Все, что я могу безбоязненно рассказать, это что по своей сути «Белый отель» это история жизни одной из пациенток Колумба психоанализа и Магеллана бессознательного, великого и могущественного Зигмунда Фрейда. Это, написанная обманчиво легким и увлекательным языком, летопись лечения одного непростого случая истерии и дальнейшей судьбы пациентки. Но оформлен сюжет в очень причудливую и необычную композицию.

Итак, «Белый отель» это очень точно сконструированный литературный пазл, состоящий из пролога и шести частей. Каждая часть, по сути своей, повторяет содержание предыдущей, хотя каждый раз рассказывает о другом и по-другому. Это почти игра «в найди десять отличий», или совпадений. Постоянный повтор, который на следующем витке получает новую вариацию, тональность и звучит совершенно по-особенному. В какой-то момент текст откровенно превращается в vertigo. Это не просто расходящиеся по воде концентрические круги. Своей структурой «Белый отель» напоминает художественный прием Энди Уорхола, с многократно размноженным, но выполненных в разных цветах, изображением лица Мэрилин Монро. При этом полотно обретает свой истинный смысл, только когда все вариации одного и того же лица собраны в единое полотно. Так же и в «Белом отеле», каждая часть дополняет другую. Смысл пролога и первых двух частей, состоящих из откровенно порнографических и действительно шокирующих своей бредовостью фантазий пациентки, становится понятен только ближе к финалу.

Учитывая, такую непростую структуру романа, органично вплетенные в ткань повествования принципы психоанализа, поднятые автором непростые темы Эроса и Танатоса, и поставленные под сомнение не только трактовки и выводы Фрейда, но даже такие понятия, как déjà vu, «Белый отель» написан удивительно легко и читается на одном дыхании. Это без сомнения, одновременно, и глубокая и увлекательная книга, достойная большего числа читателей.

И все же… Эту книгу очень сложно рекомендовать. Лично я не была готова к такому откровенному разговору о смерти и времени. Это очень болезненный и страшный роман. Сильный с эмоциональной точки зрения и бьющий в самые болевые точки. Затрагивающий такие темы, на которые стараешься не думать. Никогда не думать. И еще это очень амбивалентная книга. Читать ее и тошно, и приятно. Доехав на этом странном поезде до финала и ухватив идею автора за зыбкий хвост, понимаешь, что она, одновременно тотально пессимистична, из-за необратимости происходящего ужаса, но при этом внушает парадоксально успокоительную надежду, что даже в самом диком и фантасмагорическом сновидении есть смысл и предопределенность. А, в конце концов, болеть перестанет…

P.S.: Если вы собираетесь читать «Белый отель» в электронном виде, убедитесь, что в файле есть оба приложения. Послесловие переводчика и статья Зигмунда Фрейда «По ту сторону удовольствия». Это еще два кусочка пазла, которые помогут оценить картину в целом.

Ветка комментариев


В ноябре. Думала даже для клуба предложить, но отказалась от этой мысли по вышеозначенным причинам. Рецензии нет, очень редко могу писать что-то на книги, которые меня потрясли или очень понравились. Получается одно восторженное блеяние, эмоции застят разум )


Ну за то бы твое восторженное блеяние ускорило мое знакомство с книгой!
Очень сильный роман.
А "Вкушая Павлову" еще не читала?


Я книжный фаталист и считаю, что важные книги находят нас сами, а не мы их ))
"Павлову" собираюсь читать, безусловно, и "Арарат", посвященный Пушкину.


Я книжный фаталист и считаю, что важные книги находят нас сами, а не мы их ))


Прошу прощения, что влезаю, но как сказано!