Больше рецензий

Lisena

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 декабря 2012 г. 02:03

139

5

Сделаю признание сразу: имею поверхностные познания данной тематики, ранее ничего не читала из Библии. Конечно же небольшое представление о жизни и основных вехах жития самого известного в мире сына плотника Иосифа из Назарета имеются. Отдаю дань уважения автору за проделанный труд в изучении столь неоднозначной темы. Во время чтения ловила себя на мысли, что в неясные моменты или моменты сомнения истинности описываемых событий автор занимал позицию собеседника, ведя диалог с читателем в стиле: а Вам так не показалось? Автор постарался объяснить описываемые чудеса с рождением сына Божьего и последующие отношения с отцом до момента смерти Иосифа бытовым языком. Практически с самого рождения Иисуса муж Марии мучился бессонницей, видя один и тот же сон в котором гибли по его вине 25 младенцев и его собственный сын." Странная связь объединяла отца с сыном, так что даже от постороннего не укрылось бы то выражение скорбной нежности, появлявшееся на лице Иосифа всякий раз, когда он говорил со своим первенцем." Жизнь матери Марии и ее детей меняется после нелепой смерти Иосифа. Из дома уходит первенец, 13-летний Иисус, унаследовавший муки отца, он ушел искать правду о своем рождении в Вифлеем. Действительно ли в 13 лет мальчика может иметь житейскую премудрость и настолько страдать за грехи отца, что решится уйти из родного дома в никуда, да еще за правдой, нанесшей в душе рану? А придя в Вифлеем столкнуться "нос к носу сталкивается со старой повитухой, своими руками принимавшей его"? Последующие 4 годы Иисус проводит с Пастырем, пася овец в пустыне, размышляя над истиной и таинственным пастухом. Там, в пустыне, в поисках спасшейся от заклания овцы, в 16-летнем возрасте Иисус встречается впервые с Богом и узнает, что его ждут слава и власть в назначенное время. Это знание не дает ему теперь спокойной жизни, оно гнетет Иисуса (впрочем как и любого земного человека) и в то же самое время налагает дополнительные обязательства, наводит к более глубоким размышлениям. Спеша поделиться знанием с родными, он уходит от Пастыря и по дороге домой заходит в дом Марии из Магдалы. С той встречи падшая женщина станет верной спутницей и самой преданной его послушницей. В дороге он проверяет свои способности, помогая рыбкам с уловом. У него получается, поползли первые слухи по побережью о его рыбацкой славе. Семья его встречает с опаской, мама и родные браться сомневаются в избранности Иисуса и он второй раз уходит из дома со словами: "Матерью и братьями станут мне отныне те, кто поверит моим словам." Дрогнуло материнское сердце, но Иисус "с кровоточащим сердцем покинувший отчий дом" выбрал свой путь, оставшись непонятым. Во время хождения по городам Иисус являл разнообразные чудеса. Во время второй встречи (на лодке в море) Иисус узнает, что он сын Божий, ему уготована слава посмертно и в него вложены чаяния самого Бога. "А зачем ты захотел иметь сына? Раз на небе не обзавелся потомством, пришлось устраиваться на земле, и не я первый это придумал: даже в тех религиях, где богини могут иметь детей от богов, те то и дело сходят на землю, для разнообразия, я полагаю, но и для того, чтобы заодно улучшить породу – героев родить и тому подобное." Оказалось, что избранность это всего лишь ширма в грандиозных планах отца-основателя, "судьба его предрешена, и жертвенный нож занесен". Книжный Бог - авторитет, властен, не любящий советов, подтасовывающий Закон и правила, им же придуманные, во имя своих целей, а еще он в доле с Дьяволом. В этом разговоре Бог признается, что спустя время слава сына Божьего затмит его деяния, но он к этому готов заранее. Этот разговор бередит душу Иисуса, приходит понимание, что "борьба будет происходить на земле, а небо вечно и безмятежно", что будут миллионные жертвы и задет Богу логичный вопрос: " Будут люди гибнуть за тебя и за меня? Люди всегда погибают за богов, даже за ложных и лживых богов." А что за методы борьбы с сомневающимися! Иисус собирает апостолов, разносящих слово сына Божьего по городам и весям, посвящает их в свой план, состоящий в том, что на крест пойдет "обыкновенный человек, но только он объявит себя царем Иудейским, намеренным свергнуть Ирода с престола" в надежде переиграть планы Отца. Как мы уже знаем, не получилось, все предсказанное в том втором разговоре сбылось и до сих пор происходит в наши дни. Отдельно хочу заметить, что в книге женские персонажи обладают безграничным терпением и пониманием, прощающие и немногословные.

Миновали времена, когда люди внимали пророкам, сегодня нужно средство посильней – такое, чтобы продрало по-настоящему, вывернуло наизнанку, перетряхнуло все их чувства. Например, сын Божий на кресте. <...> А что же это за роль? Роль мученика, сын мой, роль жертвы, ибо ничем лучше нельзя возжечь пламень веры и распространить верование.<...> Скажи, как я умру? Мученику подобает смерть тяжкая и желательно позорная, так легче тронуть сердца верующих, сделать их чувствительней и отзывчивей. Нельзя ли без околичностей сказать, как я умру? Ты умрешь смертью тяжкой, мучительной и позорной, тебя распнут на кресте.

Спасти жизнь, чтобы отнять ее, когда тебе будет это нужно и выгодно, – это все равно что два раза убить. Цель, сын мой, оправдывает средства. Да уж, судя по тому, что изрекли твои уста, так оно и есть: отречение от мира, затворничество и отшельничество, муки и пытки, а теперь еще и войны, а что за войны? Ох, все и не перечислишь, но самые жуткие – те, что затеют против нас с тобой приверженцы бога, которого пока еще нет. Как же это может быть: бог, если он и вправду бог, всегда был и всегда будет. Согласен, понять это трудно, а объяснить еще трудней.<...> И все это – во имя нас с тобой? Да, они отправляются в поход, твердя «Такова воля Божья», а умирая, будут шептать «Так Богу угодно», и это будет славная, красивая смерть. А мне сдается, что жертва несоразмерна с грехом. Сын мой, для спасения души надо пожертвовать плотью.

Комментарии


Автор постарался объяснить описываемые чудеса с рождением сына Божьего и последующие отношения с отцом до момента смерти Иосифа бытовым языком


кстати, такое "бытовое" описание событий - один из основных приемов Сарамаго, его, так сказать, "know-how". А Вам легко читалось?


Это вторая прочитанная подряд книга автора. Отсутствие обозначенных абзацев и диалогов первых страниц 70 "ощущалось", потом события увлекли. Тяжело дались последние страницы после второго разговора Иисуса с Отцом. В целом, мне импонирует предложенная автором позиция: не осуждать, постараться разобраться в событиях.


Второй разговор-самое тяжелое место в книге, да еще последняя сцена на плахе тоже. Так что немудрено, что вам эти страницы давались с трудом. Мне тоже. А что ее читали?


"Слепоту" прочла на одном дыхании, очень понравилось! И так же не было осуждения порой отнюдь не человеческого поведения, констатация фактов в воображаемом безымянном городе.


А планируете читать еще его?


Конечно! На очереди через одну-две книги "Перебои в смерти" или "Книга имен", смотря что первым открою)


"Книга имен" и у меня на очереди, а "Перебои" читала. Поделитесь потом впечатлением, хорошо?


Обязательно. Стараюсь ко всем прочитанным книгам писать заметки на полях.С "Каином" повременю вот только, чтобы впечатления от этой книги не смешались.


да, а мы вот решили как раз в так сказать виртуальном клубе в январе Каина обсудить. Присоединяйтесь, если будет желание.


Постараюсь, но обещать не могу. Праздники) Обязательно почитаю всю тему, иртересный писатель же!