Больше рецензий

17 апреля 2021 г. 23:22

453

3

«Цифровая крепость» была написана до культового «Кода да Винчи» и до сногсшибательных «Ангелов и демонов», которыми я в свое время зачитывалась так, что оттащить было просто невозможно. Этот роман посвящен компьютерной среде, и из 2020 года эти хитросплетения сюжета истории, происходящей в конце 20-го века, кажутся наивными. Однако, как это часто бывает в романах Дэна Брауна, некая дилемма «Цифровой крепости» сегодня актуальна ничуть не меньше, чем и тогда, а может быть, даже и более. Тогда, в далеком 98-м личная переписка в Интернете была чем-то новым, тогда как сегодня это повседневность. Но вот желание спецслужб любых стран получить доступ к чужой переписке сегодня не менее остро, чем тогда, и можно сказать, что Браун в чем-то предвосхитил будущее. Вспомним ту же историю с Телеграмом.

Очень ощущается, что «Цифровая крепость» не является вершиной творчества мастера, а всего лишь началом, о чем дает знать достаточно бедный и не особо красочный язык, которым написан этот роман. Впрочем, характерные черты стиля Брауна угадываются легко: здесь и несколько развивающихся параллельно сюжетных линий, и взгляд со стороны разных персонажей, и загадочный некто, действующий по только ему известному мотиву. Даже перенос действия в Испанию, приключения в исторических местах – все это так любимый читателями Дэн Браун. В противовес приключениям в этой жаркой стране не менее важно действие в очень локальном пространстве – так называемой шифровалке, где разыгрывается главная драма романа.

Дэн Браун очень необычно выбрал своих героев: проблема не в том, что это криптографы на службе государства, проблема в их искренней убежденности в правоте того, что они делают. Тот, кто играл против них, по своим убеждениям ближе свободному западному обществу, так как ставит права человека выше прав государства. Так как считает неприемлемым нарушение базового права на тайну переписки ради каких угодно целей. Таким образом, в «Цифровой крепости» все перевернуто с ног на голову. Мы должны сопереживать тем, кто нарушает наши права. А стоит ли?.. Это тот главный вопрос, который ставит перед читателем автор, и он весьма провокационный.

Рассуждая на эту тему Браун подкидывает аргументы в пользу каждой из сторон. Он рассказывает, что Агентство национальной безопасности благодаря своей не вполне законной деятельности предотвратило кучу преступлений и терактов. Он описывает этих героев как убежденных рыцарей на страже общественного порядка. Но он приводит и другие аргументы: а как же человек?.. Так называемый Транстекст, способный вскрывать любые шифры, служит во благо и безобиден, но лишь пока им управляют достойные люди. Но он оказывается принципиально опасным оружием просто по факту своего существования, ведь никто не знает, в чьи руки власть перейдет потом. Словами одного из героев – Грега Хейла – Браун обозначает этот риск. А что будет, если такой монстр окажется в руках полицейского государства?.. И мы прекрасно знаем, что он прав. На человека как основу всего полагаться нельзя. Человек – существо слабое, зависимое, он может принять какие угодно решения. Во главе угла должна быть система – закон, которая не допустит перекосов. Поэтому ужас описанной ситуации в том, что Транстекст используется вне закона, что всех устраивает, и поэтому он существовать не должен.

спойлер

Здесь важно вспомнить то изречение, которое любил один из героев: «А кто будет охранять охранников?». Медленно, но верно Браун подтверждает эту мысль. Когда в финале правда начинает всплывать на поверхность, читатель узнает о чудовищных поступках, нет, даже преступлениях, совершаемых якобы ради общественного блага. Важный штрих – это последнее несостоявшееся убийство, поскольку именно оно доказывает, что человек не может быть идеальным, и на него положиться нельзя, каким бы он ни казался. При этом в категорию антигероев Браун переводит не свою героиню Сьюзан, оставляя ее лишь винтиком, что тоже важно. Оставляя ей выбор.

Однако, финал и вытекающий из него вывод – это то, что удалось Брауну хуже остального романа. Он не смог довести мысль о приоритете прав человека над правами государства. Да, в финале Транстекст уничтожен, но это никакая не победа: его же можно отстроить заново. Тот факт, что главный соперник героев дал подсказку, ощутил собственную неправоту, прямым текстом говорит, что он признал право одних нарушать права других и отрекся от своей идеи прав человека. То, что произошло с АНБ, никоим образом не может рассматриваться как урок для них, они особых потерь не понесли, кроме денежных, но что для них деньги. В книге нет послесловия об упразднении подразделения криптографов, например, или что-то еще. Нет ничего. Просто неприятность. А, значит, ничего и не поменялось. Тогда что же? Дэн Браун считает, что следить за всеми без суда и следствия нормально? Напрашивается такой вывод.

свернуть

Необходимо отметить, что в «Цифровой крепости» не очень получились герои. Браун очень хотел описать каждого, дать какой-то бэкграунд, описать отношения. Где-то переборщил, где-то наоборот. Яркий пример неудачного описания – излишне подробное изложение романа Сьюзан и Дэвида. Это тот случай, когда историю любви можно было оставить за скобками и поставить читателя перед фактом, что вот эти двое любят друг друга. Тем более, что в жанре любовного романа автор явно не мастер. Туда же и коммандер Стратмор. Герой, особо не проявляющий никаких чувств, кроме хладнокровия, вдруг оказывается влюбленным. Ну как? Стоило же мелкие цепляющие штрихи добавлять. Киллер Халохот (или как там его) – еще более плоский персонаж. В более поздних работах такого плана герои всегда имели ореол таинственности, у них была какая-то базовая черта, дающая им объем. Здесь же ничего такого нет. это просто убийца – без чувств, эмоций. Орудие для убийств. Он совсем скучен. Считаю, что небольшой обзор взаимоотношений Мидж и помощника директора получился лучше, и вот его история и особенности оказались описаны удачнее. Больше пары абзацев было не надо, и этот объем Браун выдержал.

В целом, забавно читать «цифровой» роман про приключения героев из прошлого, технологии которого давно устарели. Огромный суперкомпьютер смотрится анахронизмом теперь, когда большой не значит мощный. Сотовый телефон как признак мегатехнологичности и исключительности. Вечная беготня по телефонным будкам. Очень ретро. Ну и главная фишка про невзламываемый код – в принципе, сейчас основные мессенжеры функционируют именно так, разве нет? Однако, факт, что невозможность получить доступ к чужой информации здесь и сейчас волнует спецслужбы и сегодня ничуть не меньше, чем тогда.

«Цифровая крепость» - не мастерски написанный роман, но достаточно увлекательный. Признаю, не обошлось без недоумения: некоторые сюжетные повороты настолько натянутые, что даже автор это чувствовал, в связи с чем задавал устами героев вопросы, вот только убедительно ответить не смог. Но главный минус – это финал. Он логически и морально неверен. Может, это ошибка автора, а, может, это его точка зрения, странная и провокативная. Но мне было неприятно.

Отзыв от Nadezda