Satin607

Эксперт

Пытливая единорожка

3 января 2021 г. 18:32

352

4 На следующий день никто не умер (с)

Я не люблю магический реализм. Совсем. Ни в каком виде. Я не люблю творчество латиноамериканских авторов, сюда же включаю испанских и португальских писателей, именно потому, что они в большинстве своем имеют особую слабость к столь нелюбимому мной жанру. Сарамаго никогда не был простым или классическим автором, поэтому чтение его "Перебоев..." было с моей стороны осознанным, долгим, вдумчивым, иногда мучительным, ведь со стилем писателя я уже была до этого знакома и знала, чего от него ждать, а чего ждать не стоит.

У книг Сарамаго всегда нетривиальный сюжет, этот автор снова и снова берет простые и известные всем истины, выворачивает наизнанку и рассуждает, что же из этого получится. Не показывает на примере, а именно ведет продолжительный монолог, столь увлекательный для себя, что иногда забывает о читателе, ибо растворяется в философских мыслях и рассуждениях вслух. Как уже можно понять из названия в "Перебоях в смерти" мы наблюдаем, как смерть (именно так, с маленькой буквы) решает временно приостановить свою деятельность, чтобы научить людей если не ценить ее, то хотя бы перестать так сильно ненавидеть и винить во всех бедах человечества. Условно историю можно разделить на три части, о нет, ни глав, ни даже полноценных абзацев вы здесь не найдете., на страницах книг Сарамаго вам может повстречаться лишь полотно из мыслей, которые будут различаться сюжетно.

Так вот, первая часть книги рассказывает читателю об одной безымянной стране (заметьте, не мире, а одной лишь стране, так поразительно похожей на Португалию), в которой люди перестают умирать. Даже оказавшись на грани смерти, даже не имея никаких физических сил для жизни, даже лишившись здоровья, люди просто не умирают. Что же происходит с этой страной. Ее жители счастливы? Правительство имеет представление, как жить в новых реалиях? Что происходит с экономикой государства? А происходит одно, куда ни посмотри – катастрофа. Конечно, автор показывает только одну сторону медали, выгодную ему, а именно то, что отсутствие смерти заставляет людей идти по пути раненого животного, бросающегося на всякого, кто пытается ему помочь. Люди выискивают способы победить бессмертие, создают антиправительственные организации, разрушают экономику еще больше. В это же время ритуальные и страховые конторы пытаются найти для себя хоть какой-то выход из создавшегося положения, а медицинские учреждения находятся на грани краха, треща по швам от количества смертельно больных, но не умирающих граждан. Так продолжается полгода, пока смерть не объявляет, что ошиблась, перестав забирать людей, и что с двенадцати ночи будущего дня она снова возвращает свои права, разве что с небольшой поправкой: теперь она будет всех оповещать о своем скором приходе. отправляя за неделю послания в лиловых конвертах.

Наступает вторая фаза повествования. Смерть вернулась, но теперь она более благосклонна к людям, позволяя им заранее подготовиться к худшему. Стало ли человечество (пусть и отдельно взятого государства) более благодарно смерти? Едва ли. Вместо того, чтобы завершить в полном порядке свои дела, народ пускается во все тяжкие, решая напоследок так нагрешить, чтобы после этого было не обидно и умереть. Да, вновь одна сторона медали, читатель видит только самые худшие проявления людских качеств, но это право автора показывать среднестатистического человека лишь с этой неблаговидной стороны. Благими намерениями... как говорится. Лиловый цвет становится теперь всем ненавистен, люди каждый день живут в ужасе, ожидая, что именно сегодня они получат то само письмо. А смерть опять грустит, потому что ничего не выходит как надо, она сидит в своем холодном подземелье и обнаруживает, что небывалым образом происходит ошибка, и тот, кто должен был получить от нее конверт, его не получает ни то что вовремя, не получает вообще.

В третье части смерть приобретает вполне человеческое обличье: в образе привлекательной женщины она поднимается в мир людей, чтобы навести порядок. Вот на этом моменте я потеряла Сарамаго и вдруг очутилась в книге Пратчетта. Философская притча вдруг обернулась обычным фарсом с любовными нотками. Финал истории для меня смазал всю картину, потому что я готовилась совершенно к другому. Да, вначале мне казалось, что первые страницы этой истории рассказывают нам середину сюжета, поэтому мы можем предположить, что вызвало приостановку в работе смерти, но не тут-то было. После завершения чтения я несколько раз перечитала отдельные кусочки текста и пришла к выводу, что финальный перебой никак не может быть перебоем первым (все из-за времени появления лиловых конвертов), а значит автор просто меня надул, высокопарно добавив в конце идею о том, что "ничто человеческое не чуждо" (даже смерти) и что "любовь побеждает все". Вопреки всеобщему мнению об удивительности и великолепии финала, меня он разочаровал своей банальностью, я ждала мрака, но никак не фейерверка и торжества чувства. Заметьте, не жизни.

Обобщая все вышенаписанное, хочу заметить, что несмотря на довольно прискорбную составляющую повествования, от книги не веет тоской и безысходностью. Иногда автор недобро шутит, иногда очень пронзительно попадает в самое больное место, иногда иронизирует, иногда откровенно смеется над происходящим, но никогда не скорбит. И снова Сарамаго меня удивляет, но советовать не буду, к этому автору нужно прийти самому, какие бы причины вас к нему не привели.

Прочитано в рамках игры "Собери их всех!" (поход за Легендой).

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!