Больше рецензий

Napoli

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 июля 2012 г. 06:32

226

3

Старина Бредбери толкает неплохую идею о консьюмеризме и о том, что всё американское убивает всё живое, доброе и красивое. На этом позитивная часть книги заканчивается, и начинается откровенный бред, который я бы на месте издателя отправила в макулатуру.

Да, это фантастика. Да, книга о колонизации Марса американцами. Но всякая фантастика несмотря на всю свою фантастичность должна быть хоть каплю правдоподобной, а герои должны быть адекватными. Но нет. Автор вырезал своих героев, совершенно не смотря на них. Его взгляд был устремлён на высокую благородную идею, маячившую за книгой.

Первая несуразица. Американцы построили ракету и полетели на Марс. Ага. Пока всё нормально, верим. Температура и атмосфера там близки к земным. ОК, в это тоже поверим. Марсиане сказали, не надо нам таких, и уничтожили первые экспедиции. Тоже верим. Даже верим тем хитрым способам, которыми марсиане избавлялись от землян. И даже закроем глаза на то, что характеры марсиан и их семейные отношения просто списаны со средней американской семьи в дебрях Оклахомы в начале 20 века. Даже странно, что у этих лазурных марсиан нет в услужении коричневых сатурнян с пухлыми губами. Я бы не удивилась.

Но к середине книги оказалось, что в первые же годы космических полётов у каждого второго американца в гараже спрятана частная ракета на случай войны. Прям такое будничное явление - пошёл в Волмарт и купил ракету до Марса. Или даже две - оптом дешевле на 40 центов. Станиславский делает первый виток вокруг своей оси.

Вторая несуразица. Экипаж первых удачных экспедиций. Думаете, на Марс пошлют космонавтов-физиков/медиков/военных или учёных? Неа! На Марс пошлют дебилов с 2 классами сельско-приходской школы и родом все из одного городка с населением в 300 жителей. Дебилы умеют стрелять, танцевать цыганочку и пить виски. И да, кстати о виски! Вы думаете, что на Марс привезут оборудование для исследования планеты? Неа! Первое, что дебилы выгрузили, это 5 ящиков бухла, чтобы отметить успешное начало колонизации прямо у подножия ракеты.

И что эти дебилы будет делать после посадки? Огораживать ракету и строить штаб-квартиру, как современные американские десанты в пустыне? Неа. Они без всякого плана действий пойдут гулять по окрестным горам, стрелять в воздух, как в фильмах Кустурицы, и хлестать бухло. Станиславскому уже дурно.

Уже не знаю, какая по счёту несуразица. Вы думаете, что при обнаружении высокоразвитой цивилизации на Марсе туда поедут культурологи, историки, лингвисты и археологи для изучения этой цивилизации? Неа! Вышеупомянутым дебилам будет предоставлена полная свобода по разрушению всего, что не похоже на Америку. Проедемся тут катком и на этом месте поставим заправку и бургерную. Адью, Атлантида.

И о геометрии. С Марса люди наблюдают, как на ладони, ядерные взрывы на Земле. Типа небо осветилось, всё засверкало и прочие ужасы. Вы с Земли Марс невооружённым взглядом можете увидеть? Я если и увижу его, то от полярной звезды не отличу, например. А ведь он всего в 2 раза меньше Земли. Зрение у американских колонистов, конечно, прекрасное... Ну, или земляне подорвали где-то склад с плутонием размером с сам Марс.

Ну, много подобного бреда в книге. В каждом рассказе практически. Ну не могу я воспринимать всерьёз благородную идею, когда она раскрашена, как клоун и кривляется. И писателя такого не могу воспринимать всерьёз. Его "451 по Фаренгейту" написан в том же стиле: с обязательной благородной идеей, серой массой тупоголовых американцев и кучкой избранных интеллигентов. Благородная идея поднесена в таком разжёванном виде прилагающимся к тексту Капитаном Очевидность, что каждый тупой американец её поймёт и на этом основании причислит себя к кучке избранных интеллигентов.

Чесслово, современные блогеры порой лучше пишут.

Комментарии


Ну если учесть, что книга была написана в 1950 году, когда как раз только начинались полеты в космос, строительство ракет и создание ядерного оружия, то вполне можно понять все эти нелепицы, так как все развивалось с ужасающей скоростью, и с большой вероятностью можно было предположить, что в 2000-х годах полеты на Марс станут почти буднишней реальностью, а еще и необходимостью, созданной под угрозой ядерной войны. Просто не думал автор, что через десятка два лет исчезнет это желание осваивать космос. А в те времена все казалось очень даже реальным.
Что же касается того: "проедемся катком и сделаем бургерную", ничуть не удивлюсь, если бы американцы первыми высадились бы на Марс, то такой исход вполне возможен ))

Чесслово, современные блогеры порой лучше пишут.


Просто Брэдбери не Ваш писатель, вот и все.


Я всё понимаю про 50-е годы. Но даже 60-70 лет назад полёты в космос не такими людьми организовывались. Да, всё было механичным и аналоговым, но люди-то, которые дошли своими светлыми головами до создания ракет, они же были адекватными! Да, конечно, с адекватными космонавтами не получилось бы книга, либо она получилась бы толще в 3-4 раза. Но такую книгу не стыдно было бы читать. А то, что получилось в результате, не жалко отдать пожарнику из "451".


Ну вообще-то люди, которые создавали ракеты, и люди, которые летали на этих ракетах - это совершенно разные люди. А для полетов в первую очередь подбирали тех, которые могли бы выдержать сильные перегрузки при взлете, огромную нагрузку на организм при самом полете. И здесь уже главное было не ум, а выносливость и сила. А как говорится, сила есть, ума не надо....


Космонавты - в том числе учёные, а не просто организм, который можно запулить в космос.


странно ожидать от художественной книги, написанной фантастом, максимального приближения к реальности. Не обижайтесь, но если Вас интересует реальное положение дел, читайте газеты :)


Ну хоть какой-то правдоподобности хочется же!


Читайте хронику блогоновостей


А мне книга показалась великолепным образцом размышления на тему: как сохранить? Не завоевать но узнать. Не уничтожить но понять.

Замечательная, замечательная книга! Грустная и одновременно очень светлая.

Как хорошо, что все мы такие разные )


Но всякая фантастика несмотря на всю свою фантастичность должна быть хоть каплю правдоподобной, а герои должны быть адекватными


Это ещё почему? Кто кому чего должен в фантастике?
А как же безумные этюды того же Шекли? Совершенно невероятные миры, события и герои? Вы "Обмен разумов" прочтите, тут-то вас кондрашка и хватит с таким подходом.


Что интересно, не соглашусь с Вами почти ни в чем. Начиная с первого утверждения о том, что «все американское убивает все красивое и т.д.» По-моему, как раз — это и неправда, и самая плохая идея в книге и слабое место. Впрочем, самокритика один из признаков зрелости и американцы могут себе ее позволить. А вот когда их критикуют другие — это чаще всего, по-моему, и пошло и лукаво.
Что касается несуразиц, то тут надо по каждому эпизоду отдельно говорить, но как раз эта самокритика и связана, по-моему, с чем-то молодецким в раннем произведении, и пафос обличительница, без опыта и большой правдивости, тоже, наверное. Однако, думаю, что все равно трудно даже замечать эти шероховатости в столь поэтичном и красивом, на мой взгляд, произведении. При этом удачно выбранная форма и временной промежуток придает этой поэме еще и эпичности. Это одна из тех книг, которую мне хочется прочесть в оригинале.