Больше рецензий

nelakovaya

Эксперт

Нелаковая лакомка

9 июля 2012 г. 00:21

259

4

Это отличный сборник эссе о литературе и музыке. Каждая из девяти частей открывает какой-либо аспект авторского понимания процесса развития литературы и музыки, сущности и назначения романа как искусства, отличия прозы от поэзии. И утраченного настоящего, вернуть и зафиксировать которое стремились экзистенциалисты, и автор в том числе.

Название сборника - "Нарушенные завещания" - не случайно. Так или иначе Кундера многократно касается проблемы авторского наследия: после смерти автора (а чаще - и до нее) к его произведениям протягивают руки интерпретаторы, издатели, переводчики, мусорокопатели... О степени возможного "рукоприкладства", об авторском праве, об уважении к автору, о понимании текста (или музыки) и о многом другом - Кундера высказывает свое мнение, нетривиальное и обоснованное.

В эссе автор обращается творчеству Рабле, Хемингуэя, Фуэнтеса, Рушди, очень много автор рассуждает о Кафке: например, о "кафковедческой" деятельности Брода и вариантах перевода одной фразы из "Замка". Среди композиторов, упоминаемых в эссе, автор особое внимание уделяет Стравинскому и Яначеку.

В теории музыки я, увы, не сильна, точнее, совсем с нею не знакома, поэтому эта часть авторских рассуждений прошла мимо меня. Однако для Кундеры музыка и литература одинаково близки и интересны, размышления о них сплетаются, и не возможно отделить "музыкальные" эссе от "литературных", поэтому при всем соблазне пролистнуть пару страниц о Стравинском, я читала все. И не могла оторваться.

ЖЖ