Больше рецензий
14 ноября 2020 г. 11:40
1K
3.5 Глубокая книга о неглубоких людях
РецензияНе сразу я смогла собраться и написать рецензию на эту книгу. Все потому, что она оставила после себя довольно противоречивые впечатления. И, наверное, именно на подобные книги писать рецензии сложнее всего.
Объективные плюсы книги:
1. Язык перевода. Живой, плавный, образный и очень легкий.
2. Очень хорошо описаны внутренние переживания, малейшие движения души, раскрыта мотивация персонажей.
3. Светское общество показано блестяще и без прикрас. Его пустое существование, поверхностные люди, которые составляют эту, с позволения сказать, элиту.
Субъективные минусы:
1. Иногда тяжело было продираться сквозь бесконечные страдания (чаще всего надуманные) Анны и Оливье Бертена. Но тут действительно мой личный заскок. Не люблю излишней драмы и эмоциональности что в книгах, что в жизни.
2. Некомфортно глубоко погружаться в подобные нездоровые отношения. И нездоровые они не потому что речь идет о тайной любовной связи, а потому что там чистой воды психологическая зависимость. (в сущности можно было бы объединить два пункта минусов в один, ну да ладно)
К слову, объективных минусов я не нашла. Можно было бы с грехом пополам отнести к ним незамысловатость сюжетной линии и излишний упор на внутренние переживания героев. Однако мне кажется, что это сознательный выбор автора, прием, помогающий показать, насколько мелки и надуманны по своей сути все эти страдашки (это слово прямо-таки просилось сюда).
Коротко пройдемся по впечатлениям от основных действующих лиц (опять же, субъективным).
Графиня Анна – пустая кокетка и эгоистка. Типичная светская дама, все заботы которой сводились к тому, чтобы выгодно подчеркнуть цвет лица и насобирать побольше комплиментов. Неудивительно, что при таком образе жизни, когда вся она заполнена обедами, зваными вечерами, походами в театр и сплетнями, она стала такой, какой стала.
Все, что у нее есть – это ее красота. Именно поэтому она так болезненно воспринимает потерю своей молодости (особенно на контрасте с юной дочерью). Это основа ее существования, краеугольный камень ее бытия, ее опора. Она мечется, точно висельник, которому уже набросили петлю на шею, но пока еще не выбили скамью из-под ног. Ее красота – это и есть та самая скамья, а палач – это время. Вот почему она так отчаянно цепляется за уходящую молодость, вплоть до того, что часами рассматривает себя в зеркале и решает не показываться рядом с дочерью при дневном свете.
Конечно в ее жизни есть еще и Оливье Бертен, которого она всеми возможными способами пыталась привязать к себе (при этом не давая тому ни малейшего шанса создать свою семью и попытать в этом счастья, хотя он тут тоже виноват). Однако мне кажется, что ее чувства к нему выросли скорее на тщеславии, чем на искренней симпатии. Еще бы, известный портретист, к которому великосветские дамы записывались едва ли не за год вперед, обратил на нее внимание, вызвался писать портрет, всячески восхищался, а потом и вовсе влюбился. Да и были ли они, настоящие чувства? Скорее она в этих отношениях любила не Оливье, а его восхищение ею, ее красотой.
Оливье Бертен. Вот тут уже немного сложнее. Я увидела человека может и небесталанного, но истратившего свои способности непонятно на что. Пробился с портретами в высшее общество, да так там и завяз. И ведь все он прекрасно понимает, видит, с какими людьми там общается, и наверняка видит, что его талант среди этой звенящей пустоты лишается души, лишается жизни, но при этом ничего не делает.
Такое впечатление, что он как безвольная собачка на веревочке. Куда поведут – туда и идет. То же самое в его отношениях с Анной. Понятно, что как натура творческая и впечатлительная, он увлекся ее красотой, но дальше то что? Двенадцать лет тянулась их связь, и что она ему принесла? Мне кажется ничего, кроме приступов ревности графини.
Я бы даже ему посочувствовала, но кто ж его держал насильно в этих отношениях и мешал развиваться и искать личное счастье? Никто. Мог бы давно расстаться с графиней, ведь там ни о какой любви уже не было и речи, после 12 лет одна лишь привычка и зависимость (причем нездоровая). Видимо, этот тут случай, когда «совпали душевными травмами». По какой-то причине им обоим, и ему, и Анне были выгодны эти отношения.
Самый большой фэйспалм я словила, когда Оливье
Так ли ты отличаешься от светского общества, которое клеймил, а, Оливье? Точно также видишь только внешнее, точно также поверхностен и глуп.
Он и заканчивает свой путь, к слову сказать, крайне глупо.
Если честно, то мне не было его жаль ни капли. Вообще не тот тип героя, который вызывает сочувствие.
Вспомнила еще забавный момент. Когда читала письма Оливье и Анны друг другу, то обратила внимание на то, что каждый пишет только о себе. Речь идет лишь о своих страданиях, тоске и прочих эмоциях, как будто каждый просто хочет вывалить на другого то, что накопилось. Никакого интереса к собеседнику. С таким же успехом можно вести дневник и писать в него.
Это переписка двух зацикленных на самих себе личностях. Язык не поворачивается назвать их зрелыми, несмотря на их возраст. После этого я окончательно убедилась, что их так называемая любовь была искусственной с самого начала. Как говорится, сами придумали – сами обиделись (в данном случае влюбились). Не верю я в эти чувства, больше походит на то, что в любовь они только играли, как дети, эгоистичные, неразумные дети. Ну и доигрались.
В общем, если вас не смущает эмоциональное море и нездоровые отношения, то вероятно книга придется вам по душе. Я ни в коем случае не хочу принизить писательский талант Мопассана. Книга написана очень хорошо, но она о таких людях и о таком обществе, которые не вызывают положительного отклика. Это хорошая книга о пустых переживаниях, глубокая книга о неглубоких людях, погрязших в болоте своего личного эгоцентризма.
Оценка 7 из 10, скосила 3 звезды чисто из субъективных побуждений. Если бы можно было ставить отдельную оценку за перевод, то переводчику бы дала все 10 звезд.