Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 июня 2012 г. 13:29

1K

5

- Я клоун и собираю мгновения.
Генрих Бёлль ''Глазами клоуна''

Послевоенный мир глазами клоуна, собирающего мгновения жизни: на лице грим, чтобы скрыть любое проявление мимики, в душе меланхолия, а в голове мигрень и только глаза клоуна остаются распахнутыми и смотрят на мир из глубины невинной, чистой, почти детской души. Ганс Шнир – нонконформист из рода Чацких. Честность и открытость которых всегда приводят в замешательство других людей и понятно, что Шнир, как и Чацкий у Грибоедова, как гвоздь в стуле - мешает сидеть и жить окружающим. Человек, которому в этом мире нет места. Нигде. Ни в семье, так как она его ''исторгла из своего сердца'' за недостойное поведение; ни рядом с женщиной – Мари ушла от него; ни среди друзей, потому что они живут иначе, они умеют примиряться с жизнью и с обстоятельствами, в отличие от Шнира; ни найти утешение в церкви и религии, потому что чем больше рассуждают деятели церкви о морали, нравственности, тем больше проступает их эгоизм и ханжество; ни в профессии, потому что нет ничего ужаснее, чем клоун, вызывающий жалость. Уход Мари, как катализатор ускорил процесс сползания на обочину жизни, пытаясь одним вечером встроиться хоть в одну из систем, Шнир будет обзванивать своих друзей и знакомых, но он – чужой. Чужой потому, что не желает поменять свои убеждения, где-то пойти на сделку с совестью, где-то простить, где-то примириться с окружающей действительностью. Но он не может. Просто не может найти себя в мире обыкновенного фашизма, в мире, где бывшее нацистское государство превращается в демократическое, где бывшие нацисты создают фонды Помощи расам, он не может примириться с тем, что бывшие нацисты в новом мире богатеют, а те, кого гнобили во время войны, теперь, в мирное время живут у грани нищеты. Он не может примириться с матерью, которая, отправив дочь умирать, при известии о её смерти только спокойно продолжила есть суп, матерью, которая соблюдая диету не позволяла детям есть хлеба, пирожных и вдоволь шлепать по лужам, матерью, которая тайно в погребе поедала ветчину, жадно разрывая розовые куски руками и запихивая себе в рот, лишь бы никто не увидел, с матерью, которая однажды ''исторгла его из своего сердца''. В этом мире люди, чтобы не остаться в меньшинстве и не оказаться на обочине жизни очень легко меняют убеждения. В этом мире протестанты и католики вместо того, чтобы примириться и уважать друг друга, ещё больше разжигают межрелигиозные страсти.

Потерянное поколение – определение, которое случайно обронила Гертруда Стайн: Все вы потерянное поколение, вся молодежь, побывавшая на войне. У вас ни к чему нет уважения. Все вы сопьетесь.
Трагическое, чувственное и немного нервное восприятие действительности потерянным поколением, поиски истинных ценностей в любви, творчестве, дружбе, в их мире нет места лживости убеждений, войнам, денежным расчетам и миллионам, вернее деньги существуют для того, чтобы их тратить на жизнь, баловать детей и любимых людей, но никогда ценные бумажки не должны ложиться мертвым грузом и придавливать своих владельцев.
Да, Ганс Шнир не прекрасно-положительный герой, не бэтмен, спасающий тысячи людей, он просто потерянный клоун, который и путается в своих убеждениях, и мало верит в то, что они жизнеспособны, но мир, показанный его глазами, заставляет тихонько прикрыть глаза, глубоко вздохнуть, взять гитару и набренчать несколько знакомых мелодий, позвонить подруге и сказать, как ценишь её, обнять близкого человека и положить холодные ладони ему подмышки, чтобы согреться. Мир таков, каким мы хотим его видеть…Глазами клоуна или собственными глазами, оставшись один на один с миром.

P.S. Вот ещё что мне пришло в голову: Служкин у Иванова в ''Географе'' - это Шнир по-русски, разлива 90-х годов, когда тоже рухнула одна система и ей на смену пришла другая, когда бывшие коммунисты вдруг стали демократами, а хулители церкви неожиданно уверовали, стоя с оплывшими, толстыми и лживыми лицами в храмах. А тысячи людей просто потерялись.

Комментарии


Юля, спасибо за замечательную рецензию )))
Я просто обожаю эту книгу, много раз перечитывала, люблю)))


Инна, при перечитывании, оказалось, что я люблю эту книгу ещё больше :))) Слишком много ассоциаций с другими эпохами возникло. Пожалуй, ближе всех к Шниру подобрался Чацкий с его сумасшествием.
Бёлль вообще какой-то необыкновенный. За внешней простотой и легкостью слога такая глубина трагедии. Тоже люблю :)


Белль у меня любимый еще с детства-юности, все перечитано множество раз ))) (Кроме Ирландского дневника, которого ты мне недавно открыла) )))


Я у Бёлля не читала ещё Женщины с берега Рейна и кое-что из повестей. Книги накачала, теперь бы ещё время найти для чтения ))


Это психологически изнеженное существо, абсолютно правильно называющее себя клоуном, к потерянному поколению не относится, ибо сам на войне не был, а страдать за других, при этом не отказавшись от комфорта, - способен каждый


Бёлль относится.
Глазами клоуна, то бишь Бёлля, читатель и смотрит на тот мир. Так что к потерянному поколению относится, то есть послевоенному. Шнир не воевал, но опять же, глазами клоуна мы видим и мальчишку который подорвался на гранате, и смерть сестры, которую родители отправили воевать с ''жидовствующими янки'', и нацистов, которые располагались в доме у Шнира, и мальчишку, который должен доказать, что он истинный ариец, а не ''жид''. Это всё осколки войны, которые Шнира тоже ранили. Так что потерянное поколение применимо и к нему.
И Шнир страдает не за других, а за себя. :) А по поводу комфорта, я и написала, что он сам путается в своих убеждениях и понимает, что они нежизнеспособны.


что простительно мальчику-клоуну, то ужасно в исполнении 46-летнего мужчины. Такую наивность можно было сохранить только в изнеженном состоянии. Если только не воспринимать клоуна как профессию. Может это стеб Белля над самим собой


Безусловно стёб, ведь недаром название ''Глазами клоуна''. То есть стёб и над тем миром, что пришел на смену войны, над нацистами, которые, вдруг, стали демократами и возлюбили евреев и все прочие расы, стёб над католицизмом, но и стёб над нежизнеспособностью современного ''клоуна''. Над тем, что никто не помешал нацистам стать демократами.
Отсутствие примирения. Отсутствие той детали внутри Шнира, которая бы помогла ему встроиться в новый мир.


Определение для тех, кто стебется всегда, над всеми и по любому поводу есть. Это "тролль".


Не-а. Не тролль.
Клоун. Грустный клоун, которому больно.


Не одеваясь, подхожу к зеркалу (в трусах кажусь себе спортивнее, моложе) и вижу: на меня смотрит высокий плотный мужчина, которому за пятьдесят. Он бросил уже не в первый раз курить, а потому прибавил шесть лишних килограммов. Волосы у этого человека седые, но он их подкрашивает: седой человек в клоунском костюме может вызвать у публики чувство жалости.
Юрий Никулин


Людей ничто так не обескураживает, как клоун, вызывающий жалость.
Генрих Бёлль устами Ганса Шнира
:)
На самом деле у меня скорее вызывает чувство грусти. И сам роман, и клоун.


Ваш постскриптум удивительным образом выражает ту мысль, что возникла у меня после прочтения Вашей рецензии :)


Правда что выгодно немцев отличает от нас, так это то, что они соврали себе и миру полтора раз (после 2-й мировой и после падения берлинской стены), у нас же вранье возведено в государственную политику. К сожалению


Да. И вранье продолжается, выдается за правду и чистую монету. До сих пор, даже когда всем и так понятно это вранье. Это грустно.


Радует то, что в отличие от Средневековья и даже XIX века события происходят все быстрее и быстрее. Если тогда перелом мог назревать в течение века или нескольких десятилетий, то сейчас уже всё решают только несколько лет.
Может статься, что очередное изменение увидим еще раз. :)


Переломы были всегда, так что будут и новые переломы, и новые изменения:)) А зреет все быстрее сейчас, потому что уровень технического прогресса высок. На мой взгляд )


Да, но не только технический прогресс :))
За последние 100 лет кастовость социальных слоев общества стала более размытой (даже в кап.странах, где не было девятьсотсемнадцатого года), сюда же относятся и пресловутые "социальные лифты". Получилось что уровень коммуникаций между людьми возрос. Обмен мнениями (если его принудительно не пресекать) всегда способствует как минимум расширению кругозора, как максимум формированию единства большинства.
Теперь же с приходом интернета (когда вообще понятия не имеешь кто там "на той стороне" :) ) уровень коммуникаций возрос еще сильнее, как со стороны сокращения временных рамок на передачу сообщений, так и по сфере охвата аудитории.
Мне видится, что возросшие коммуникации основная причина, технический прогресс вторичен :)


Хе...так возросшие коммуникации, возможность получать информацию и общаться со всем миром - это же и есть результат технического прогресса. Интернет, телевидение в том числе, хоть его и ругают, но тем не менее, мобильная связь.
То есть получить информацию с другого конца земного шара можно за секунды ))


Пока писала рецензию, то неожиданно всплыл образ Служкина. Как-то абсолютно точно и верно попал в образ ''потерянного''. Все-таки у каждого времени есть свой ''герой времени'', потерянный и неприкаянный, которому чего-то не хватает, чтобы встроиться в систему времени.


Думаю, что "потерянные" есть вообще всегда в любой эпохе, просто в контексте великих и глобальных событий они заметнее или их просто больше :)
С другой стороны хорошо, что есть такие "потеряшки", глазами которых мы можем не только взглянуть на события эпохи с иной стороны, но и которые как червячки подтачивают систему как бы изнутри, вынуждая ее всё-таки меняться... либо система вообще вся разлетается.
От "потерянного" Чацкого, через "сомневающихся" отцов и детей Тургенева, вплотную к 1917 году тому подтверждение.


Хорошо... Тут на днях была какая-то хулительная рецензия, которая меня удивила, я читала "Глазами клоуна" очень давно, да и вообще Белля помню плохо, но мне запомнилось, что я с одного прочтения занесла его в разряд "настоящих писателей". Может, в ближайшее время и не перечитаю, потому что у меня планы какие-то наполеоновские, но обязательно нужно будет вернуться к этому писателю.


Главная причина ''хуления'' - это то, что Шнир не вписался в образ положительного героя у многих в головах. :)) Ведь герой же не всегда положителен, не всегда думает и поступает ''правильно'', он просто выписан Бёллем как собирательный образ того поколения и наше право смотреть на мир его глазами или открыть свои :)
Бёлля очень нежно люблю, практически всё, что у него читала.


ага, вот еще одна замечательная рецензия на эту книгу! Ох, сессия, поскорее заканчивайся! Хочу уже читать-читать-читать! Столько всего интересного накопилось! "мир таков, каким мы хотим его видеть" - полностью согласна!


Обстоятельства мешают нам полностью отдаться чтению :))))
На самом деле, книжка очень неплохая, во всяком случае, даже если не понравится, то всё равно заставит подумать и поразмышлять.
Удачного окончания сессии! )


Обстоятельства мешают нам полностью отдаться чтению :))))


:)))) но пить водку целыми днями я в связи с этим же не намерена)))

На самом деле, книжка очень неплохая, во всяком случае, даже если не понравится, то всё равно заставит подумать и поразмышлять.


в этом и есть ценность таких книг, поэтому интуиция мне подсказывает, что с этим автором у меня скоро завяжется приятное знакомство)

Удачного окончания сессии! )


ох, спасибо большое! Завтра (сегодня) мне очень нужна будет удача! :)
и за беседу спасибо!)


Все-таки когда-нибудь я абстрагируюсь от понимания книги через главного героя и буду читать с какой-нибудь другой точки зрения. А то как-то в очередной раз из-за антипатии к ГГ все подводные камни и течения романа мимо меня проскользнули. Точнее разумом я их зафиксировала, но на этом уровне все и осталось. Наверное, это как-то неправильно...


Книга она вся состоит из мелочей, которые рассыпаны по всему тексту. Главное на Шнире не концентрироваться. К примеру, мир и люди в нем не такие уж и плохие, если вспомнить как многие помогали Гансу и Мари, Ганс - вонючка, потому что когда его друг вместо 22 марок дал 30, вместо того, чтобы экономить и ехать к Мари, взял такси, тем самым обидев друга. И наоборот. Ну и сам мир вокруг словно перевернутый вверх дном. Интересные наблюдения в книге, на самом деле.


Ганс - вонючка,



Более того, он инфантильная вонючка. И это пока все, что я вынесла из книги, не могу воспринимать все в целом,когда главный герой такая размазня. Может лет через N стоит перечитать.

На самом деле очень забавное ощущение, я примерно поняла о чем книга, рассмотрела этот мир, эти проблемы, это больное время и окружение, но вынесла только то, что Ганс вонючка)


И в моем переводе янки были пархатыми, а не жидовскими. Я очень долго думала чтобы это значило, но так ничего путного и не придумала) Потому что "жид пОрхатый", если переводчик имел ввиду это


У меня был перевод Риты Райт-Ковалевой,и я изначально скачивала именно его, а не перевод Л.Черной. Потому что у Черной такое количество косяков в переводе, даже не столько в переводе, сколько в литературном русском языке.
К примеру, у Райт-Ковалевой: в субботу вечером соседи начинали общаться. У Черной: в субботу вечером соседи братались.


Ну, братающиеся соседи, к счастью мне не встретились. И особых огрехов я не заметила, так было пару странных предложений.


две положительные рецензии в ленте подряд - а это о чём-то говорит


что Бёлль очень хороший автор :) и что МКК собирается обсуждать эту книгу на ближайшей встрече :))))


:))) Атака Лайвлиба Московским книжным клубом книгой Бёлля ''Глазами клоуна'' )))))