Больше рецензий

autumnrain

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 мая 2012 г. 23:05

7K

5

Прочитано в рамках виртуального книжного клуба "Борцы с долгостроем"

upd октябрь 2015: Вай) Перечитала рецку спустя несколько лет. Нужно будет ещё одну написать как-нибудь.

Начну с того, что я просто в шоке, что этот роман включен в обязательную школьную программу. Я настолько не согласна, что просто слов нет!
Думаю, Лев Николаевич, да и не только он, а также Фёдор Михайлович Достоевский, в момент написания своих произведений даже и подумать не могли, что их романы будут заставлять читать подростков! Они писали их для взрослых людей, будучи уже сами взрослыми.
Нет, я понимаю, что уровень развития у всех разный и тэ дэ и тэ пэ, Но! откуда тогда столько людей, которые после школы считают, что Толстой и Достоевский - это нечто ужасно нудное и скучное?
Мне повезло, мама никогда мне ничего не запрещала читать, но и никогда не заставляла, даже если в школе это требовали.
Ну серьёзно, главное ведь - привить своему ребенку интерес к чтению, а он потом сам уже классиков найдет и оценит. Зачем же заставлять тогда, когда он не оценит? Какой в этом смысл?
Здесь дело ведь не в умственном развитии вовсе, а в том, что ещё жизненного опыта в 9 классе недостаточно для понимания тех мыслей, и тех страхов, связанных, как в данном произведении, с семьёй - с построением быта, ошибками и разочарованиями, непониманием, недоверием, и многими-многими ещё проблемами, с которыми сталкивается человек, строящий длительные и серьёзные отношения.
То есть, понять-то, конечно, можно, но не так, как когда уже примеряешь на себя: "Да, вот это верно, это очень тяжело!"
Поэтому, мне кажется, нужно перечитывать обязательно уже находясь в таких отношениях, когда задумываешься уже и семье, о детях (а, возможно, уже имея их).
*у меня вообще очень много претензий к нашей школьной программе, поэтому, пожалуй, пока хватит моих излияний*

А теперь о романе...

Раз

Думается мне, что этот роман следовало назвать не "Анна Каренина", а "Константин Левин". Ну ведь и правда, большую часть романа автор посвящает ему, а вовсе не Анне. Почему так? Противопоставляет ли их автор? Вот мне кажется, что да. Левин близок ему, он его понимает и сочувствует ему. Мне показалось, что именно в его реплики и в его размышления и терзания Толстой вложил свои мысли, своё видение мира. Хотя, быть может, я и ошибаюсь.
Так вот, Левин. Его история действительно начала меня цеплять с того момента, когда он начал строить семью. Моменты, ситуации, мимолетные слова и чувства - как всё это тонко подмечено! Как, наверное, это всем нам свойственно чувствовать на таком этапе!
Я переживала за него и за Кити, мне хотелось, чтобы они понимали друг друга, ведь даже несмотря на любовь и счастье, сколько всяких жизненных преград готовит семейная жизнь! Сколько ямок, кочек и оврагов везде!
Даже, казалось бы, искренне доверяя друг другу, вдруг замечаешь появление таких неприятных и неожиданных и очень острых камней, как "подозрения", "ревность", "сомнения", или вот, я думаю, всем известный (и самый острый) камень - "что-то не так!" - необъяснимое, но такое реальное чувство! И как с ним бороться?...

Два

Анна Каренина. Истеричка. Эгоистка. Человек, разрушивший своими руками жизнь по меньшей мере пятерых людей, включая себя. Да, я посчитала и детей, пусть они почти всегда были на втором плане, однако забыть совсем про них нельзя.
Женщина, которая всю жизнь думала только о себе, ища удовольствий от жизни, "счастья" и "чтобы он меня любил", поступаясь при этом всем, что у неё было, в том числе и детьми, становясь постепенно жестокой, а потом нервной, а потом... А потом под поезд с мыслями: "Я покажу ему! Он будет раскаиваться! Он поплатится!". Даже лицо её изменилось уже, исказилось злобой..
Почему? Почему так?
Всё нарастает постепенно: в погоне за удовольствием и беспечной радостью, идя по головам... И уже постепенно притупляется чувство, которое можно назвать "стоп". Постепенно начиная позволять себе всё больше - и всё больше отдаляешься от этого "стоп".
Истерики, злость, отчаяние - вот к чему так быстро привыкаешь, от чего уже дым застилает глаза, и перестаешь не только вообще что-то видеть, но и на ощупь уже не умея отыскать реальности.
Так легко запутаться, а вот выпутаться...
Анна Каренина, благодаря которой я почти всю ночь вчера не спала, с ужасом узнавая в её истеричном поведении ту часть меня, которая порой прорывается и крушит всё на своём пути. Когда видишь это со стороны - то "как же так можно!", "да что же ты делаешь!!", "что же ты говоришь?? зачем??!!"
Хотелось нырнуть в книгу, схватить Анну за руку, надавать ей пощёчин, чтобы в себя хоть немного пришла! Чтобы оглянулась вокруг и заметила хоть кого-то кроме её собственного "я"! Сказать вместе с Вронским (который, кстати говоря, никаких добрых чувств не вызывает, но тем не менее), сказать вместе с ним: "Да это надоело уже всё! Это решительно же невозможно!"
И понимала, что сказать-то я должна себе. И пощёчин себе. И за руку тоже.

Три

Хочу ещё сказать, что мне очень жаль Толстого. Внимательно прочитав этот роман (да и вообще вспоминая его биографию), я как-то прониклась мыслью о том, что это был ищущий, думающий, стремящийся к истине и любви человек. Как жаль, как неимоверно жаль, что в итоге он сам запутался во всём. Как тяжело было ему, как тяжело было его жене...
Просто до слёз больно за него.

Спасибо Arlett за чудесный и такой нужный клуб.

Ветка комментариев


Ну, там есть, конечно, размышления по поводу рабочего вопроса, состояния русских земель, обеднения рабочих и помещиков...Но ведь роман же нельзя написать без диалогов, разговоров, размышлений героев? А в то время многих волновали именно эти вопросы. Но делать на них главный акцент - увольте.
Хотя, не удивляюсь, что в Союзе главной мыслью романов (вообще всех наверное)) преподносили тему рабоче-крестьянского вопроса.
Обязательно как-нибудь перечитай. Уверена, ты посмотришь на неё по-другому..


Да, тогда на всё смотрели с точки зрения партии и правительства)


Не соглашусь!)) Горе-учителя может и смотрели на все через призму "политики партии и правительства", а чаще - через обывательское угодничество вышестоящим "высокоблагородиям". Проще не иметь своего мнения и сводить проблемы, затронутые в произведениях, к классовым противопоставлениям, которые должны разрешиться в результате Великой Октябырьской Социалистической Рэволюцыи (Уррра! и дискотека)
Слава богу, что не все преподаватели такие)) Но печально, что социалистический строй давно канул в Лету, а в школах литературе опять не везет на хороших преподавателей.


Тут в самую точку, увы. У нас литература именно так и преподавалась. Когда я писала сочинения, полностью выложившись, открыв душу - получала неизменные 4/5 ( первая оценка собственно за само сочинение, т.е. за моё мнение)

Было обидно. Пока друзья не подсказали: "Ну что ты мучаешься? Кому надо твое мнение? Зачем пугаешь бедную МП? Делай как мы!"

Оказалось всё просто до тошноты - на уроках мы конспектировали слово в слово МП, потом во время икс выдавали нагора сочинение аля МП, но под своим именем...

Все остальные годы было 5/5. На душе гадко до сих пор.


Очередной раз есть повод сказать спасибо нашей первой учительнице литературы, которая поощряла сочинения разные. Зачитывала на уроке самые интересные. Конечно, хотелось, чтобы самым интересным оказалось твое!)) Но угадать было невозможно, какое сочинение ей приглянется: зачитывала и корявые, и смелые, и правильные. Самое главное - чтобы было искреннее выражение своих собственных мыслей. Конечно, не занижала оценку за шаблонные сочинения. Но они и не были удостоины внимания.
А потом, в старших классах нам дали совершенную противоположность нашей любименькой учительницы. Там надо было строго соответствовать мнению Белинского и иже с ним!


Как хорошо, что есть такие учителя!